Конспект урока литературы "Богатыри земли русской" ("Былины) в 6 кл.
Конспект урока литературы "Богатыри земли русской" ("Былины) в 6 кл.
Изучать литературное произведение в общем культурном контексте- задача словесника. Этой цели служат уроки, в проведении которых принимают участие несколько преподавателей-предметников. Каждый их них знакомит с какой-то одной- литературной, музыкальной, художественно-изобразительной- стороне изучаемого произведения.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа- былинах.
Рассмотрение былин в широком культорологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
Отработка умения отвечать на поставленные вопросы, осуществлять монологические высказывания на заданную тему.
Развитие аналитического и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, интегрировать, проводить аналогии.
Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы "Богатыри земли русской" ("Былины) в 6 кл. »
Богатыри земли русской
Интегрированный урок по теме «Былины» (6 класс)
Изучать литературное произведение в общем культурном контексте- задача словесника. Этой цели служат уроки, в проведении которых принимают участие несколько преподавателей-предметников. Каждый их них знакомит с какой-то одной- литературной, музыкальной, художественно-изобразительной- стороне изучаемого произведения.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа- былинах.
Рассмотрение былин в широком культорологическом пространстве: связях данного жанра устного народного творчества с историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве.
Отработка умения отвечать на поставленные вопросы, осуществлять монологические высказывания на заданную тему.
Развитие аналитического и образного мышления, творческого воображения, познавательных умений сравнивать, интегрировать, проводить аналогии.
Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям русского народа, воспитание чувства патриотизма, ярко выраженного в былинах.
Ход урока
Учитель литературы. Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в устном народном творчестве появились богатыри - Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами. Как вы думаете, почему возникло именно такое название?
(«Былина» от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои- умные, сильные, добрые- действительно были в давние- предавние времена).
Учитель литературы. Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда- то славные заступники, не давшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа» : «Песни о героических подвигах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось как быль, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда- то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости «мощи» Ильи Муромца; в Муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алешей Поповичем, а иноземцу Олеарию, когда он в 1636 году плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».
Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делятся на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче) им новгородский ( о купце Садко и Василии Буслаеве).
Учитель истории. Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри-витязи, а новгородского-купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом играло вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. . Новгород был центром Ганзы-союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек…
Учитель музыки. По мотивам новгородских былин великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов («гостей») из Скандиинавии, Индии, Италии. Послушайте отрывок из арий и попытайтесь определить, какому «гостю» принадлежит та или иная песня. (Звучат фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова: «Песня веденецкого гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня индийского гостя»).
Учитель истории. Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась лучшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своем «Поучении…» : «Тем ведь путем шли деды и отцы наши…Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».
Ученик. И вот в один из зимних вечеров собираются люди в какой-нибудь избе. Потрескивает лучина…Задумчиво перебирает певец струны гуслей. Проходит минута-другая, а сказитель негромко читает:
Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу, Старину скажу да стародавнюю…
- Это звучит зачин.
Учитель литературы:
- А какие элементы композиции былины вы знаете?
-Назовите их на примере былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
(Экспозиция – как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка-богатырь в Чернигове, кульминация-битва с Соловьем Разбойником, развязка-Илья в стольном граде Киеве, у князя Владимира Красно Солнышко.
Учитель литературы. Впервые русские былины были записаны в 18 веке Киршей Даниловым. Долгое время считали, что уже никто их не исполняет, Однако в 60-е годы прошлого столетия ссыльный студент П.Н.Рыбников в районе Онежского озера обнаружил, что многие талантливые исполнители еще живы. И вот что интересно: в 1906 году, совершая путешествие в Прионежье, в край «непуганых птиц», М.М.Пришвин спросил одного сказителя: «Да неужели же в самом деле богатыри были?» Тот удивился и ответил: «Все, что я тебе в этой старине пел, правда истинная до последнего слова». А потом, подумав немного, добавил: «да знаешь что, они, богатыри-то, может быть, и теперь есть, а только не показываются. Жизнь не такая. Разве теперь можно богатырю показаться?»
Учитель рисования. К былинам обращались и многие русские художники. Имена каких мастеров, создавших картины по былинам, вам известны? (Ученики назовут Васнецова В.М.)
А вот еще один художник-М.А.Врубель. Его «Богатырь»- это собирательный, несколько фантастического характера образ древнерусского витязя, в монументальном образе которого подчеркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.
Язык творений Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывную органическую связь человека с реальным миром, природой. Это основное отличие богатыря Врубеля от былинных образов Васнецова. У Васнецова пейзаж-это фон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись.
Учитель музыки. Илья Муромец, Добрыня и Алеша-богатыри-воины, защитники отечества, привлекали внимание великих композиторов. Русский эпос с его героями-богатырями, воплощающими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечательного русского композитора А.П.Бородина.
Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору, и он написал его на партитуре произведения. Послушайте 1-ю часть симфонии («Аллегро»). Звучит мужественная и суровая мелодия струнной смычковой группы оркестра. По темпу, ритму, по мелодии, то напевной, то прерывистой, можно определить, что музыка рассказывает о жизни богатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы.
Учитель литературы. А теперь, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили текс былин, проведем небольшую викторину.
Из какой былины взят отрывок?
Ай же ты, удалый добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися.
(«Святогор и Илья Муромец»)
…смерть в бою тебе не писана Бейся-ратися со всяким богатырем
И со всею поленицею удалою…
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
У кого из героев былин…
…пряжки у седла да красна золота,
Шелк не рвется, булат не трется,
Красно золото не ржавеет,
Молодец на коне сидит, да сам не стареет.
(У Добрыни Никитича)
…у ножа припои серебряны,
по весу припои были двадцать пуд.
(У Тугарина)
Кто отдал приказ?
…Очищай-ка ты все улочки срелецкие, Все великие дворцы да княженецкие
По всему-то городу по Киеву,
А по всеет по улицам широким
Да по всем-то переулкам княжецким
Наставь сладких хмельных напиточков…
(Калин-царь- Владимиру, былина «Илья Муромец и Калин-царь)