kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русскому языку по теме:" Постановка логического ударения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: • сформировать представление детей о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла (содержания) предложения; • сформировать умение выбирать слова, на которые следует сделать логическое ударение для более точной передачи смысла предложений, различных по цели высказывания; • актуализировать знания учеников о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме:" Постановка логического ударения"»

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Тема: Постановка логического ударения в предложениях. (Урок изучения нового материала).


Цели урока:

  • сформировать представление детей о логическом ударении и его значении для точности передачи смысла (содержания) предложения;

  • сформировать умение выбирать слова, на которые следует сделать логическое ударение для более точной передачи смысла предложений, различных по цели высказывания;

  • актуализировать знания учеников о предложениях, различных по цели высказывания и по интонации;


Метапредметные УУД, формируемые на уроке:

  • регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов (приобщение учащихся к планированию учебной работы)

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока.

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме .

  • познавательные УУД:

– умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

– умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

– устанавливать причинно-следственные связи.

  • коммуникативные УУД:

– работа со взрослым.

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (упражнения с заданиями «Подумайте…», «Попробуйте объяснить…», «Объясните…», «Продолжите высказывание»

Личностные УУД, формируемые на уроке:

- формировать личностный смысл учения:

– приобщение третьеклассника к постановке и осознанию цели урока и ожидаемых результатов.

– предоставление учащимся самостоятельности в решении учебных задач.


Планируемые результаты урока

Учащиеся научатся:

  • понимать значение логического (смыслового) ударения в речи;

  • соотносить выбор слова, на которое падает (делается) логическое ударение, со смыслом предложения (высказывания) в целом;

  • активно использовать в собственной речи логическое ударение.


ХОД УРОКА:

Организационный момент.

- Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

- Подарите друг другу улыбку… Надеюсь, что хорошее настроение поможет вам в работе на уроке.

1 Вспомним словарное слово, изученное на прошлом уроке. (На доске запись: слово мороз с пропущенными буквами – м__ро__ ).

- На какую гласную в нём падает ударение? (На гласную «о» во втором слоге).

- Какие опасные места есть в этом слове

- Вспомните, в названиях каких сказок есть слово «мороз»?


Приём «Корзина идей»:

- Подумайте (2 минуты) и запишите свой вариант ответа на листах бумаги, которые лежат перед вами на партах (2-3 минуты).

- А теперь обсудите со своим соседом по парте получившиеся записи и составьте общий ответ на мой вопрос (2-3 минуты).

- А теперь сбросим наши идеи в корзину (на доске изображение корзины). Каждая пара называет свой ответ. Я буду записывать их на доске.

- Помните о том, что повторять ответы других ребят не надо.


(И другие возможные варианты ответов детей…)

- Посмотрите, сколько разных ответов вы дали…

2. Осмысление.

- На доске записан один вопрос:

Мороз нарисовал узоры на стёклах?

- Как бы вы ответили на него? (Возможные варианты ответов детей - да, нет)

- А вот какие ответы на вопрос я предлагаю вашему вниманию:

1. Конечно, мороз.

2. Вероятнее всего, узоры.

3. Да, на стёклах.

- Почему на один и тот же вопрос дали три разных ответа?

- От чего это зависит?

- Сравните записи:

1. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

2. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

3. Мороз нарисовал узоры на стёклах?

- Какое слово надо выделить голосом, чтобы получить первый ответ? (Мороз).

- А какое слово надо произнести по-другому, чтобы услышать второй ответ?

(Узоры).

- Какое слово надо выделить голосом, чтобы в ответ услышать третий вариант ответа? (На стёклах).

- Какой вывод мы можем сделать?

(От того, как задали вопрос, может зависеть ответ на него).

- Вернёмся к нашей таблице. Прочитайте все записи ещё раз. Какие из ваших предположений не подтвердились?

- Узнаем, как называется такое явление в русском языке.

- Откройте учебник на странице 84 и прочитайте, как называется выделение голосом слова (во фразе, предложении, вопросе), на которое хотят обратить внимание.

(Логическое ударение).

- Итак, кто может назвать тему нашего урока? (Постановка логического ударения в предложении).

- Мы продолжаем работу. Ставить логическое ударение можно не только в вопросительных предложениях, но и в повествовательных.

На доске открывается запись:

Мы сегодня пойдём в театр.

- Попробуйте прочитать это предложение, показав голосом, что для вас важно, куда вы вскоре отправитесь. (Мы сегодня пойдём в театр.)

- Какое слово вам пришлось для этого выделить?

- А теперь покажите собеседнику, что для вас важно, когда именно вы пойдёте на спектакль. (Мы сегодня пойдём в театр.)

- Как поставить логическое ударение, чтобы указать, кто именно идёт в театр? (Мы сегодня пойдём в театр.)

- Прежде чем начнём работать, мне хотелось бы выяснить: в устной речи мы выделяем слова голосом, а как это сделать на письме?

- Запишите под диктовку предложения: (Будем подчёркивать те слова, на которые падает логическое ударение).

Книги, ручки и тетради лежат на столе.

Первый вариант – поставьте логическое ударение так, чтобы обратить внимание на названия предметов, лежащих на столе. (Книги, ручки и тетради лежат на столе.)

Второй вариант – выделите место нахождения предметов. (Книги, ручки и тетради лежат на столе.)

Аналогично проводится работа над предложением:

Маша приготовилась учить уроки.

(На это задание отводится 3-5 минут).

- А сейчас – самостоятельная работа (5-7 минут). Выполним упражнение

Упр. 51 на стр. 86.

- Проведём взаимопроверку… Кто выполнил задание верно?

3. Рефлексия.

- С каким понятием мы ознакомились на уроке? (Логическое ударение).

- Где нам может пригодиться умение ставить логическое ударение?

(При выразительном чтении, чтении наизусть, когда задаем вопрос или хотим что-то выяснить, уточнить…)

- Что запомнилось на уроке?

- Какие факты показались интересными?

- Что вызвало затруднения?

Приём «Синквейн»

- А теперь предлагаю выполнить следующее задание – записать синквейн.

Напоминаю правила его составления:

Первая строка – тема (1 существительное)

Вторая строка – описание темы (2-3 прилагательных)

Третья строка – описание действия (3 глагола)

Четвёртая строка – ваше отношение к изучаемой теме (предложение из 4 слов)

Пятая строка – суть темы (синоним).

Самостоятельная работа детей на уроке (3- 4минуты).

- У кого есть желание поделиться написанным с нами?

(Заслушиваются ответы желающих).

Например:

Логическое ударение

Смысловое, важное, меняющееся.

Подсказывает, акцентирует, помогает.

Важно для уточнения смысла!

Помните!

- На следующем уроке мы будем учиться задавать вопросы таким образом, чтобы получить ответ на интересующий нас вопрос. А на уроке литературного чтения мы будем составлять партитуру чтения с расстановкой

логического ударения.

- Домашнее задание.


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по русскому языку по теме:" Постановка логического ударения"

Автор: Баранова Ольга Геннадьевна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ1 "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogo-iazyka-vo-2-klassie1"
    ["file_id"] => string(6) "172108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423758683"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока русского языка "Что такое антонимы"? "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-chto-takoie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "244401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445935172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка, презентация для урока "Склонение имён существительных" "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-sklonieniie-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "116642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412561218"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Конспект урока русского языка по теме: «Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правил правописания сочетаний   ЖИ-,   ШИ». "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-riechievaia-situatsiia-obsuzhdieniie-postupkov-povtorieniie-pravil-pravopisaniia-sochietanii-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "228116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441118090"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства