kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Та?ырып/Тема: Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр».

О?у-т?рбие істеріні?  ма?саттары  мен міндеттері/Учебно-воспитательные цели и задачи:

Білімділік/Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности  казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами. 

Дамытушылы?/ Развивающие: развитие аналитико-синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.

Т?рбиелік/Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.

??рал-жабды?тар/Оборудование: интерактивная доска

Саба? т?рі/ Тип урока: комбинированный.

?діс-т?сілдер/ Методы:  словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

                                            Саба? барысы/ Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Запись эпиграфа урока:

                                 Эпос  «Кобланды батыр» по глубине содержания и богатству

                                                    изобразительных средств – одно из лучших  творений

                                                    казахского народа.

                                                                                                                                          С. Жиентаев.

  • Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).

Ι. Актуализация знаний:

  • Словарная работа (интерактивная доска).

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

  •   титул храбреца,  категория лиц из числа профессиональных военных.

ΙΙ. Жа?а білімдерді ?алыптастыру/Формирование новых знаний.

Знакомство с исторической личностью – Кобланды.

(Рассказ учителя)

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.

Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.

Кобланды батыр (каракыпчак Кобланды) — народный герой, полководец. Родом из племени кыпчаков, ветви каракыпчак. Жил в XV веке.

В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобланды батыр». Существует 29 вариантов этого эпоса. Самый обширный — вариант Марабая. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.

В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Кобланды батыр не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза он является. В юношеские годы он был приближен к властителю Государства кочевых узбеков Абулхаир хану.

Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол бий, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром.

Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра. Могила батыра находится на территории современной Актюбинской области.

В 1969 годов останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

  • Работа по теории литературы.

Коллективная работа с основными положениями статьи Мухтара Ауэзова «Героический эпос казахского народа».

  • В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.
  • В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые  поэмы и исторические песни и поэмы.
  • Дошедшие до нас образцы казахского героического  эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер-Сайыне, Алпамысе и другие.
  • Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.
  • В памятниках героического эпоса  широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы,  гипербола.
  • В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.
  • Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.
  • Мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа.

ΙΙΙ. Жа?а білімді бекіту/ Закрепление новых  знаний.

Богатство изобразительных средств.

Метафоры

Изучая этот  поэтический памятник, мы убедились в богатстве его речи, обилии в нем изобразительно-художественных средств языка.

Автор  посредством умелого  использования выразительных средств обращается к тем вечным темам, которые волновали казахов  в древности. Начинается эпос, торжественной напевной речью о мирной  стоянке  знатного бая Токтарбай,  который  дожил до восьмидесяти лет,

Но не было у него детей.
      От горя кровавые слезы лил,
                Думал: "В мире счастья не познал -
         Прожил без копытца свой век"

Яркая метафора  «без копытца свой век»  - образная параллель, основанная  на представлении: человеку трудно без сына, как и коню без копыта. Привлекают внимание необычные метафоричные выражения: «жеребенок, рожденный вместе со мной» (брат, близнец), «ты - камыш, поднявшийся над водой, ты - мой скакун,  вырвавшийся вперед (традиционные эпические метафоры для выражения красоты, силы и стремительности богатыря), «мы – две утки, что пасутся вдвоем» (метафора, выражающая близкое родство), «когда ранит подмышку стрела» (стрела попадает в не защищенное кольчугой, уязвимое место).

 Метафоры позволяют в доступной форме передать сложную идею («с его век осыпается снег», «да буду жертвенным ягненком твоим», «горем переполнена моя душа», « враг напал  ...перерезал мою коновязь»).  Подтверждением значимости функции метафоры может служить следующее: автор, который последовательно использует метафору для  придания эмоциональности, образности, тем самым  привлекает читателя к  очень важным проблемам Великой Степи. Как известно, события казахского эпоса связаны с народным сопротивлением чужеземным врагам, а также и темы внутренней жизни народа - борьба с несправедливостью, с междоусобицами,

 

 

 Сравнения

Эмоциональное воздействие на нас оказывают   необычные, живые сравнения: богатырь выскочил из ворот «быстрей, чем течение в устье реки», он набрал силы и « стал, словно бурлящий поток», «Кобланды скачет и истребляет врагов, словно волк, напавший на отару овец». Самая лестная хвала джигиту - уподобление его «кошкару с изогнутыми, как месяц, рогами». Когда герой приходит в ярость, «с его век осыпается снег, его ресницы покрываются льдом, он завывает, как снежная вьюга».

Оригинальное образное выражение используется для создания оттенка новизны.

Гиперболы

 Выносливость является важным признаком богатырской силы. Хан Казан только  «раз в двенадцать дней ложился спать». Неутомимость в пути, способность быстро преодолевать пространство, является неотъемлемым качеством богатыря. Кобланды на коне «перескочил через множество, множество, множество гор»,  «миновав пустыни, озера, неприступные горные хребты, обрывы,  песчаники, мчится,  мчится дальше». Непомерные преувеличения,   подчеркивают незаурядную  силу, воинскую доблесть не только защитников, но и врагов. Тюркский эпос уникален в описании достоинств и подвигов врага. Возможно, это требование воинской этики.

 

Повторы и другие выразительные средства

Повторы («Думали, без правителя наша страна. Думали, нет хозяина над скотом? Думали, у народа защитника нет?»), риторические обращения («О создатель восемнадцати тысяч миров!», « О Хазрет в гробнице святой!»), деепричастия («убедившись», « подумав», «не осознав»), слова на казахском языке, создающие местный колорит ( «тулпар» -конь батыра, «кокты»-неприхотливая трава, «кызылбаши» и «кыяты»- названия племён , «байбише»-  старшая в доме , «Акмоншак» - кличка коня-букв: жемчужное белое ожерелье)-  все эти изобразительные средства языка создают  особую выразительность,  эмоциональность, лёгкость, оригинальность и динамичность повествования.

 

 

 

ΙV. ?йге тапсырма/ Задание на дом:   Выразительное чтение отрывка из героического эпоса «Кобланды батыр»

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр». »


Тақырып/Тема: Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр».

Оқу-тәрбие істерінің мақсаттары мен міндеттері/Учебно-воспитательные цели и задачи:

Білімділік/Образовательные: помочь учащимся перейти от уровня содержания эпоса к уровню понятия его смысла, к постижению идеи и его художественной ценности; анализу особенности казахского героического эпоса в сравнении с русскими героическими былинами.

Дамытушылық/ Развивающие: развитие аналитико-синтезирующего мышления – навыков сравнения, обобщения.

Тәрбиелік/Воспитательные: содействовать воспитанию казахстанского патриотизма.

Құрал-жабдықтар/Оборудование: интерактивная доска

Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный.

Әдіс-тәсілдер/ Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично-поисковый.

Сабақ барысы/ Ход урока:

  • Организационный момент.

  • Запись эпиграфа урока:

Эпос «Кобланды батыр» по глубине содержания и богатству

изобразительных средств – одно из лучших творений

казахского народа.

С. Жиентаев.

  • Целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, опираясь на тему и эпиграф урока).

Ι. Актуализация знаний:

  • Словарная работа (интерактивная доска).

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни.

Батыр - титул храбреца, категория лиц из числа профессиональных военных.

ΙΙ. Жаңа білімдерді қалыптастыру/Формирование новых знаний.

Знакомство с исторической личностью – Кобланды.

(Рассказ учителя)

Долгое время Кобланды батыра считали вымышленным персонажем. На протяжении нескольких веков предания о нем не стареют, льются песни акынов о героизме могучего воина, о его неповторимых подвигах во славу родной земли.

Сейчас достоверно известно, что Кобланды батыр — вполне реальный человек, живший в XV веке, в период распада Золотой Орды.

Кобланды батыр (каракыпчак Кобланды) — народный герой, полководец. Родом из племени кыпчаков, ветви каракыпчак. Жил в XV веке.

В былинах и сказаниях он обычно именуется «каракыпчак Кобланды». Также сообщается, что он был крупным военачальником. Ему посвящен героический эпос казахского народа «Кобланды батыр». Существует 29 вариантов этого эпоса. Самый обширный — вариант Марабая. Это художественное произведение основано на исторических событиях. В нем встречаются имена реальных людей и названия местностей.

В героическом эпосе, былинах и сказаниях Кобланды батыр предстает в образе непобедимого воина. Кобланды батыр не разделял своих соотечественников по родам, а любил и защищал всех степняков, не спрашивая, выходцем какого жуза он является. В юношеские годы он был приближен к властителю Государства кочевых узбеков Абулхаир хану.

Когда Кобланды батыр убил в степи Дайыркожу по прозвищу Акжол бий, старейшины племени аргынов потребовали от Абулхаир хана выдать убийцу. Правитель отказал им. Это событие послужило одной из причин откочевки султанов Керея и Жанибека в Моголистан, где они образовали Казахское ханство.

Кобланды батыр принимал участие в политической жизни Ногайской Орды. Он участвовал в походе на город Казань, воевал с потомком Едиге бия — Альшагиром.

Сын Альшагира Орак батыр убил Кобланды батыра. Могила батыра находится на территории современной Актюбинской области.

В 1969 годов останки батыра были подняты из склепа, что находился в Кобдинском районе Актюбинской области, и перевезены в Алматы, чтобы попытаться восстановить облик героя. Но долгое время это было невозможно. Лишь по прошествии многих лет лик Кобланды восстановили в лаборатории антропологической реконструкции имени Герасимова в Москве. Это был воин 45–50 лет с волевым подбородком. После воссоздания облика бюст Кобланды передали в музей Актобе, туда же были возвращены его останки.

  • Работа по теории литературы.

Коллективная работа с основными положениями статьи Мухтара Ауэзова «Героический эпос казахского народа».

  • В казахском героическом эпосе наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события. Так, например, эпос "Кобланды" возник в связи с длительной войной между кипчаками и иранцами.

  • В жанровом отношении многочисленные памятники казахского эпоса можно разбить на три основных группы: героический эпос, бытовые поэмы и исторические песни и поэмы.

  • Дошедшие до нас образцы казахского героического эпоса распадаются на две основные группы. Первая — былина о старших и вторая — о младших батырах. К первой группе относятся песни о богатырях Едиге, Кобланды, Таргыне, Чора, Камбаре, ко второй — песни об Ер-Сайыне, Алпамысе и другие.

  • Известно, то "Кобланды" и "Ер Таргын" прошли через известного эпика и талантливейшего певца Марабая.

  • В памятниках героического эпоса широко использованы языковые метафоры, яркие, оригинальные образы, гипербола.

  • В народных эпических произведениях общественные мотивы преобладают над личными. Батыры казахского народного эпоса боролись против завоевателей, отражали их нападения.

  • Большое внимание при этом уделяется окружению и условиям жизни батыра. В полных вариантах "Кобланды" много места отведено многострадальной участи престарелых родителей героя, истории его женитьбы. Важную роль в судьбе Кобланды, как и других батыров, во всех эпических песнях играют его друзья, в особенности конь — ближайший друг и помощник батыра.

  • Мастерски характеризуются быт, нравы, обычаи, традиции народа.

ΙΙΙ. Жаңа білімді бекіту/ Закрепление новых знаний.

Богатство изобразительных средств.

Метафоры

Изучая этот  поэтический памятник, мы убедились в богатстве его речи, обилии в нем изобразительно-художественных средств языка.

Автор  посредством умелого  использования выразительных средств обращается к тем вечным темам, которые волновали казахов  в древности. Начинается эпос, торжественной напевной речью о мирной  стоянке  знатного бая Токтарбай,  который  дожил до восьмидесяти лет,

Но не было у него детей.
      От горя кровавые слезы лил,
                Думал: "В мире счастья не познал -
         Прожил без копытца свой век"

Яркая метафора  «без копытца свой век»  - образная параллель, основанная  на представлении: человеку трудно без сына, как и коню без копыта. Привлекают внимание необычные метафоричные выражения: «жеребенок, рожденный вместе со мной» (брат, близнец), «ты - камыш, поднявшийся над водой, ты - мой скакун,  вырвавшийся вперед (традиционные эпические метафоры для выражения красоты, силы и стремительности богатыря), «мы – две утки, что пасутся вдвоем» (метафора, выражающая близкое родство), «когда ранит подмышку стрела» (стрела попадает в не защищенное кольчугой, уязвимое место).

 Метафоры позволяют в доступной форме передать сложную идею («с его век осыпается снег», «да буду жертвенным ягненком твоим», «горем переполнена моя душа», « враг напал  ...перерезал мою коновязь»).  Подтверждением значимости функции метафоры может служить следующее: автор, который последовательно использует метафору для  придания эмоциональности, образности, тем самым  привлекает читателя к  очень важным проблемам Великой Степи. Как известно, события казахского эпоса связаны с народным сопротивлением чужеземным врагам, а также и темы внутренней жизни народа - борьба с несправедливостью, с междоусобицами,



Сравнения

Эмоциональное воздействие на нас оказывают   необычные, живые сравнения: богатырь выскочил из ворот «быстрей, чем течение в устье реки», он набрал силы и « стал, словно бурлящий поток», «Кобланды скачет и истребляет врагов, словно волк, напавший на отару овец». Самая лестная хвала джигиту - уподобление его «кошкару с изогнутыми, как месяц, рогами». Когда герой приходит в ярость, «с его век осыпается снег, его ресницы покрываются льдом, он завывает, как снежная вьюга».

Оригинальное образное выражение используется для создания оттенка новизны.

Гиперболы

 Выносливость является важным признаком богатырской силы. Хан Казан только  «раз в двенадцать дней ложился спать». Неутомимость в пути, способность быстро преодолевать пространство, является неотъемлемым качеством богатыря. Кобланды на коне «перескочил через множество, множество, множество гор»,  «миновав пустыни, озера, неприступные горные хребты, обрывы,  песчаники, мчится,  мчится дальше». Непомерные преувеличения,   подчеркивают незаурядную  силу, воинскую доблесть не только защитников, но и врагов. Тюркский эпос уникален в описании достоинств и подвигов врага. Возможно, это требование воинской этики.

 

Повторы и другие выразительные средства

Повторы («Думали, без правителя наша страна. Думали, нет хозяина над скотом? Думали, у народа защитника нет?»), риторические обращения («О создатель восемнадцати тысяч миров!», « О Хазрет в гробнице святой!»), деепричастия («убедившись», « подумав», «не осознав»), слова на казахском языке, создающие местный колорит ( «тулпар» -конь батыра, «кокты»-неприхотливая трава, «кызылбаши» и «кыяты»- названия племён , «байбише»-  старшая в доме , «Акмоншак» - кличка коня-букв: жемчужное белое ожерелье)-  все эти изобразительные средства языка создают  особую выразительность,  эмоциональность, лёгкость, оригинальность и динамичность повествования.




ΙV. Үйге тапсырма/ Задание на дом: Выразительное чтение отрывка из героического эпоса «Кобланды батыр»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Реальность и мифы в героическом эпосе «Кобланды батыр».

Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна

Дата: 11.11.2014

Номер свидетельства: 129599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства