УМК «Планета Знаний» Литературное чтение во 2 классе. Урок второй. Учитель:ГалимоваАнтонидаМалифоновна
Тема:А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…»
Цель: научить выразительно читать стихотворение .
Задачи: прививать стойкий интерес к творчеству А.С.Пушкина;
формировать трепетное отношение к родной земле, народу.
Планируемые результаты
Предметные
Умеют декламировать стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией; воспринимают на слух художественное произведение , определяют произведенное им впечатление; читают вслух осмысленно, передавая нужную интонацию.
Метапредметные
Р- анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной работы(неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека;
П- воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
К- адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию , выслушивают мнение партнёра.
Личностные
Эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции, проявляют сопереживание.
ХОД УРОКА
1.Организация начала урока.
1.Чистоговорка.
В зимний холод - всякий молод.
-В какой холод всякий молод?
-Кто молод в зимний холод?
В зимний холод - всякий молод.
Каков всякий в зимний холод?
В зимний холод - всякий молод.
2.Повторение и закрепление изученного.
- Вспомним основные моменты урока (план работы)
?Чтение стихотворения.
?Объяснение значения непонятных слов.
?Определение героев стихотворения.
?Определение настроения стихотворения.
?Деление на части.
?Средства художественной выразительности, используемые автором.
?Работа с иллюстрацией.
3.Проверка выполнения домашнего задания.
-Какую работу выполнили дома?
(1.Читали стихотворение А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…» 2.Нашли рифмующиеся слова)
Работа в парах.
Взаимопроверка второй части домашнего задания.
4. Подготовка к основному этапу урока.
- Чтение стихотворения пока проверять не будем? Почему? Кто догадался?
Дети выдвигают гипотезу.
- Мы не работали над выразительностью чтения.
-Исходя из этого , какова цель нашего сегодняшнего урока?
Гипотеза . Научиться читать выразительно стихотворение А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…»
5. Усвоение новых знаний и способов действий.
-Каков будет план работы на уроке?
Дети выдвигают свои гипотезы.
План.
1.Работа над выразительностью чтения.
?логических ударений в выражениях;
?темпа чтения;
2. Выразительное чтение стихотворения.
Выделение логических ударений,пауз в выражениях.Дети комментируют свой выбор.
… Опрятней модного паркета /
Блистает речка, льдом одета.//
Коньками звучно режет лёд; //
На красных лапах гусь тяжёлый,/
Задумав плыть по лону вод, /
Ступает бережно на лёд, /
Скользит /и падает; //
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег…
Дети определяют темп, громкость, интонацию чтения каждой части.поясняя свой выбор.
Первое предложение звучит сдержанно. Любуемся необыкновенной красотой речки, превосходящей красоту богатого паркетного пола, яркостью и свежестью первого зимнего дня, красотой ослепительного снега.
Про мальчишек читаем быстро, задорно , громче, голос выше. Передаем неудержимую скорость движения, звуки коньков, режущих лёд,( выделяя звонкие согласные) детскую огромную радость, отношение автора к мальчишкам и к народу в целом.
В третьей части темп падает, голос понижается «тяжелеет».
Слово «скользит » растягиваем, изображая долгое легкое скольжение гуся по льду.
Слово «падает» - коротко и резко, интонацией сочувствия и легкой иронии.
-Как вы думаете, что испытывает при этом гусь? (Удивление, недоумение, досаду.)
Последние аккорды бьют величественно широко, изображая восхищение полётом первого снега, красотой и необъятным простором родной земли.
6. Первичная проверка понимания
-Кто чувствует, что готов читать стихотворение выразительно?
Слушание желающих читать детей. Анализ ошибок.
7. Закрепление знаний.
Работа в парах. Дети читают стихотворение друг другу.
8. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия.
-Что вы можете сказать о самом авторе стихотворения?( Он бесконечно влюблён в наш удивительный край)
-Какое стихотворение А.С.Пушкина читали в этом учебном году?
-Кто нам напомнит?
Чтение наизусть стихотворения «…Уж небо осенью дышало..»
-Похожи эти стихи по настроению?
-Что-то объединяет эти два стихотворения?
9. Подведение итогов занятия. Оценивание
-Я предлагаю вам вернуться к плану работы. Мы выполнили все его пункты? ------Молодцы!
-Кто уверен, что понял, как читать выразительно стихотворение, поднимите, пожалуйста, руки. Похвалите себя (погладьте по головке) и соседа за помощь в работе (улыбнитесь ему)
10. Домашнее задание.
- Я думаю, что у большинства появилось желание выучить наизусть этот прекрасный отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»