kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Интонация предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Интонация предложения.

Задачи: знать структурные компоненты интонации;

         функции интонации в речи;

                   отличительные особенности интонации;

         проводить анализ интонационных конструкций.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

III.Актуализация учебных знаний.

1.Учитель:

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:

«В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов».

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи.

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

Вспомним основные элементы интонации:

1)мелодика речи (повышение и понижение голоса);

2)логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);

3) пауза (временная остановка речи);

4) темп (скорость речи);

5)тон (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки, - тон весёлый, игривый, мрачный и т. п.)

 Слайд №3

Обратите внимание, какими значками обозначаются основные элементы интонации.

Слайд №4

2.Словарно-орфографическая работа.

Обратим внимание на этимологию слова интонация.

ИНТОНАЦИЯ. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation < ср.-лат. intonatio, суф. производного от intonare "шуметь, греметь" (от tonus "тон).

Слайд №5

3.Упр.250

- Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу?

- Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных   к слову тон.

- Изучите словарную статью тон словарика эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните его  теми эпитетами, которые характеризуют тон, соответствующий нормам речевого этикета.

Проверим выполнение работы.

Слайд №6

Вежливый, великодушный, благожелательный, благосклонный,  деликатный, добродушный,   доброжелательный, доверительный, дружелюбный, жизнерадостный, задушевный, искренний, корректный, ласковый, любезный, мягкий, одобрительный, почтительно-корректный, любезный, радостный, ровный, сердечный,  сочувственный, спокойный,  теплый,  трогательный, уважительный,  участливый, учтивый.

 4.Интонацию характеризует тембр (тон) речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

- Рассмотрите рисунок  к упр.251 и объясните его лингвистический смысл.

 Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения.

Какой же ты добрый мальчик! Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

5.Составление предложений.

В. Морозов писал: «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». А В.Белинский утверждал, что «дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».

-  Составьте по рисункам предложения и произнесите их разным тоном.

Слайд №7

6. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания.

Прочитайте  каждое предложение несколько раз, меняя место логического ударения.

 Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе).

Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр.

 Завтра мы поедем в театр (а не пойдем).

Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

Слайд №8

7. Работа с фразами.

 Попробуйте разделить фразу Зачемпоставленатамарка на слова и прочитать её.

Слайд №9

Теперь проверьте себя (упр.256). Оказывается, смысл этой фразы можно понять по-разному и, следовательно, по-разному её написать. Прочитайте каждый вариант с соответствующей интонацией.

Самостоятельная работа.

Разделите фразы на слова и запишите получившиеся предложения.

Слайд №10

8.Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи. Охарактеризуем мелодику основных видов предложений русского языка. С.121 учебник, теория.

9.Подготовленный ученик читает текст упр.261  в соответствии с данными пометами.

Слайд №12

10.Самостоятельная работа (листики с текстом стихотворения у каждого на парте).

Расставьте интонационные пометы  и выразительно прочитайте текст.

 Буря мглою небо кроет,

 Вихри снежные крутя;

 То, как зверь, она завоет,

 То заплачет, как дитя,

 То по кровле обветшалой

 Вдруг соломой зашумит,

 То, как путник запоздалый,

 К нам в окошко застучит.

 Наша ветхая лачужка

 И печальна и темна.

 Что же ты, моя старушка,

 Приумолкла у окна?

 Или бури завываньем

 Ты, мой друг, утомлена,

 Или дремлешь под жужжаньем

 Своего веретена?

Слайд №12

11.Работа по картине В.Е.Маковского «Первый фрак».

Вспомним, что такое диалог?

Выясним, что означает слово полилог?

Словарно-орфографическая работа.

Полилог (от греческого poly «много» и logos «слово») – разговор, в котором принимают участие не два,а несколько лиц.

Слайд №13

Рассмотрите репродукцию картины В.Е.Маковского «Первый фрак».

Слайд №14

 Как описывает художник большое событие – примерку только что сшитого и впервые надетого фрака единственным мужчиной в семье?

О чём говорят жесты, поза, мимика персонажей?

Пофантазируйте, в связи с чем был заказан фрак, к какому событию готовится мужчина и вся его семья?

На основе картины составьте диалог или полилог, используя предложения разных видов, и выразительно прочитайте свой текст.

 IV. Итог.

Учитель.

Мы убедились с вами, что интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от  письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

 Урок закончим высказыванием  Б.Головина (из упр.249):  «Помните, что ваша интонация – это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души. Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания.

V.Домашнее задание: п.14, упр.262

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок "Интонация предложения" »

Тема: Интонация предложения.

Задачи: знать структурные компоненты интонации;

функции интонации в речи;

отличительные особенности интонации;

проводить анализ интонационных конструкций.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и цели урока.

III.Актуализация учебных знаний.

1.Учитель:

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Что же это за средства? Что они собой представляют?

Известный русский лингвист А.Б. Шапиро характеризует их таким образом:

«В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков, — наверное, не меньше, а возможно и больше, чем их требуется для музыкальных текстов».

Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи.

Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

Вспомним основные элементы интонации:





1)мелодика речи (повышение и понижение голоса);

2)логическое ударение (выделение голосом наиболее важного по смыслу слова);

3) пауза (временная остановка речи);

4) темп (скорость речи);

5)тон (звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональные оттенки, - тон весёлый, игривый, мрачный и т. п.)

Слайд №3

Обратите внимание, какими значками обозначаются основные элементы интонации.

Слайд №4

2.Словарно-орфографическая работа.

Обратим внимание на этимологию слова интонация.

ИНТОНАЦИЯ. Заимств. в середине XIX в. из франц. яз., где intonation -лат. intonatio, суф. производного от intonare "шуметь, греметь" (от tonus "тон).

Слайд №5

3.Упр.250

- Каким тоном можно произнести одну и ту же фразу?

- Попробуйте записать как можно больше имён прилагательных к слову тон.

- Изучите словарную статью тон словарика эпитетов. Сравните её со своим списком. Дополните его теми эпитетами, которые характеризуют тон, соответствующий нормам речевого этикета.

Проверим выполнение работы.

Слайд №6

Вежливый, великодушный, благожелательный, благосклонный, деликатный, добродушный, доброжелательный, доверительный, дружелюбный, жизнерадостный, задушевный, искренний, корректный, ласковый, любезный, мягкий, одобрительный, почтительно-корректный, любезный, радостный, ровный, сердечный, сочувственный, спокойный, теплый, трогательный, уважительный, участливый, учтивый.

4.Интонацию характеризует тембр (тон) речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

- Рассмотрите рисунок к упр.251 и объясните его лингвистический смысл.

Докажите, что следующие предложения в зависимости от интонации могут передавать значение одобрения и неодобрения.

Какой же ты добрый мальчик! Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

5.Составление предложений.

В. Морозов писал: «Голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и ещё с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли». А В.Белинский утверждал, что «дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится».

- Составьте по рисункам предложения и произнесите их разным тоном.

Слайд №7

6. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания.

Прочитайте каждое предложение несколько раз, меняя место логического ударения.

Завтра мы поедем в театр (а не на следующей неделе).

Завтра мы (наш класс, а не другой) поедем в театр.

Завтра мы поедем в театр (а не пойдем).

Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

Слайд №8

7. Работа с фразами.

Попробуйте разделить фразу Зачемпоставленатамарка на слова и прочитать её.

Слайд №9

Теперь проверьте себя (упр.256). Оказывается, смысл этой фразы можно понять по-разному и, следовательно, по-разному её написать. Прочитайте каждый вариант с соответствующей интонацией.

Самостоятельная работа.

Разделите фразы на слова и запишите получившиеся предложения.

Слайд №10

8.Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи. Охарактеризуем мелодику основных видов предложений русского языка. С.121 учебник, теория.

9.Подготовленный ученик читает текст упр.261 в соответствии с данными пометами.

Слайд №12

10.Самостоятельная работа (листики с текстом стихотворения у каждого на парте).

Расставьте интонационные пометы и выразительно прочитайте текст.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Слайд №12

11.Работа по картине В.Е.Маковского «Первый фрак».

Вспомним, что такое диалог?

Выясним, что означает слово полилог?

Словарно-орфографическая работа.



Полилог (от греческого poly «много» и logos «слово») – разговор, в котором принимают участие не два,а несколько лиц.



Слайд №13

Рассмотрите репродукцию картины В.Е.Маковского «Первый фрак».

Слайд №14

Как описывает художник большое событие – примерку только что сшитого и впервые надетого фрака единственным мужчиной в семье?

О чём говорят жесты, поза, мимика персонажей?

Пофантазируйте, в связи с чем был заказан фрак, к какому событию готовится мужчина и вся его семья?

На основе картины составьте диалог или полилог, используя предложения разных видов, и выразительно прочитайте свой текст.

IV. Итог.

Учитель.

Мы убедились с вами, что интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Урок закончим высказыванием Б.Головина (из упр.249): «Помните, что ваша интонация – это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души. Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания.

V.Домашнее задание: п.14, упр.262










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок "Интонация предложения"

Автор: Возжаева Надежда Николаевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Русский язык: Урок № 106. Живое украшение Земли. Смысл интонации предложения. Вопросы к словам предложения."
    ["seo_title"] => string(79) "russkii_iazyk_urok_106_zhivoe_ukrashenie_zemli_smysl_intonatsii_predlozheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "549948"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1589617051"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок русского языка по теме   «Закрепление изученного о видах предложений», 2 класс (УМК "Гармония") "
    ["seo_title"] => string(106) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-zakrieplieniie-izuchiennogho-o-vidakh-priedlozhienii-2-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "145059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418835176"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Интонация БСП» (9 класс)            Технология встречных усилий"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekturokarusskoghoiazykavusloviiakhriealizatsiifgosintonatsiiabsp9klasstiekhnologhiiavstriechnykhusilii"
    ["file_id"] => string(6) "304983"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457857954"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Восклицательные предложения»"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_vosklitsatelnye_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "566162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607500101"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме "Восклицательные предложения" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vosklitsatiel-nyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "104165"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402673103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства