kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, ра­ботать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1.      Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический
и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев -к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький.); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седь мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).

Фонетический разбор: [гл'ижу].

2.      Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная

Просмотр содержимого документа
««Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»»

Урок 17. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста

Цели: формировать умение определять тему и основную мысль текста; развивать навыки анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: знание признаков текста; умения определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст, выявлять языковые и композиционные особенности текста, ра­ботать в парах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

1. Упр. 63 — обсуждение вопросов и заданий, фонетический
и синтаксический разбор на доске.

Комментарии

В предложениях первого абзаца цепная связь. Средства связи второго предложения с первым, третьего со вторым, четвёртого с третьим, пятого с четвёртым — местоимения (много воробьев -к ним, я — передо мной, воробышек — какой, нарядный — этого) шестое предложение связано с пятым и четвёртым подробным описанием, свёрнутым в предыдущих предложениях (нарядный -этого — верх головки серенький...); седьмое предложение с шестым связано повтором (серенький — серенькая — серые); восьмое с седь мым связано контекстным антонимом (потемнее: коричневатые пёстренькие — белая).

Фонетический разбор: [гл'ижу].

2. Задание 6 из рабочей тетради - фронтальная проверка.

Комментарии

Тип текста — повествование.

III. Самоопределение к деятельности

Назовите обязательные признаки текста. (Наличие темы и основной мысли.)

Что мы подразумеваем под этими понятиями? (Ответы детей.) Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тему текста и его основную мысль.)

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

I. Чтение теоретического материала (с. 37, 38), беседа по про­гнанному, комментарии учителя.

Что такое тема текста? (То, о чём говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. д.) Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его пред-южения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает i и- юстность текста независимо от количества частей, на которые mi членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема Юлится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её.

- Что такое основная мысль, идея текста? (Это то главное, что хотел сказать автор текста.)

Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, 01 мовная мысль тоже определяет содержание текста. Она может "i.i п. сформулирована в одном из его предложений. Например, и оасне основная мысль, идея текста, как правило, даётся в виде • инкретного высказывания. Но чаще всего основную мысль нуж­но сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст.

- Какое значение имеет заглавие текста? (Оно может выра­жать тему или основную мысль текста.)

Заглавие должно быть ёмким, кратким, точным. В заглавии пдержится общий смысл текста. Важно кратко и точно его пе­редать.

2. Упр. 64 - выразительное чтение текста, обсуждение.

Какова тема текста? (Она выражена в заглавии — «Гусь и жу­равль».)

Какова основная мысль текста? (Она выражена в последнем предложении текста: «Лучше знать что-нибудь одно, да хо­рошо, чем всё, да плохо».)

Произведения каких жанров напоминает этот текст? (Жанр текста близок к короткой сказке, притче, басне.)

Можно ли эту же мысль выразить, используя текст на дру­гую тему? (Можно.)

_ Согласны ли вы с К. Ушинским? (Ответы детей.) V Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 65 - письменное выполнение на доске и в тетрадиш

Упр. 66 - выразительно?чтение текста, обсуждение.

3. Упр. 67 - выразительное чтение текста, обсуждение вон Л
сов сначала в парах, затем коллективное.

Комментарии

В названии стихотворения А. Пушкина отражена тема тек-| ста. Автор передаёт грустное настроение, навеянное неизбежным осенним увяданием природы. Но последняя фраза стихотворения оптимистичная, она говорит о вечном изменении природы, веч-| ном её обновлении: «...до сладостной весны!»

Варианты заглавия стихотворения: «Осенняя грусть», «До сла­достной весны!» VI. Подведение итогов урока

Что называется темой текста?

Что такое основная мысль текста? Как её определить?

Какое значение имеет заголовок текста?

Каким должен быть заголовок?

Домашнее задание

Учебник: § 14, упр. 68.

Рабочая тетрадь: задание 12.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Тема и основная мысль текста. Заглавие текста»

Автор: Муртазалова Лали Магомедовна

Дата: 20.08.2020

Номер свидетельства: 556149

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Презентация "Тема и основная мысль текста""
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiiatiemaiosnovnaiamysltieksta"
    ["file_id"] => string(6) "321097"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1461224989"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Календарно – тематическое планирование Русский язык  5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421392239"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(20) "Текст. Тема"
    ["seo_title"] => string(12) "tiekst-tiema"
    ["file_id"] => string(6) "248260"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446705090"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Комплексный анализ текста. План анализа. "
    ["seo_title"] => string(40) "komplieksnyi-analiz-tieksta-plan-analiza"
    ["file_id"] => string(6) "232951"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442945844"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства