kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 9 классе по теме "Роль языка в жизни общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе по теме  «Роль языка в жизни общества. 

  

Оборудование: Портрет Д.С.Лихачева, книжная выставка (книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России»; книга для учителя «Уроки Лихачева»), карточки с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву, учебник «Русский язык» для 9 класса, тетради

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев

Записать высказывание Д.Лихачева , 1 вариант, как предложение с прямой речью, 2 вариант – как предложение с косвенной речью.

1.. Составить схему предложения, выписать грамматическую основу из первой части сложного предложения, определить тип сказуемого).

2.Выписать словосочетание ценность народа, сформулируйте задание для ГИА.

3. Кто автор высказывания. Что вы знаете о Лихачеве? (Показать книгу («Письма о добром и прекрасном».

 

 4. Какова тема высказывания. Следовательно, какой будет тема нашего урока.

(«Роль языка в жизни в жизни общества»)

Записать тему в тетради.

5.Пересказ подготовленным учеником  легенды о языке.

   (Ее приводит Л. Т. Григорян в книге «Язык мой - друг мой», М., 1989).

   Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них са­мое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удиви­лись, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различ­ные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы­полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объ­ясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения никто не смог возразить.                                            
   В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потре­бовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые го­сударства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскор­блять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»                                                                                                                                          
     Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу,  имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал  себя выше, безвозвратно канули в Лету.

6. Вопросы для обсуждения:

-

-

-

-Какова основная функция языка?

-Какие еще функции языка вы можете назвать?

7. Слово учителя.

Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Для общения, для передачи своих мыслей особенно в процессе совместной трудовой деятельности, необходимо средство. Таким средством общения является язык. Вы мне возразите. Существуют и другие средства общения. Какие? (сигнальные флаги; жесты регулировщика на перекрестке; дорожные знаки.)

 

Но в отличие от всех других средств общения, которые играют вспомогательную роль, язык является всеобъемлющим средством человеческого общения. С помощью языка мы передадим более подробную информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т.д. Важно, что можно передать эмоции, мысли, желания, чувства.

Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим язык

 

А сколько языков на земном шаре?

 

Общее число языков, распространенных среди народов земного шара, по подсчету ученых-лингвистов достигает 2796, не считая различных диалектов (местных говоров) одного и того же языка.

Самым древним памятником письменности считается глиняная плитка с шумерским (картинным) письмом. Эта табличка найдена в Двуречье. Исследования показали, что табличка была изготовлена 3500 лет до нашей эры. Хранится она в Государственном Эрмитаже.

8. Работа у доски.

Язык помогает людям пон...мать друг друга, делает возможной совмес...ную трудовую деятельность, в нем закрепляет(?)ся и передает(?)ся   накоплен...ый веками опыт, что способствует развитию человеческо... общества.

Записывают в тетрадь это предложение, вставляют и объясняют пропущенные буквы.

Ученик у доски выполняет эту работу, объясняет знаки препинания.

 

6. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение.

  1) Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

2)Думает!

3)Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

4)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

5)Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

6)Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.

7)О русском языке как о языке народа писалось много.

8)Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

9)Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву

 

2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

Составить и записать план.. 

 Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

 

1).В каком слове звуков больше , чем букв.

1) самая          2) узнать

3) народ          4) ценность

2)В каком слове написание приставки зависит от смыслового значения.

1)прислушиваться     2)подталкивают

3)развивавшийся       4) проходит

3.Выпишите грамм.основу предложения7.

4.Найдите предложение с однородными обособленными

согласованными определениями.

 

  Дом задание. Написать сжатое изложение по упр.271.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Роль языка в жизни общества" »

Урок русского языка в 9 классе по теме «Роль языка в жизни общества.

Цели урока:

Образовательные:

-углубить и систематизировать знания учащихся по общим сведениям о языке, которые они получили на вводных уроках в 5-8 классах;

-показать, какова роль языка в жизни общества.

Развивающие цели:

развивать мышление, воображение, внимание, продолжить работу по развитию речи учащихся

Воспитательные цели:

воспитание чувства патриотизма , любви к родному языку;

Оборудование: Портрет Д.С.Лихачева, книжная выставка (книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Раздумья о России»; книга для учителя «Уроки Лихачева»), карточки с высказываниями о русском языке, отпечатанный экземпляр текста по Д.С.Лихачеву, учебник «Русский язык» для 9 класса, тетради

Ход урока

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пишет, говорит, думает.
Д.С.Лихачев

Записать высказывание Д.Лихачева , 1 вариант, как предложение с прямой речью, 2 вариант – как предложение с косвенной речью.

1.. Составить схему предложения, выписать грамматическую основу из первой части сложного предложения, определить тип сказуемого).

2.Выписать словосочетание ценность народа, сформулируйте задание для ГИА.

3. Кто автор высказывания. Что вы знаете о Лихачеве? (Показать книгу («Письма о добром и прекрасном».



4. Какова тема высказывания. Следовательно, какой будет тема нашего урока.

(«Роль языка в жизни в жизни общества»)

Записать тему в тетради.

5.Пересказ подготовленным учеником легенды о языке.

(Ее приводит Л. Т. Григорян в книге «Язык мой - друг мой», М., 1989).

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и велел Эзопу приготовить для них са­мое лучшее, что есть на свете. Когда Эзоп подал гостям языки, все удиви­лись, а Эзоп объяснил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различ­ные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, вы­полнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объ­ясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Против такого объяснения никто не смог возразить.
В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились еще больше и потре­бовали объяснений. Эзоп обратился к Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые го­сударства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскор­блять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Гости Ксанфа и сам философ не нашлись, что ответить рабу Эзопу, имя которого до сих пор известно всему миру. Имена же тех, кто считал себя выше, безвозвратно канули в Лету.

6. Вопросы для обсуждения:

  • Какой «язык» имел в виду Эзоп в своих объяснениях?

  • С каким значением слова «язык» мы имеем дело на уроках русского языка?

  • Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»?

  • Какова основная функция языка?

  • Какие еще функции языка вы можете назвать?

7. Слово учителя.

Человек живет в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Для общения, для передачи своих мыслей особенно в процессе совместной трудовой деятельности, необходимо средство. Таким средством общения является язык. Вы мне возразите. Существуют и другие средства общения. Какие? (сигнальные флаги; жесты регулировщика на перекрестке; дорожные знаки.)


Но в отличие от всех других средств общения, которые играют вспомогательную роль, язык является всеобъемлющим средством человеческого общения. С помощью языка мы передадим более подробную информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т.д. Важно, что можно передать эмоции, мысли, желания, чувства.

Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим язык


А сколько языков на земном шаре?


Общее число языков, распространенных среди народов земного шара, по подсчету ученых-лингвистов достигает 2796, не считая различных диалектов (местных говоров) одного и того же языка.

Самым древним памятником письменности считается глиняная плитка с шумерским (картинным) письмом. Эта табличка найдена в Двуречье. Исследования показали, что табличка была изготовлена 3500 лет до нашей эры. Хранится она в Государственном Эрмитаже.

8. Работа у доски.

Язык помогает людям пон...мать друг друга, делает возможной совмес...ную трудовую деятельность, в нем закрепляет(?)ся и передает(?)ся накоплен...ый веками опыт, что способствует развитию человеческо... общества.

Записывают в тетрадь это предложение, вставляют и объясняют пропущенные буквы.

Ученик у доски выполняет эту работу, объясняет знаки препинания.


6. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение.

1) Самая большая ценность народа - его язык, на котором он пишет, говорит, думает.

2)Думает!

3)Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

4)Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

5)Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.

6)Язык человека - точный показатель человеческих качеств, его культуры.

7)О русском языке как о языке народа писалось много.

8)Это один из совершеннейших языков мира, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в 19 веке лучшую в мире литературу и поэзию.

9)Тургенев говорил о русском языке: «… нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!». (По Д.С.Лихачеву


2) Назовите стиль и тип текста.

3) Сформулируйте проблемы, поставленные автором текста.

Составить и записать план..

Вся жизнь человека проходит через родной язык.

- Язык человека – показатель его культуры.

- Русский язык - один из совершеннейших языков мира.

1).В каком слове звуков больше , чем букв.

1) самая 2) узнать

3) народ 4) ценность

2)В каком слове написание приставки зависит от смыслового значения.

1)прислушиваться 2)подталкивают

3)развивавшийся 4) проходит

3.Выпишите грамм.основу предложения7.

4.Найдите предложение с однородными обособленными

согласованными определениями.


Дом задание. Написать сжатое изложение по упр.271.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок русского языка в 9 классе по теме "Роль языка в жизни общества"

Автор: Давидян Арега Сергеевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Конспект  урока русского языка в 6 классе  «Обучение сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-obuchieniie-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-na-linghvistichieskuiu-tiemu"
    ["file_id"] => string(6) "235688"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443795995"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад «Проектная деятельность на уроках русского языка в условиях ФГОС ОО»"
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_russkogo_iazyka_v_usloviiakh_fgos_oo"
    ["file_id"] => string(6) "529691"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575215476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Урок  русского языка "
    ["seo_title"] => string(23) "urok-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "130911"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416036161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства