kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: История и наследие русского народа в жизни ребенка.

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь, песни матери, а сказки эмоционально окрашивают его мир.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

 Ведь не зря Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Я считаю, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание. 

 Слайд №1.Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни,  на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
 

Слайд №2

Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

 Слайд 3.

Задачи:

-знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;

- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки)

- знакомить детей с русским народным бытом;

- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

      Для решения этих задач в многочисленной литературе  рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:

Слайд №4. Народные праздники  

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником.  Из всего многообразия  мною были выбраны наиболее значимые праздники, такие как: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; «Праздник птиц  - весной », «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки».

При организации детских праздников детям  рассказываем в интересной форме об обрядах, обычаях нашего народа как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие  их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Слайд № 5. Важно подчеркнуть, что участие взрослых в фольклорном сценическом действе обусловлено народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, мы продумываем и  их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они также помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия.

Слайд №6

Также неотъемлемой частью праздника является народная игра. Я убедилась, что не следует рассматривать русскую народную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них  развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому. 

 Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, сноровку, творческую выдумку. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и  их действия, которые надо умело подчеркнут в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.  

Народные игры (прелюдия к игре - считалки).

Слайд №7. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Активизация детской деятельности проявляется в процессе работы с декоративно  - прикладным творчеством. Дети были ознакомлены темами, как: “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др.,

Слайд №8. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту через устное народное творчество, народный Эпос и досуг.

 Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели песни куклам про гулей и про Кота-воркота, а также потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте всё большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, мною проводились беседы с использованием пословиц и поговорок,  в содержании которых упоминались предметы русского быта.

Слайд №9 (Туесок). Особое место в ознакомлении старших дошкольников с предметами старинного русского быта является: досуг, посещения музея с экспонатами народного промысла, народного костюма.

Слайд №10. Работая в соответствии с народным календарём ко «Дню Матери» вместе с детьми мастерим куклы – обереги, предварительно ознакомив их с историей народной игрушки, традиционное чаепитие.

 Слайд №11. Прививая детям традиции русского народа, мы не можем не сказать о музыкальных инструментах, народном театре и народном танце (барыня, березка, казачок, метелица, яблочко). Педагог организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

Ведь непосредственно эти виды народного творчества являются основополагающими в становлении творческой личности, развитии у детей навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности.

       Слайд №12. Основными формами приобщения детей к культурному наследию, которые я использую в течении года, являются: занятия; беседы; фольклорные праздники, развлечения; игры-путешествия в прошлое предметов; выставки; индивидуальная работа с детьми.

При этом у детей формируется духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка".»

Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь, песни матери, а сказки эмоционально окрашивают его мир.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.

Ведь не зря Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Я считаю, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание.

Слайд №1 .Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Слайд №2

Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.

Слайд 3.

Задачи:

-знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;

- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки)

- знакомить детей с русским народным бытом;

- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;


Для решения этих задач в многочисленной литературе рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:

Слайд №4. Народные праздники

В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником.  Из всего многообразия  мною были выбраны наиболее значимые праздники, такие как: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; «Праздник птиц - весной », «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки».

При организации детских праздников детям  рассказываем в интересной форме об обрядах, обычаях нашего народа как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие  их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.

Слайд № 5. Важно подчеркнуть, что участие взрослых в фольклорном сценическом действе обусловлено народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, мы продумываем и  их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они также помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия.

Слайд №6

Также неотъемлемой частью праздника является народная игра. Я убедилась, что не следует рассматривать русскую народную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому.

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, сноровку, творческую выдумку. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и  их действия, которые надо умело подчеркнут в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

Народные игры (прелюдия к игре - считалки).

Слайд №7. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Активизация детской деятельности проявляется в процессе работы с декоративно - прикладным творчеством. Дети были ознакомлены темами, как: “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др.,

Слайд №8. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту через устное народное творчество, народный Эпос и досуг.

Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели песни куклам про гулей и про Кота-воркота, а также потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте всё большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, мною проводились беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались предметы русского быта.

Слайд №9 (Туесок). Особое место в ознакомлении старших дошкольников с предметами старинного русского быта является: досуг, посещения музея с экспонатами народного промысла, народного костюма.

Слайд №10. Работая в соответствии с народным календарём ко «Дню Матери» вместе с детьми мастерим куклы – обереги, предварительно ознакомив их с историей народной игрушки, традиционное чаепитие.

Слайд №11. Прививая детям традиции русского народа, мы не можем не сказать о музыкальных инструментах, народном театре и народном танце (барыня, березка, казачок, метелица, яблочко). Педагог организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

Ведь непосредственно эти виды народного творчества являются основополагающими в становлении творческой личности, развитии у детей навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности.

Слайд №12. Основными формами приобщения детей к культурному наследию, которые я использую в течении года, являются: занятия; беседы; фольклорные праздники, развлечения; игры-путешествия в прошлое предметов; выставки; индивидуальная работа с детьми.

При этом у детей формируется духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.


Видеоклип.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему: "История и наследие русского народа в жизни ребенка".

Автор: Софьина Инна Фидельевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Доклад :Эфективность воспитательной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(51) "doklad-efiektivnost-vospitatiel-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "217409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433335869"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства