Тема: История и наследие русского народа в жизни ребенка.
Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа. С рождения ребенок слышит родную речь, песни матери, а сказки эмоционально окрашивают его мир.
Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, знакомство с культурой родного края.
Ведь не зря Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». По-моему, в этих словах заключается великая мудрость. Действительно, отторжение подрастающего поколения от человеческой культуры – одна из серьёзных проблем нашего времени. И развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Я считаю, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание.
Слайд №1.Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Слайд №2
Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Слайд 3.
Задачи:
-знакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;
- расширять первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, считалки, докучные сказки)
- знакомить детей с русским народным бытом;
- формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
Для решения этих задач в многочисленной литературе рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:
Слайд №4. Народные праздники
В народном календаре каждое время года отмечено памятным праздником. Из всего многообразия мною были выбраны наиболее значимые праздники, такие как: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Масленица»; «Праздник птиц - весной », «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки».
При организации детских праздников детям рассказываем в интересной форме об обрядах, обычаях нашего народа как особой формы проведения свободного времени соблюдаются следующие принципы, характерные для русского досуга: душевное возвышение и просветление, единение участников мероприятия, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Слайд № 5. Важно подчеркнуть, что участие взрослых в фольклорном сценическом действе обусловлено народной традицией, в которой старшее поколение является примером для подражания детьми исполнительского поведения. Если в празднике принимают участие воспитатели и родители, мы продумываем и их костюмы, поведение или роли. Важно, чтобы они также помогали детям, как и музыкальный руководитель, а не мешали свободному, естественному течению действия.
Слайд №6
Также неотъемлемой частью праздника является народная игра. Я убедилась, что не следует рассматривать русскую народную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому.
Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, сноровку, творческую выдумку. По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнут в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
Народные игры (прелюдия к игре - считалки).
Слайд №7. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
Активизация детской деятельности проявляется в процессе работы с декоративно - прикладным творчеством. Дети были ознакомлены темами, как: “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др.,
Слайд №8. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту через устное народное творчество, народный Эпос и досуг.
Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели песни куклам про гулей и про Кота-воркота, а также потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте всё большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.
Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, мною проводились беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались предметы русского быта.
Слайд №9 (Туесок). Особое место в ознакомлении старших дошкольников с предметами старинного русского быта является: досуг, посещения музея с экспонатами народного промысла, народного костюма.
Слайд №10. Работая в соответствии с народным календарём ко «Дню Матери» вместе с детьми мастерим куклы – обереги, предварительно ознакомив их с историей народной игрушки, традиционное чаепитие.
Слайд №11. Прививая детям традиции русского народа, мы не можем не сказать о музыкальных инструментах, народном театре и народном танце (барыня, березка, казачок, метелица, яблочко). Педагог организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявить свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.
Ведь непосредственно эти виды народного творчества являются основополагающими в становлении творческой личности, развитии у детей навыков самоконтроля и самооценки по процессу и результату деятельности.
Слайд №12. Основными формами приобщения детей к культурному наследию, которые я использую в течении года, являются: занятия; беседы; фольклорные праздники, развлечения; игры-путешествия в прошлое предметов; выставки; индивидуальная работа с детьми.
При этом у детей формируется духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей.