Цели урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, анализировать художественное полотно; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии живописи
Задачи: создать условия для формирования УУД
Личностные:
- ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им. - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру,
- формирование мотивации к творческой деятельности
Предметные:
- анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.
- обнаружение приема олицетворения, использованного автором.
- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения.
- наблюдение за способами рифмовки, использованными в стихотворениях.
Метапредметные:
Познавательные:
- овладение навыками смыслового чтения тексов,
- анализ текста,
- анализ художественного образа,
- анализ сходства и различия картин разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- ориентация в «значках» учебника – возможность использовать разнообразные способы работы;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку
Коммуникативные:
-участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства;
- уметь высказывать собственное суждение,
- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– участвовать в учебном диалоге;
– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
– проявлять самостоятельность в групповой работе
Оборудование: презентация к уроку; запись романса Г. Свиридова к фильму «Метель» и арабской классической музыки, компьютер, проектор, карточки, фортепиано, мольберт, краски.
1.Организационый этап
Проводится перед входом в кабинет.
- Дорогие ребята, Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
Проводится перед входом в кабинет.
- Сегодня мы проведем необычный урок. Вы, наверное, обратили внимание, на то, что парты стоят совсем непривычно, в кабинете присутствуют мольберты, краски, стоит фортепиано, звучит музыка.
-Ребята, вы были когда-нибудь в литературно-музыкальной гостиной?
- Совершенно верно, кто из вас может рассказать, почему эта гостиная получила название «литературно-музыкальная»?
- Что еще важно для литературно-музыкальной гостиной?
Ответы детей о том, что во втором классе у нас был литературно-музыкальная гостиная, посвященный творчеству А.С. Пушкина.
В литературно - музыкальной гостиной звучат произведения поэтов, писателей, музыкантов
-Важно каждому уметь слушать участников гостиной и высказывать свое отношение к услышанному или прочитанному в вежливой форме.
коммуникативные
3. Целеполагание
- Ну, что ж, приглашаю вас войти в литературно-музыкальную гостиную.
- Займите места, которые вам удобны.
- Посмотрите внимательно, что вы видите в оформлении гостиной. (Висят портреты М. Ю. Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна, репродукции картин «Сосна» и «Пальма»).
- Вы знаете этих людей?
-Можете назвать живописные полотна?
- Как вы думаете, что может объединить этих людей и полотна?
- Совершенно верно. Этих замечательных творцов объединило стихотворение, написанное М.Ю. Лермонтовым. Оно называется «На севере диком..».
Это тема нашего урока. (слайд с темой урока)
- Я предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока.
Дети занимают места так, как им удобно. (Ответы детей)
Многие узнали М.Ю. Лермонтова, т.к. ранее уже изучали его произведения, но назвать И.Шишкина и М.Сарьяна дети не могут.
- Думаем, что всех их объединяет какое-то произведение.
Дети формулируют цель и задачи.
4. Первичное усвоение новых знаний.
- звучит музыка Свиридова, демонстрируется слайд с портретом М.Ю. Лермонтова
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
- Какое настроение поэта вы почувствовали?
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.
– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?
Один ученик рассказывает биографию поэта и историю создания стихотворения.
Грустное, печальное, лирическое
Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости.
Высказывания учащихся.
5. Чтение по частям и анализ стихотворения
Мы не первый урок работаем с стихотворным произведением и у вас уже есть опыт как нужно изучать данное стихотворение, что может пригодиться сегодня на уроке?
- Хорошо. Прочитайте стихотворение медленно, выделите слова, значение которых вы хотели бы понять.
-Где можно найти объяснение незнакомым словам? (Ризой, утес)
– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением?
– Как называются эти слова?
– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении?
– Какой еще литературный прием использовал автор?
- Какие слова из стихотворения доказывают это?
– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы?
- Это стихотворение о природе? Или поэт, оживляя сосну и пальму, размышляет о чем-то другом.
- Сравни, как поэт описывает сосну и пальму. Это контрастные образы или ты видишь в них сходство? (Вопрос нацеливает на наблюдение за индивидуально-авторским использованием приема поэтического контраста)
Нам нужно воспользоваться карточками «Как работать с текстом»
Учащиеся воспользовавшись карточками с алгоритмом работы с текстом, предлагают начать с чтения текста стихотворения самостоятельно с проговариванием и выделением непонятных слов.
Читают стихотворение 2-3 раза.
Пытаются объяснить значение непонятных слов.
В учебнике есть словарь, мы можем им воспользоваться.
Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание
“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”
-Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”
-Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой
Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой
6. Работа с репродукциями картин И.И. Шишкина и М.С. Сарьяна
- Я предлагаю перейти к портретам художников и познакомиться с их биографиями созданием картин, так близких стихотворению М.Ю. Лермонтова.
- Давайте рассмотрим картины. Как вы хотели бы организовать эту работу?
На выполнение данной работы отводится 3 мин.
Затем учащиеся заполняют кластер (он подготовлен учителем на интерактивной доске)
Два ученика делают сообщения об И.И. Шишкине и М.С. Сарьяне
Дети предлагают провести эту работу в группах, а затем записать выводы в сравнительную таблицу
Алгоритм работы с репродукциями разработан учащимися на предыдущих уроках.
Алгоритм
• Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),
фамилию художника.
• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).
• Назовите главный предмет изображения и опишите его.
• Перечислите предметы, которые не являются главными, но
важны в этой картине. Опишите их.
• Предположите, почему автор дал это название картине.
• Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте
собственное мнение.
7. Работа над выразительностью
Далее предлагаю учащимся вернуться к стихотворению и расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.
Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями
Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.
Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде
(самопроверка, оценивание в карточке достижений)
8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
На этом этапе урока предлагаю детям представить себя в настоящей литературно-музыкальной гостиной и прочитать стихотворение Лермонтова выразительно . Работа выполняется в группах. Каждая группа выбирает свой способ прочтения (музыкальное сопровождение, иллюстрирование репродукциями) время выполнения задания 3 мин.
Учащиеся используют карточки с памяткой:
Выразительно читать стихотворение, это значит:
- читать с чувством;
- читать эмоционально;
- соблюдать нужную интонацию;
- правильно выдерживать паузы;
- правильно ставить логические ударения;
- не допускать ошибок в словах.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Провожу конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.
Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор
– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?
10. Домашнее задание (по выбору)
Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.
Свой вариант домашнего задания.
11.Оценка, самооценка
В течение всего урока вы вели карточки достижений. Заполните их, пожалуйста.
Учащиеся заполняют карточки самооценки и взаимооценки, я даю оценку общей рабе класса, выделяя наиболее активных участников урока.