kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?» (по следам К.Г. Паустовского)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стрижанец  А.И., учитель русского языка и литературы

 ГУО «Средняя  школа №6 г. Жодино» 

Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?»

(по следам К.Г. Паустовского)

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

 

    К. Г. Паустовский

    Эпиграф выбран мной не случайно, потому что свое рассуждение на предложенную тему  я хочу построить с опорой на очерк  К.Г. Паустовского  «Алмазный язык». В этом случае он ясно отражает  и суть моего сочинения, и суть произведения  писателя.

    Я думаю, что это произведение обращено или, лучше сказать, адресовано всем молодым людям. Ведь они, как никто другой, нуждаются в пополнении знаний родного языка. К сожалению, многие не умеют правильно говорить и часто такими людьми оказываются сами носители языка.

    Произведение “Алмазный язык” носит научный характер, так как автор в этом очерке раскрывает историю создания русского языка и отражение различных явлений природы благодаря русскому языку.

    К.Г. Паустовский в своем произведении поставил цель: донести до сознания молодых людей всю красоту, богатство русского языка. 

    Автор поставил здесь ряд вопросов: что будет с обществом, если люди начинают забывать родной язык; каким будет государство, если нация потеряет свое лицо, то есть родной язык; на какой базе станут основываться знания подрастающего поколения? Но на эти вопросы ответы еще не найдены, поэтому автор попытался все-таки их найти. Для этого нужно, чтобы нация, люди осознали всю важность сохранения своих традиций, а самое главное — язык.

    Люди должны понимать, что без сохранения языка нация начнет вырождаться, а это крайне нежелательно. Ведь русский язык -  самый богатый язык в мире, в нём очень много красивых слов. Это нужно понять и постараться сохранить наш родной язык от умирания.

    Теперь давайте разберемся, что же представляет собой русский язык, в чем заключается его красота, кому он открывается до конца, до самого донышка.

    «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает  « до косточки» свой народ и чувствует  сокровенную прелесть нашей  земли», - пишет       К.Г. Паустовский.

       К.Г. Паустовский в своем произведении говорит  о том, что в русском языке много слов, которые могут охарактеризовать одно и то же явление. Он также проводит параллель между русским языком и природой: «Для  всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

     Я думаю, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. И ко мне пришло однажды  это необыкновенное время  летних откровений - я пережила лето, наполненное грозами и радугами, просторами желтых полей, тихим шелестом золотых колосьев на теплом ветру. Природа, ее чарующий язык постепенно научили меня  слышать, видеть, чувствовать - иными словами, научили жить.

     В это лето я узнала заново – на вкус, на цвет, на ощупь, на запах- множество разнообразных слов, которые до сих пор были хоть и известны мне, но лишь в каких-то пределах. Известны, но далеки и не пережиты. А теперь целый мир рождался во мне и для меня заново. Это время позволило мне понять, что каждое слово русского языка – это  огромнейший мир, полный вовсе не случайных тайн и загадок.

    Какие это слова? Их настолько много, просто непостижимо много, что я не знаю, с какого же слова начать.

    Например, дождь. Он может быть разных видов: обложным, моросящим, грибным, слепым, полосовым и так далее. Но одно дело знать это на словах, и совсем другое почувствовать на себе, то есть испытать это. Тогда слова наполнятся силой и можно будет почувствовать то, о чем говоришь. В этом, я считаю, и заключается вся сила русского языка. Ведь нельзя объединить вместе язык и природу ни в каком другом языке, а в русском языке это возможно, так как природа отражает красоту языка: насколько красива природа России с лесами, реками, полями, настолько же красив русский язык с разнообразием слов. Это и показывает нам К.Г. Паустовский в своем произведении.

     Многие слова русского языка излучают свет, поэзию, тепло, любовь, тихую радость, нежность и скромность. Слово улыбается, плачет, смеется, грустит, нежится, горюет…  Порой достаточно только закрыть глаза,  чтобы увидеть ту или иную картину, пережить тот яркий эмоциональный образ, который несет в себе Слово. Давайте попробуем…

    Представьте себе околицы деревень, густо разбросанных на светлой полоске горизонта, да  две-три колокольни, шум светлых березовых рощ, синь круглых озер, песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником. Или дождь в лесу. Запах дождя, мокрого мха, черных лесных коряг. Аромат теплой земли, заросшей ландышами и  громадными снежными цветами, горьковатый запах ивовой коры. Ощущаем каждой клеточкой сладковатый запах водяных лилий, смешанный с запахом  смолы. Осторожно идем по лесу, страшно боясь потревожить километры молчаливой тишины и немого безветрия, развешанных на ветвях огромных деревьев…

    А как об этом пишет К.Г. Паустовский? «Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое,  усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой  то один лист, то другой». Кажется, будто я побывала под этим дождем…

    Есть еще один способ понять значение и смысл слов — это игра ими.     К.Г. Паустовский таким образом разбирает слово “родник”. Он от своего лица рассказывает нам историю о лесничем, который находится на прямой связи с природой, но которого занимают простые русские слова. На этот раз его привлекло слово “родник”, и, разбирая его, он выходит на такие слова, как “Родина”, “народ”, “родня” … “Простые слова эти открыли мне глубочайшие корни нашего языка”, — пишет автор.

    Это еще раз доказывает, что русский язык могучий и красивый. Мы понимаем, что у каждого слова есть свои корни и есть глубокий смысл, который на первый взгляд даже не виден. Но, если почаще задумываться над словами, это откроет их смысл, и мы уже будем произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий. Это является решением поставленной нами проблемы, это путь к возрождению нации.

    Ведь как сейчас загрязнен наш язык такими словами, как, например, “клёво”. А это одно слово заменило целый ряд слов, в котором каждое слово несет свой особый смысл! Например, “великолепно”, “чудесно”, “хорошо”, “здорово”, “красиво” и так далее. Этот ряд можно было бы продолжать до бесконечности.

    А сколько слов мы слышим каждый день по радио и телевидению, но мы не слышим нормальной чистой русской речи! Дикторы, ведущие зачастую делают такие грубые ошибки, что порой кажется, будто язык наш находится на грани исчезновения. А кто виноват во всем этом? Конечно же, сами люди. Сейчас редко можно встретить человека, который говорил бы правильно, я имею в виду чистый русский язык без всяких “словечек”. Ведь наш язык такой красивый и богатый, поэтому он должен быть для русских людей гордостью.

    Что же нужно делать для того, чтобы русский язык не терял свою значимость? Этот вопрос также поднял в своем произведении       К.Г.Паустовский. Он писал о том, что нужно изучать родной язык.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - писал И.С.Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения русских писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Но забыли мы, что осиянно

        Только Слово средь земных тревог.

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что Слово – это Бог!

                                                            Н.Гумилев

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться.

    Проблемы русского языка интересовали также и других русских классиков. Об этом в своих произведениях, очерках, статьях писали такие писатели, как Белинский, Карамзин, Радищев, Тургенев, Достоевский. Все они призывали беречь “русский язык, как святыню”. Это слова                      И. С. Тургенева. Еще они призывали не использовать в нашей речи иноязычные слова, так как наш язык такой богатый и гибкий, зачем нам брать слова у тех, кто беднее нас?

    Произведение К.Г. Паустовского “Алмазный язык” поучительно, поскольку оно призывает нас задумываться над языком. Автор показал нам всю красоту языка, его слога, сравнивает его с природой и говорит, что они взаимосвязаны.

Свое сочинение-рассуждение я построила на основе очерка                        К.Г. Паустовского,  так как он заставил меня с более пристальным вниманием относиться к своей речи. Но хорошо бы было, если бы об этом задумались все, а не только молодые люди. Ведь очень важно то, как мы говорим и что мы говорим. Но если бы так думали все.

    Вспомним строки стихотворения А.С. Пушкина:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

    Эти строки - не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность, нежность и тишина. В них еще все волшебство  русской речи, русского языка.

    «Если бы можно было представить, что  исчезла бы русская поэзия, что  исчез бы  самый  русский язык,  а остались от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому»,- пишет К.Г. Паустовский. Ведь в стихах  А.С.Пушкина « собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи».

    Закончить  свое рассуждение я хочу словами К. Г. Паустовского из его очерка: “Народ, создавший такой язык, —  поистине великий  и счастливый народ”.

                                

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?» (по следам К.Г. Паустовского)»

Стрижанец А.И., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №6 г. Жодино» Сочинение на тему «Русский язык: учить нельзя забыть. Где ставят запятую ваши ученики?» (по следам К.Г. Паустовского)

    

    Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

    К. Г. Паустовский



    Эпиграф выбран мной не случайно, потому что свое рассуждение на предложенную тему я хочу построить с опорой на очерк К.Г. Паустовского «Алмазный язык». В этом случае он ясно отражает и суть моего сочинения, и суть произведения писателя.

    Я думаю, что это произведение обращено или, лучше сказать, адресовано всем молодым людям. Ведь они, как никто другой, нуждаются в пополнении знаний родного языка. К сожалению, многие не умеют правильно говорить и часто такими людьми оказываются сами носители языка.

    Произведение “Алмазный язык” носит научный характер, так как автор в этом очерке раскрывает историю создания русского языка и отражение различных явлений природы благодаря русскому языку.

    К.Г. Паустовский в своем произведении поставил цель: донести до сознания молодых людей всю красоту, богатство русского языка.

    Автор поставил здесь ряд вопросов: что будет с обществом, если люди начинают забывать родной язык; каким будет государство, если нация потеряет свое лицо, то есть родной язык; на какой базе станут основываться знания подрастающего поколения? Но на эти вопросы ответы еще не найдены, поэтому автор попытался все-таки их найти. Для этого нужно, чтобы нация, люди осознали всю важность сохранения своих традиций, а самое главное — язык.

    Люди должны понимать, что без сохранения языка нация начнет вырождаться, а это крайне нежелательно. Ведь русский язык - самый богатый язык в мире, в нём очень много красивых слов. Это нужно понять и постараться сохранить наш родной язык от умирания.

    Теперь давайте разберемся, что же представляет собой русский язык, в чем заключается его красота, кому он открывается до конца, до самого донышка.

«Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли», - пишет     К.Г. Паустовский.

       К.Г. Паустовский в своем произведении говорит о том, что в русском языке много слов, которые могут охарактеризовать одно и то же явление. Он также проводит параллель между русским языком и природой: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Я думаю, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. И ко мне пришло однажды это необыкновенное время летних откровений - я пережила лето, наполненное грозами и радугами, просторами желтых полей, тихим шелестом золотых колосьев на теплом ветру. Природа, ее чарующий язык постепенно научили меня слышать, видеть, чувствовать - иными словами, научили жить.

В это лето я узнала заново – на вкус, на цвет, на ощупь, на запах- множество разнообразных слов, которые до сих пор были хоть и известны мне, но лишь в каких-то пределах. Известны, но далеки и не пережиты. А теперь целый мир рождался во мне и для меня заново. Это время позволило мне понять, что каждое слово русского языка – это огромнейший мир, полный вовсе не случайных тайн и загадок.

Какие это слова? Их настолько много, просто непостижимо много, что я не знаю, с какого же слова начать.

    Например, дождь. Он может быть разных видов: обложным, моросящим, грибным, слепым, полосовым и так далее. Но одно дело знать это на словах, и совсем другое почувствовать на себе, то есть испытать это. Тогда слова наполнятся силой и можно будет почувствовать то, о чем говоришь. В этом, я считаю, и заключается вся сила русского языка. Ведь нельзя объединить вместе язык и природу ни в каком другом языке, а в русском языке это возможно, так как природа отражает красоту языка: насколько красива природа России с лесами, реками, полями, настолько же красив русский язык с разнообразием слов. Это и показывает нам К.Г. Паустовский в своем произведении.

Многие слова русского языка излучают свет, поэзию, тепло, любовь, тихую радость, нежность и скромность. Слово улыбается, плачет, смеется, грустит, нежится, горюет… Порой достаточно только закрыть глаза, чтобы увидеть ту или иную картину, пережить тот яркий эмоциональный образ, который несет в себе Слово. Давайте попробуем…

Представьте себе околицы деревень, густо разбросанных на светлой полоске горизонта, да две-три колокольни, шум светлых березовых рощ, синь круглых озер, песчаные бугры, поросшие сосняком и папоротником. Или дождь в лесу. Запах дождя, мокрого мха, черных лесных коряг. Аромат теплой земли, заросшей ландышами и громадными снежными цветами, горьковатый запах ивовой коры. Ощущаем каждой клеточкой сладковатый запах водяных лилий, смешанный с запахом смолы. Осторожно идем по лесу, страшно боясь потревожить километры молчаливой тишины и немого безветрия, развешанных на ветвях огромных деревьев…

А как об этом пишет К.Г. Паустовский? «Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой». Кажется, будто я побывала под этим дождем…

    Есть еще один способ понять значение и смысл слов — это игра ими. К.Г. Паустовский таким образом разбирает слово “родник”. Он от своего лица рассказывает нам историю о лесничем, который находится на прямой связи с природой, но которого занимают простые русские слова. На этот раз его привлекло слово “родник”, и, разбирая его, он выходит на такие слова, как “Родина”, “народ”, “родня” … “Простые слова эти открыли мне глубочайшие корни нашего языка”, — пишет автор.

    Это еще раз доказывает, что русский язык могучий и красивый. Мы понимаем, что у каждого слова есть свои корни и есть глубокий смысл, который на первый взгляд даже не виден. Но, если почаще задумываться над словами, это откроет их смысл, и мы уже будем произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий. Это является решением поставленной нами проблемы, это путь к возрождению нации.

    Ведь как сейчас загрязнен наш язык такими словами, как, например, “клёво”. А это одно слово заменило целый ряд слов, в котором каждое слово несет свой особый смысл! Например, “великолепно”, “чудесно”, “хорошо”, “здорово”, “красиво” и так далее. Этот ряд можно было бы продолжать до бесконечности.

    А сколько слов мы слышим каждый день по радио и телевидению, но мы не слышим нормальной чистой русской речи! Дикторы, ведущие зачастую делают такие грубые ошибки, что порой кажется, будто язык наш находится на грани исчезновения. А кто виноват во всем этом? Конечно же, сами люди. Сейчас редко можно встретить человека, который говорил бы правильно, я имею в виду чистый русский язык без всяких “словечек”. Ведь наш язык такой красивый и богатый, поэтому он должен быть для русских людей гордостью.

    Что же нужно делать для того, чтобы русский язык не терял свою значимость? Этот вопрос также поднял в своем произведении К.Г.Паустовский. Он писал о том, что нужно изучать родной язык.

Чем грамотнее человек, тем более требователен он к своей речи, тем острее он понимает, как важно учиться хорошему слогу у замечательных русских писателей. Они неустанно работали над совершенствованием и обогащением художественной речи и завещали нам бережно относиться к родному языку. Русский язык всегда был гордостью наших писателей-классиков, он вселял в них веру в могучие силы и великое предназначение русского народа. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» - писал И.С.Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения русских писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь все, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Но забыли мы, что осиянно

Только Слово средь земных тревог.

И в Евангельи от Иоанна

Сказано, что Слово – это Бог!

Н.Гумилев


Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств – все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться.

    Проблемы русского языка интересовали также и других русских классиков. Об этом в своих произведениях, очерках, статьях писали такие писатели, как Белинский, Карамзин, Радищев, Тургенев, Достоевский. Все они призывали беречь “русский язык, как святыню”. Это слова И. С. Тургенева. Еще они призывали не использовать в нашей речи иноязычные слова, так как наш язык такой богатый и гибкий, зачем нам брать слова у тех, кто беднее нас?

    Произведение К.Г. Паустовского “Алмазный язык” поучительно, поскольку оно призывает нас задумываться над языком. Автор показал нам всю красоту языка, его слога, сравнивает его с природой и говорит, что они взаимосвязаны.

Свое сочинение-рассуждение я построила на основе очерка К.Г. Паустовского, так как он заставил меня с более пристальным вниманием относиться к своей речи. Но хорошо бы было, если бы об этом задумались все, а не только молодые люди. Ведь очень важно то, как мы говорим и что мы говорим. Но если бы так думали все...



Вспомним строки стихотворения А.С. Пушкина:


На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой…Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.


Эти строки - не только вершины поэзии. В них не только точность, душевная ясность, нежность и тишина. В них еще все волшебство русской речи, русского языка.

«Если бы можно было представить, что исчезла бы русская поэзия, что исчез бы самый русский язык, а остались от него эти несколько строк, то и тогда богатство и певучая сила нашего языка были бы ясны каждому»,- пишет К.Г. Паустовский. Ведь в стихах А.С.Пушкина « собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи».

    Закончить свое рассуждение я хочу словами К. Г. Паустовского из его очерка: “Народ, создавший такой язык, — поистине великий и счастливый народ”.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Стрижанец Анастасия Ивановна

Дата: 02.04.2016

Номер свидетельства: 313981


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства