5 классы Русский язык
Тема урока: Текст. Тема
Цели урока: сформировать у детей общее понятие о тексте, развитие умения выявлять самое важное в содержании текста (главную мысль), соотносить заглавие с главной мыслью, выбирать подходящее к тексту заглавие, развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать культуру общения при работе в парах.
Ожидаемый результат: умеют выявлять главную мысль текста, могут выбирать заглавие к тексту, различать текст от наборов предложений, знают правила работы в группе и в паре.
Оборудование: учебник, таблица, раздаточный материал
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащ-ся
1.Орг/момент
Психологический
настрой
Приветствие.
Проверка списочного состава учащихся.
Всем нам хочется учиться,
Чтоб работою гордиться.
Будьте же внимательны
И во всём старательны!
Приветствуют учителя
Сообщение отсутств.
Настрой на позитив
2Актуализация знаний
Что такое фразеологизмы? Приведите примеры
Проверка дом.упр.стр.63
Рассказыв. правило
Проверяют себя!
3.Изучение новой темы
Работа с учебником
Сегодня мы будем изучать новую тему-Текст. Тема
Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль.
Жила-была гусеница. Целыми днями она медленно ползала по веткам дерева. И вот однажды она стала вить кокон. Прошло некоторое время, и кокон лопнул. Волшебное чувство свободы наполнило гусеницу. Она раскрыла большие разноцветные крылья и полетела. Так гусеница превратилась в бабочку.
Придумайте к тексту заголовок.
В этом тексте говорится о гусенице. Значит, это и есть тема текста.
Какова же главная мысль?
Автор этого текста хотел рассказать нам, как гусеница превращается в бабочку. Это – главная мысль текста.
А как озаглавить текст? Наверное, заглавие должно указывать на самое важноев содержании текста. Заглавие может указывать на тему или основную мысльтекста.
Поэтому вы были правы, если озаглавили текст так: «Гусеница». Не ошиблись и те, кто выбрал заголовок «Превращение гусеницы» или «Появление бабочки».
Текст – это группа предложений. В тексте присутствуют единство темы, главная мысль, связь между предложениями.
Тема – это то, о чём говорится в тексте
Основная мысль – это главное, о чём хотел сказать автор.
Озаглавить текст – это значит кратко назвать тему или основную мысль в заголовке.
Чтение правила в учебнике на стр.64
Внимательно слушают учителя
Читают правило в учебнике
Осмысление
Групповая работа
Упр№140 прочитать, определить тему,озаглавить
Выступление групп
Тест «Верные и неверные высказывания».
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать название.
3. Предложения можно писать в любом порядке, основная мысль от этого не меняется.
4. Все предложения в тексте заканчиваются точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
5. В тексте всегда о ком-то или о чём-то говорится.
6. Текст можно разделить на части.
7. Каждая часть текста, имеющая новую мысль, записывается с красной строки.
Учитель читает высказывания, а ученики в тетрадях ставят «+» или «-«
+
-
-
+
+
+
+
Парная работа
У ежей подрос
Ежонок –
Замечательный
Ребёнок.
Но боятся мама
С папой
Малыша погладить
Лапой.
(«Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребёнок».)
– Прочитайте стихотворение и определите его тему.
– Какие слова помогли тебе это сделать?
– К этому тексту предлагается несколько заголовков. Как ты думаешь, какой из этих заголовков придумал сам поэт? Объясни свой выбор.
взаимопроверка
Физминутка
Листики
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились. Полетели
И на землю тихо сели.
Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
Итоги урока
Текст состоит из предложений.
Предложения в тексте связаны по смыслу.
Текст может иметь заголовок.
Заголовок отражает тему или основную мысль текста.
В тексте есть три части: начало, основная часть, концовка.
В речевом общении люди используют три вида текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
Подводят итоги
Отвечают на вопросы
Рефлексия
Сегодня на уроке:
Я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Мне понравилось…
Рефлексия по вопросам
Оценивание
Сообщение оценок за урок
Домашнее задание
Повторить изученные темы за 1 четверть