Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев -к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький.); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седь мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).
Фонетический разбор: [гл'ижу].
2. Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»»
Урок17. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста
Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.
Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, работать в парах.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический и синтаксический разбор на доске.
Комментарии
В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев -к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький...); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седь мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).
Фонетический разбор: [гл'ижу].
2. Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная проверка.
Комментарии
Тип текста — повествование.
III. Самоопределение к деятельности
Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)
Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тему текста и его основную мысль.)
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику
I. Чтение теоретического материала (с. 37, 38), беседа по прогнанному, комментарии учителя.
Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.) Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред-южения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает i и- юстность текста независимо от количества частей, на которые mi членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема Юлится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.
- Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)
Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, 01 мовная мысль тоже определяет содержание текста. Она может "i.i п. сформулирована в одном из его предложений. Например, и оасне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде • инкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.
- Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выражать тему или основную мысль текста.)
Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии пдержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его передать.
Какова тема текста? (Она выражена в заглавии — «Гусь и журавль».)
Какова основная мысль текста? (Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо».)
Произведения каких жанров напоминает этот текст? (Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)
Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на другую тему? (Можно.)
_ Согласны ли вы с К. Ушинским? (Ответы детей.) V Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 65 - письменное выполнение на доске и в тетрадиш
Упр. 66 - выразительно?чтение текста, обсуждение.
3. Упр. 67 - выразительное чтение текста, обсуждение вон Л сов сначала в парах, затем коллективное.
Комментарии
В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема тек-| ста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, веч-| ном её обновлении: «...до сладостной весны!»
Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сладостной весны!» VI. Подведение итогов урока
Что называется темой текста?
Что такое основная мысль текста? Как её определить?