ТЕМА: «Интонация, логическое ударение».
ЦЕЛИ УРОКА:
• дать представление об интонации и логическом ударении.
• повторить орфограмму «правописание ъ и ь».
• развивать культуру речи.
ТИП УРОКА: обобщение, закрепление изученного материала.
НА ДОСКЕ:
адъютант альпинист
четырехъярусный бельэтаж
изъян павильон
фельдъегерь дьякон
киносъёмка рельефный
разъединённый женьшень
инъекция осьминог
Вставьте пропущенные буквы:
ум..рали р..сточек
соб..рали з..ря
соб..ру заг..реться
р..стение зан..мать
пл..вец покл..ниться
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Творческий диктант (работа с текстом под диктовку учителя)
Задание:
• Запишите текст под диктовку, в зависимости от интонации учителя и логических ударений поставьте знаки препинания.
Книга — учитель,
Книга — наставник,
Книга — близкий товарищ и друг;
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота — набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга — советчик,
Книга — разведчик,
Книга — активный борец и боец,
Книга — нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец...
(В. Боков)
• Подчеркните грамматическое основы предложений (фронтальная проверка.)
4. Работа с учебником
Упр. 84 (устно), 87 (по заданию)
5. Повторяем орфографию
(Повторяем орфограмму «правописание Ъ и Ь») работа с записью на доске
• Спишите слова, комментируя условия выбора орфограммы «употребление ъ и ь» (по цепочке).
• Пользуясь толковым словарём С.И. Ожегова, объясните значение слов адъютант, фельдъегерь, инъекция, бельэтаж, женьшень.
• Вставьте пропущенные буквы, какая орфограмма объединяет эти слова? Объясните написание слов.
• Запишите под диктовку слова, выделяя приставки на з-с.
сдуть бесполосный разбег бессчетный
расписка восход расчёт здравница
восстание здоровье сгоряча исчезнуть
возраст изжить сзади ни зги не видно
Взаимопроверка.
• Придумайте предложения по схемам с некоторыми из этих слов:
1) [ ], и [ ].
2) [ , | |, ].
3) [ , | |, ].
4) [сущ. – сущ.].
5) [О и О…].
(Чтение вслух, разбор.)
6. Подведение итогов урока
7. Сообщение домашнего задание
стр. 44. Выполнить письменно задание, помеченное звездочкой. Заполнить таблицу своими примерами.