kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения на тему "Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, анализировать художественное полотно; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии живописи

Задачи: создать условия для формирования УУД

Личностные:

- ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им. - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру,

- формирование мотивации к творческой деятельности

Предметные:

 - анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.

- обнаружение приема олицетворения, использованного автором.

- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения.

- наблюдение за способами рифмовки, использованными в стихотворениях.

Метапредметные:

Познавательные:

- овладение навыками смыслового чтения тексов,

- анализ текста,

- анализ художественного образа,

- анализ сходства и различия картин  разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- ориентация в «значках» учебника – возможность использовать разнообразные способы работы;

 - оценивать результаты работы, организовывать самопроверку

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства;

- уметь высказывать собственное суждение,

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

– проявлять самостоятельность в групповой работе

Оборудование: презентация к уроку; запись романса Г. Свиридова к фильму «Метель» и арабской классической музыки, компьютер, проектор, карточки, фортепиано, мольберт, краски.

1.Организационый этап

Проводится перед входом в кабинет.

- Дорогие ребята, Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.

2. Актуализация знаний.

Проводится перед входом в кабинет.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Вы, наверное,  обратили внимание, на то, что парты стоят совсем непривычно, в кабинете присутствуют мольберты, краски, стоит фортепиано, звучит музыка.

-Ребята, вы были когда-нибудь в литературно-музыкальной гостиной?

- Совершенно верно, кто из вас может рассказать, почему эта гостиная получила название «литературно-музыкальная»?

- Что еще важно для литературно-музыкальной гостиной?

Ответы детей о том, что во втором классе у нас был литературно-музыкальная гостиная, посвященный творчеству А.С. Пушкина.

В литературно - музыкальной гостиной звучат произведения поэтов, писателей, музыкантов

-Важно каждому уметь слушать участников гостиной и высказывать свое отношение к услышанному или прочитанному в вежливой форме.

коммуникативные

 3. Целеполагание

- Ну, что ж, приглашаю вас войти в литературно-музыкальную гостиную.

- Займите места, которые вам удобны.

- Посмотрите внимательно, что вы видите в оформлении гостиной. (Висят портреты М. Ю. Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна, репродукции картин «Сосна» и «Пальма»).

- Вы знаете этих людей?

 -Можете назвать живописные полотна?

- Как вы думаете, что может объединить этих людей и полотна?

- Совершенно верно. Этих замечательных творцов объединило стихотворение, написанное М.Ю. Лермонтовым. Оно называется «На севере диком..».

Это тема нашего урока. (слайд с темой урока)

- Я предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока.

Дети занимают места так, как им удобно. (Ответы детей)

Многие узнали М.Ю. Лермонтова, т.к. ранее уже изучали его произведения, но назвать И.Шишкина и М.Сарьяна дети не могут.

- Думаем, что всех их объединяет какое-то произведение.

Дети формулируют цель и задачи.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- звучит музыка Свиридова, демонстрируется слайд с портретом М.Ю. Лермонтова

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение,  а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

 -  Какое настроение поэта вы почувствовали? 

– Какие чувства возникли в вашем сердце? 

– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

Один ученик рассказывает биографию поэта и историю создания стихотворения.

Грустное, печальное, лирическое

Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости.

Высказывания учащихся.

5. Чтение по частям и анализ стихотворения

Мы не первый урок работаем с стихотворным произведением и у вас уже есть опыт как нужно изучать данное стихотворение, что может пригодиться сегодня на уроке?

- Хорошо. Прочитайте стихотворение медленно, выделите слова, значение которых вы хотели бы понять.

-Где можно найти объяснение незнакомым словам? (Ризой, утес)

 – Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? 

– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? 

– Как называются эти слова? 

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? 

– Какой еще литературный прием использовал автор?

- Какие слова из стихотворения доказывают это?

– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? 

- Это стихотворение о природе? Или поэт, оживляя сосну и пальму, размышляет о чем­-то другом.

-  Сравни, как поэт описывает сосну и пальму. Это контра­стные образы или ты видишь в них сходство? (Вопрос нацеливает на наблюдение за индивидуально-авторским использованием приема поэтического контраста)

Нам нужно воспользоваться карточками «Как работать с текстом»

Учащиеся воспользовавшись карточками с алгоритмом работы с текстом, предлагают начать с чтения текста стихотворения самостоятельно с проговариванием и выделением непонятных слов.

Читают стихотворение 2-3 раза.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.

В учебнике есть словарь, мы можем им воспользоваться.

Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание

“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”

-Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”

-Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой

Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой

6. Работа с репродукциями картин И.И. Шишкина и М.С. Сарьяна

- Я предлагаю перейти к портретам художников и познакомиться с их биографиями  созданием картин, так близких стихотворению М.Ю. Лермонтова.

- Давайте рассмотрим картины. Как вы хотели бы организовать эту работу?

На выполнение данной работы отводится 3 мин.

Затем учащиеся заполняют кластер  (он подготовлен учителем на интерактивной доске) 

Два ученика делают сообщения об И.И. Шишкине и М.С. Сарьяне

Дети предлагают провести эту работу в группах, а затем записать выводы в  сравнительную таблицу

Алгоритм работы с репродукциями разработан учащимися на предыдущих уроках.

Алгоритм

• Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),

фамилию художника.

• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).

• Назовите главный предмет изображения и опишите его.

• Перечислите предметы, которые не являются главными, но

важны в этой картине. Опишите их.

• Предположите, почему автор дал это название картине.

• Можно ли считать, что автор  думает о  герое картины? Обоснуйте

собственное мнение.

7. Работа над выразительностью

Далее предлагаю учащимся вернуться к стихотворению и расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями

Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.

Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде

(самопроверка, оценивание в карточке достижений)

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

На этом этапе урока предлагаю детям представить себя в настоящей литературно-музыкальной гостиной и прочитать  стихотворение Лермонтова выразительно . Работа выполняется в группах. Каждая группа выбирает свой способ  прочтения (музыкальное сопровождение, иллюстрирование репродукциями) время выполнения задания 3 мин.

Учащиеся используют карточки с памяткой:

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

9.  Итог урока. Рефлексия деятельности.

Провожу конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.

Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?

10. Домашнее задание (по выбору)

Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”

Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.

Свой вариант домашнего задания.

11.Оценка, самооценка

В течение всего урока вы вели карточки достижений. Заполните их, пожалуйста.

Учащиеся заполняют карточки самооценки и взаимооценки, я даю оценку общей рабе класса, выделяя наиболее активных участников урока.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературного чтения на тему "Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма». »



Тема: Мир чувств в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» и картинах И. Шишкина «Сосна», М. Сарьяна «Пальма».


Цели урока: Познакомить учащихся с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова, анализировать художественное полотно; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии живописи

Задачи: создать условия для формирования УУД

Личностные:

- ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное, любоваться им. - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за российскую культуру,

- формирование мотивации к творческой деятельности

Предметные:

- анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.

- обнаружение приема олицетворения, использованного автором.

- осмысление эстетических и нравственных ценностей художественного текста, высказывание собственного суждения.

- наблюдение за способами рифмовки, использованными в стихотворениях.

Метапредметные:

Познавательные:

- овладение навыками смыслового чтения тексов,

- анализ текста,

- анализ художественного образа,

- анализ сходства и различия картин разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- ориентация в «значках» учебника – возможность использовать разнообразные способы работы;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку

Коммуникативные:

-участвовать в диалоге при обсуждении произведений искусства;

- уметь высказывать собственное суждение,

- проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

– участвовать в учебном диалоге;

– выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;

– проявлять самостоятельность в групповой работе

Оборудование: презентация к уроку; запись романса Г. Свиридова к фильму «Метель» и арабской классической музыки, компьютер, проектор, карточки, фортепиано, мольберт, краски.


Этап урока, его задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационый этап

Цель - создать условия для формирования положительной мотивации к учению.

Проводится перед входом в кабинет.

- Дорогие ребята, Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.


Дети желают друг другу удачи.

коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Цель – создать условия для актуализации ранее полученных знаний.

Проводится перед входом в кабинет.

- Сегодня мы проведем необычный урок. Вы, наверное, обратили внимание, на то, что парты стоят совсем непривычно, в кабинете присутствуют мольберты, краски, стоит фортепиано, звучит музыка.

-Ребята, вы были когда-нибудь в литературно-музыкальной гостиной?


- Совершенно верно, кто из вас может рассказать, почему эта гостиная получила название «литературно-музыкальная»?

- Что еще важно для литературно-музыкальной гостиной?









Ответы детей о том, что во втором классе у нас был литературно-музыкальная гостиная, посвященный творчеству А.С. Пушкина.

В литературно - музыкальной гостиной звучат произведения поэтов, писателей, музыкантов


-Важно каждому уметь слушать участников гостиной и высказывать свое отношение к услышанному или прочитанному в вежливой форме.

коммуникативные

3.

Целеполагание

Цель – создать условия для подведения учащихся к теме урока.

- Ну, что ж, приглашаю вас войти в литературно-музыкальную гостиную.

- Займите места, которые вам удобны.

- Посмотрите внимательно, что вы видите в оформлении гостиной. (Висят портреты М. Ю. Лермонтова, И.И. Шишкина, М.С. Сарьяна, репродукции картин «Сосна» и «Пальма»).

- Вы знаете этих людей?

-Можете назвать живописные полотна?



- Как вы думаете, что может объединить этих людей и полотна?

- Совершенно верно. Этих замечательных творцов объединило стихотворение, написанное М.Ю. Лермонтовым. Оно называется «На севере диком..».

Это тема нашего урока. (слайд с темой урока)

- Я предлагаю вам сформулировать цель сегодняшнего урока.

Дети занимают места так, как им удобно.




Ответы детей.







Многие узнали М.Ю. Лермонтова, т.к. ранее уже изучали его произведения, но назвать И.Шишкина и М.Сарьяна дети не могут.

- Думаем, что всех их объединяет какое-то произведение.










Дети формулируют цель и задачи.

Коммуникативные





Регулятивные, познавательные











Регулятивные












регулятивные

4. Первичное усвоение новых знаний.

Цель – познакомить учащихся биографией М.Ю. Лермонтова и стихотворением « На севере диком…»

- (звучит музыка Свиридова, демонстрируется слайд с портретом М.Ю. Лермонтова)

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

 - Какое настроение поэта вы почувствовали? 

– Какие чувства возникли в вашем сердце? 

– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

Один ученик рассказывает биографию поэта и историю создания стихотворения.







Грустное, печальное, лирическое

Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости.





Высказывания учащихся.


Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка)






Личностные






регулятивные

5. Чтение по частям и анализ стихотворения

Цель: закрепить знания о средствах художественной выразительности (эпитетах, сравнениях, олицетворении)

- отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений

Мы не первый урок работаем с стихотворным произведением и у вас уже есть опыт как нужно изучать данное стихотворение, что может пригодиться сегодня на уроке?







- Хорошо. Прочитайте стихотворение медленно, выделите слова, значение которых вы хотели бы понять.

-Где можно найти объяснение незнакомым словам? (Ризой, утес)


– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? 







– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? 







– Как называются эти слова? 

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? 



– Какой еще литературный прием использовал автор?

- Какие слова из стихотворения доказывают это?



– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? 

- Это стихотворение о природе? Или поэт, оживляя сосну и пальму, размышляет о чем­-то другом.

- Сравни, как поэт описывает сосну и пальму. Это контра­стные образы или ты видишь в них сходство? (Вопрос нацеливает на наблюдение за индивидуально-авторским использованием приема поэтического контраста)



Нам нужно воспользоваться карточками «Как работать с текстом»

Учащиеся воспользовавшись карточками с алгоритмом работы с текстом, предлагают начать с чтения текста стихотворения самостоятельно с проговариванием и выделением непонятных слов.

Читают стихотворение 2-3 раза.

Пытаются объяснить значение непонятных слов.


В учебнике есть словарь, мы можем им воспользоваться.


Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание


“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”



Эпитеты

Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества



Олицетворение



-Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”

-Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой



Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе, тоже одинокой



Регулятивные


Познавательные общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме) и логические.

Коммуникативные.


Познавательные, регулятивные

- овладение навыками смыслового чтения тексов,

- анализ текста,

- анализ художественного образа,

- анализ сходства и различия картин разных авторов, их художественного своеобразия, авторского почерка;

6. Работа с репродукциями картин И.И. Шишкина и М.С. Сарьяна

Цель: учить анализировать художественное полотно; развивать эмоции и чувства детей; воспитывать любовь к русской поэзии живописи

- Я предлагаю перейти к портретам художников и познакомиться с их биографиями созданием картин, так близких стихотворению М.Ю. Лермонтова.

- Давайте рассмотрим картины. Как вы хотели бы организовать эту работу?

На выполнение данной работы отводится 3 мин.

Затем учащиеся заполняют кластер (он подготовлен учителем на интерактивной доске)

Два ученика делают сообщения об И.И. Шишкине и М.С. Сарьяне





Дети предлагают провести эту работу в группах, а затем записать выводы в сравнительную таблицу

Алгоритм работы с репродукциями разработан учащимися на предыдущих уроках.

Алгоритм

• Прочитайте название картины (иллюстрации, репродукции),

фамилию художника.

• Рассмотрите иллюстрацию (репродукцию).

• Назовите главный предмет изображения и опишите его.

• Перечислите предметы, которые не являются главными, но

важны в этой картине. Опишите их.

• Предположите, почему автор дал это название картине.

• Можно ли считать, что автор думает о герое картины? Обоснуйте

собственное мнение.

Коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка


регулятивные

7. Работа над выразительностью

Далее предлагаю учащимся вернуться к стихотворению и расставить в тексте стихотворения простым карандашом паузы и логические ударения.

Для самоконтроля на экран проецируется слайд с текстом стихотворения с проставленными паузами и логическими ударениями


Работают самостоятельно. Расставляют в тексте стихотворения паузы и логические ударения.


Выполняют самоконтроль, сравнивая свой вариант выполненного задания со стихотворением на слайде

(самопроверка, оценивание в карточке достижений)

Познавательные. Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном)

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

На этом этапе урока предлагаю детям представить себя в настоящей литературно-музыкальной гостиной и прочитать стихотворение Лермонтова выразительно . Работа выполняется в группах. Каждая группа выбирает свой способ прочтения (музыкальное сопровождение, иллюстрирование репродукциями) время выполнения задания 3 мин.

Учащиеся используют карточки с памяткой:

Выразительно читать стихотворение, это значит:

- читать с чувством;

- читать эмоционально;

- соблюдать нужную интонацию;

- правильно выдерживать паузы;

- правильно ставить логические ударения;

- не допускать ошибок в словах.

Познавательные общеучебные (смысловое чтение)

Коммуникативные (умение работать в группе)

9. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – создать условия для формирования способности к самооценке своей деятельности


Провожу конкурс на лучшее прочтение стихотворения. В жюри конкурса выбираются 2 человека из числа учащихся.


Выбирают в жюри 2-х человек. Дети-члены жюри занимают свои места. Остальные учащиеся по желанию участвуют в конкурсе по прочтению стихотворений.

Жюри подводит итоги, называя лучшего чтеца и аргументируя свой выбор

Коммуникативные.

Познавательные общеучебные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?

Ответы детей


10. Домашнее задание (по выбору)


Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.

Свой вариант домашнего задания.

Коммуникативные,

познавательные (поиск и выделение необходимой информации)

11.Оценка, самооценка

В течение всего урока вы вели карточки достижений. Заполните их, пожалуйста.

Учащиеся заполняют карточки самооценки и взаимооценки, я даю оценку общей рабе класса, выделяя наиболее активных участников урока.

Познавательные:

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Регулятивные:

оценивать результаты работы, организовывать самопроверку


11. Библиографическая литература


  1. . Методический комментарий к главам учебника «Литературное чтение», 3 класс (автор курса – Свиридова В.Ю.).

  2. Кузьмина Е. О. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком…», Г. Гейне «Сосна» и картина И.И.Шишкина «На севере диком…». – ЛВШ. – 2001.- №8.

  3. Лермонтовская энциклопедия. – М.- 1981г.

Храмцова Р. А. Анализ поэтического текста в 5 – 11-м классах. – М. – 2006г


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Васильева Галина Леонидовна

Дата: 24.11.2014

Номер свидетельства: 134980


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства