kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: "ЭПОС НАРОДОВ МИРА. БЫЛИНЫ."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "ЭПОС НАРОДОВ МИРА. БЫЛИНЫ."»

ЭПОС НАРОДОВ МИРА. БЫЛИНЫ. «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Основное содержание урока. Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актёрском исполнении. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статей учебника «Былины» и «О собирании, исполнении, значении былин». Составление тезисов статей. Восприятие и выразительное чтение былины. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев былин. Нравственная оценка их поступков. Обсуждение иллюстраций учебника. Устный рассказ о собирателе былин. Планируемые результаты Личностные: осознание основ культурного наследия России; формирование уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и нравственных чувств личности. Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; создавать обобщения, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Предметные: овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста былин; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. 9 Понятие о былине Краткое сообщение учителя о жанре былины. Выразительное чтение учителем или прослушивание звукозаписи фрагмента русской былины (см. звукозаписи былин об Илье Муромце по ссылке: http://www.rusich1.ru/publ/50-1-0-61). Выявление восприятия былин: — Какое настроение вызывает слушание былин? Как они читаются? — Чем былинная речь отличается от нашей повседневной речи? — *Какие народные инструменты сопровождают исполнение былин? Поиск термина былина в словаре литературоведческих терминов и определение ключевых слов этой формулировки. Собирание былин. Собиратели былин Сообщения учащихся о собирателях былин. Чтение статьи учебника «О собирании, исполнении, значении былин» и ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «В лаборатории народного творчества». Обсуждение картины В. Васнецова «Гусляры». Былина в актёрском исполнении Прослушивание и обсуждение звукозаписи былины «Вольга и Микула Селянинович» в актёрском исполнении. Ответы на вопросы и выполнение заданий раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда Групповая работа: Группа 1. Прочитайте выразительно фрагмент былины с начала до слов «…а кафтанчик у него чёрна бархата». Найдите в былине зачин и объясните его смысл. Каким описан Вольга Святославович? Каково авторское отношение к герою? *От чьего имени даётся описание внешности и работы оратая: автора или дружины Вольги? Обоснуйте свою позицию. Какие изобразительно-выразительные средства использованы в описании труда оратая? *Почему в описании так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Группа 2. Прочитайте по ролям диалог Вольги и Микулы со слов «Говорит-то Вольга таковы слова…» до слов «…ты поедем-ко со мною во товарищах». В чём особенности речи героев, её содержания и формы? *Какие слова и выражения придают диалогу стилистику «старинного лада»? Что сообщает автор о диковинной силе Микулы? Группа 3. Прочитайте выразительно фрагмент былины со слов «…А тут ли оратай-оратаюшко…» до слов «…бросил сошку за ракитов куст…». Как характеризует Микулу его стремление убрать свою сошку после работы? Почему дру- 10 жинники Вольги не смогли вытащить сошку из земли? Какой символический смысл заключён в этом факте? *Какие особенности былины сближают её с народными сказками? Группа 4. Прочитайте по ролям финальную часть былины со слов «А тут сели на добрых коней, поехали…» до конца. Почему кобыла Микулы обогнала коня Вольги? Чем крестьянин Микула удивил богатыря Вольгу? *Найдите во фрагменте и во всей былине гиперболы и объясните их роль. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы. Практическая работа. Составление плана устной сравнительной характеристики Вольги и Микулы. Вопрос Пункт плана В чём сходство Вольги и Микулы? Приведите цитатные примеры Общность Вольги и Микулы (молодость, сила, умение постоять за себя, чувство собственного достоинства и др.) В чём различие Вольги и Микулы? Различие Вольги и Микулы (один занимается ратным, а другой — мирным трудом; Микула сильнее Вольги и его дружины и физически, и нравственно: его труд — созидательный) Каково авторское отношение к героям? Отношение автора к героям, воспевание мирного труда (автор восхищён ловкостью и мудростью Вольги, но его симпатии на стороне Микулы: оратай сеет хлеб, варит пиво и получает похвалы от своих односельчан. Цель жизни Микулы — созидание, он часть крестьянского коллектива) В чём особенности стиля и языка былины? Язык былины как средство характеристики её героев Итоговые вопросы: 6 Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Домашнее задание Прочитать статью учебника «Былины», составить её тезисы (план) и подготовить сообщение о былинах. Письменно ответить на вопрос «В чём сходство и различие Вольги и Микулы Селяниновича?». Прочитать былины «Садко» и «Илья Муромец и Со- 11 ловей-разбойник». Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об иллюстраторах былин (В. Васнецове, И. Билибине, Е. Кибрике, Е. Башмакове, Н. Кочергине). Создать свои иллюстрации к былине и подготовиться к их презентации и защите. Составить комментарии к словам и выражениям былины «Садко» (по указанию учителя). Групповые задания. Подготовить инсценированное чтение фрагмента былины. Выполнить групповой учебный проект «Памятник былинному герою». Проект. Описание памятника герою былины: Вольге или Микуле.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: "ЭПОС НАРОДОВ МИРА. БЫЛИНЫ."

Автор: Расулова Мадина Алиевна

Дата: 28.02.2021

Номер свидетельства: 574517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224220"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603757"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр». "
    ["seo_title"] => string(57) "rieal-nost-i-mify-v-ghieroichieskom-eposie-koblandy-batyr"
    ["file_id"] => string(6) "129599"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415727059"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Тестирование "Вспоминаем и повторяем" "
    ["seo_title"] => string(40) "tiestirovaniie-vspominaiem-i-povtoriaiem"
    ["file_id"] => string(6) "136820"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417190168"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока литературы "Богатыри земли  русской" ("Былины) в 6 кл. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-boghatyri-ziemli-russkoi-byliny-v-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "176751"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424461805"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка"."
    ["seo_title"] => string(73) "doklad-na-tiemu-istoriia-i-nasliediie-russkogho-naroda-v-zhizni-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "318409"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460569323"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства