kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Тема и основная мысль текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка " Тема и основная мысль текста"

Цель: 

- познакомить с понятием «основная мысль текста»; формировать умение определять тему текста, находить в тексте предложение, в котором выражена основная мысль.

Задачи:      

  - развивать речь учащихся; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи; совершенствовать умения работать в группе;

  - способствовать воспитанию культуры общения на уроке, коллективизма, товарищества.

Тип урока: изучение нового учебного материала.  

 

Оборудование урока: учебник, карточки, ребусы, мяч, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Тема и основная мысль текста».

Ход урока:

1. Организационный этап.

Друзья мои! Я очень рада.

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Пускай сегодня наша встреча,

Оставит след в душе у вас.

Общенье, радость и познанье.

 Пусть вам подарит наш урок.

- Ребята, начнём урок русского языка.

- Что вы от него ждёте?

- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными и добрыми друг с другом.

Добрым быть совсем-совсем не просто. 
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта не пряник, не конфета. 
Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.

- Сегодня на уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы. Девиз нашего урок: «Умеешь сам, научи другого». Но сначала немного повторения.

2. Разделение учащихся на группы

Для дальнейшей работы разделимся по выбору лидера (организатора). Сегодня лидерами – консультантами будут: Ханенко Антон, Седлак Анастасия, Дынник Александр. Организатор должен выбрать оратора и секретаря.

3. Минутка чистописания

Запишите:

«Доброе дело два века живет.»

«Доброе дело и в воде не тонет.»

4. Словарная работа

К рисункам подбери загадки. Запиши отгадки. Составь с любыми словами 2 словосочетания (выдели главное слово) и одно предложение (синтакс. разбор). (Сн…гирь, ласт…чка, скв…рец, с…ва, цапля, в…рона).

- Определи, чем отличается предложение от словосочетания

- Консультанты проверяют и помогают.

- Самопроверка по слайду.

Самооценивание по критериям: (В каждой группе небольшое «Дерево успеха» зел. листок – нет ошибок, желтый листок - 1ошибка, кр. листок - 2, 3 ошибки, отметить лучшую команду, в которой больше зеленых листочков)

1) Угадайте, что за птичка -

Темна да невеличка?

Беленька с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

2) Чернокрыл, красногруд

Здесь зимой найдет приют:

Не боится он простуд,

Первый снег –

Он тут как тут!

3) Всю ночь летает -

Мышей добывает.

Станет светло,

Спать летит в дупло.

4) Чужие песни петь умеет,

Хоть голос собственный имеет.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

5) Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорунья,

На весь лес болтунья.

6) Встала на ходули -

Нипочем болото.

Лягушат найду ли?

Вот моя забота.

5. Игра «Найди пару».

На доске записаны предложения и даны их схемы, но порядок расположения предложений и схем не соответствует правильному выбору.

Учащиеся должны соединить стрелкой схему с соответствующим предложением, то есть «найти пару»: предложение и его схему.

1. Ребята поставили в классе аквариум.

2. Там плавают маленькие рыбки.

3. Ребята ухаживают за аквариумом.

6. Калейдоскоп правил.

7. Работа над предложениями.

Найти и подчеркнуть однородные члены предложения, 
определив, какими членами предложения они являются. Расставить пропущенные знаки препинания. (Работа в паре, задание на карточке):                                                                                                               

1) В Арктике среди льдов живут тюлени моржи.                                                

2) Вьюга за окном выла стонала плакала.

3) Снег издавал громкий звонкий скрипящий звук.                                  

8. Работа над новой темой.

- У нас проблема. Мы должны вставить слова в это определение.

….называется связное высказывание, состоящее из двух или нескольких …, объединённых одной …., тесно связанных между собой грамматически и по смыслу.

-о чём идёт речь?

-Какая же тема нашего урока?

-Какие виды текстов вы знаете?

(повествовательные, описание, рассуждение)

Сейчас я прочитаю вам рассказ К. Скребицкого, а вы определите какой это текст.

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили. А медвежонка принесли в деревню.

Хозяин налил в плошечку молока. Малыш ходит кругом, не пьёт. Скулит. Охотник намочил молоком свой палец и дал лизнуть зверьку. Медвежонок стал сосать палец и заодно тянуть молочко.

Ночью все проснулись от громкого плача. Это Мишка заплакал. Он замёрз. Укрыл его охотник полушубком. Заснул медвежонок.

-О чём говорится в тексте (о маленьком медвежонке)

Как можно озаглавить текст (Медвежонок. Малыш.)

Если в тексте говорится о медвежонке. То тема данного текста-медвежонок.


 

Учитель: Если вы всё поняли, попробуйте самостоятельно определить тему и основную мысль текстов. Справившись с

этим заданием, вы легко придумаете заголовок  к текстам.

ВАРИАНТ № 1

        Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца проби-

ваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блес-

тят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.

ВАРИАНТ № 2

Чёрная туча закрыла солнце. Стало совсем темно. Поднялся сильный ветер. Первые крупные капли дождя упали на землю. Дождь всё усиливался. Сверкнула молния, ударил гром. Началась гроза.

ВАРИАНТ № 3

         Петя и Алёша возвращались из школы. Вдруг они услышали жалобный писк. Осмотрелись и увидели около скамейки пушистого котёнка. Он был такой маленький и беззащитный. Ребятам стало жалко малыша. Петя взял его к себе домой, накормил, обогрел и назвал Пушком.

8. Тест “Верные и неверные высказывания”

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений
  2. К тексту нельзя придумать заглавие
  3. Все предложения в тексте имеют границы
  4. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  5. Текст можно разделить на части
  6. Каждая часть текста записывается с красной строки

Итог урока. Рефлексия.

- Что является темой текста?

- Какова основная мысль текста?

- Чем отличается тема текста от его основной мысли?

- Что должен отражать заголовок текста?

- Что можете сказать о работе своих одноклассников?

- Что можете сказать о своём личном вкладе в общую работу?

- А сейчас создадим свою картину. Вернём листики на ветки деревьев. Оцените свою работу на уроке. Зелёный листик - "знаю", жёлтый - "сомневаюсь", красный - "не знаю".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Тема и основная мысль текста"»

КОНСУЛЬТАНТА

КОНСУЛЬТАНТА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В ГРУППАХ

В ГРУППАХ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Презентация "Тема и основная мысль текста"

Автор: Пономарева Валентина Геннадьевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к уроку русского языка по теме "Основная мысль текста". "
    ["seo_title"] => string(73) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-po-tiemie-osnovnaia-mysl-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "227120"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440605246"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тема и основная мысль текста"
    ["seo_title"] => string(26) "tiemaiosnovnaiamysltieksta"
    ["file_id"] => string(6) "278319"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453054058"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тема и основная мысль текста"
    ["seo_title"] => string(28) "tema_i_osnovnaia_mysl_teksta"
    ["file_id"] => string(6) "516824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1563268926"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Тема и основная мысль текста"
    ["seo_title"] => string(30) "tema_i_osnovnaia_mysl_teksta_1"
    ["file_id"] => string(6) "598754"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1643044799"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме:  «Я мыслю - значит, я существую» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodichieskaia-razrabotka-po-russkomu-iazyku-5-klass-po-tiemie-ia-mysliu-znachit-ia-sushchiestvuiu"
    ["file_id"] => string(6) "142065"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418221818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства