Цель урока: систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о типах речи (повествовании, описании, рассуждения); совершенствование навыков анализа текста; напомнить о правилах составления конспекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Текст: «Стили речи. Типы речи»»
Текст: « Стили речи. Типы речи»
Цель урока: систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о типах речи (повествовании, описании, рассуждения); совершенствование навыков анализа текста; напомнить о правилах составления конспекта.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка Синтаксический разбор предложений: 1) Свежо предание, а верится с трудом. (А. С. Грибоедов.)
2) Как платья, волосы, так и умы коротки. (А. С. Грибоедов.)
3) Каждый человек — это мир, который с ним рождается и с ним умирает. (Г. Гейне)
4) В предстоявшем деле следовало быть мудрым, яко змий, и кратким, как голубь. (Г. Успенский.)
5) Я усталым таким еще не был. В эту серую морось и слизь Мне приснилось рязанское небо И моя непутевая жизнь. (С. А. Есенин) Примечание. Можно дать эти предложения в качестве индивидуальных заданий. Отметить роль союзов, функции знаков препинания: отделительные (здесь — точки); разделительные (здесь — запятые в предложениях 1, 2, 3, тире); выделительные (здесь — запятые, выделяющие сравни- 116 тельные обороты, в предложении 4). Обратить внимание на внешнюю схожесть 2-го и 4-го предложений. 4-е предложение — простое, осложнено двумя сравнительными оборотами. 2-е — сложное с придаточным сравнительным: [ ], (так и...); в придаточном опущено сказуемое (неполное предложение). Отметить ряды однородных членов во 2-м, 3-м, 4-м и 5-м предложениях. II. Проверка домашнего задания
1. Упражнение 277: разберем устно составленные предложения и объясним случаи употребления мягкого знака.
2. Упражнение 278: проверим план текста, обсудим его название. Разберем несколько предложений, вызвавших затруднения при постановке знаков препинания.
Примерный план: 1) дорога в Алтайских горах. 2) Легенды Чуйского тракта. 3) Притягательная красота Чуйского трака. 4) Непостоянная река Катунь. 5) «Заколдованные быть вместе...» Варианты названий: «Алтайские легенды», «Сказки дивной красоты», «Красота земная». III. Признаки текста, средства связи в тексте 1. Вопросы: — Что называется текстом? (Комментарий. Текст может состоять из одного предложения («Голосуй или проиграешь!») и даже из одного слова: «Опасно!» Текст может быть очень длинным: роман «Война и мир» Л. Н. Толстого. Текстом можно считать совокупность всего, что написано за историю человечества. Мы условимся называть текстом несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой. Слово «текст» происходит от латинского «textum», что значит «ткань», «связь», «соединение». Исторически к этому же корню восходят слова «текстиль», «текстура». Заметим общее в семантике этих слов: текст складывается, соединяется, подобно тому как нити, переплетаясь, ряд за рядом образуют ткань.) — Каковы основные признаки текста? (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.) — Какие смысловые отношения между предложениями в тексте вам известны? (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его части, члена; содержание предложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т. д. По смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста.) — Расскажите о видах грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического повтора и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, какимлибо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. д. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора — одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонации.)
2. Задание: Определить тему, основную мысль, смысловые отношения, виды связи в тексте В. М. Шукшина (упражнение 278). (Тема текста — красота пейзажей Алтая. Основная мысль текста — единство природы и человека. Творение природы — река Катунь — и творение рук человека — Чуйский тракт — составляют контрастную, противоречивую, неповторимую «красоту земную». Текст характеризуется смысловой цельностью. Условно его можно разделить на три части. В первой (1-й, 2-й, 3-й абзацы) рассказывается о Чуйском тракте. Во второй (4-й абзац) — о 117 реке Катуни. Эти части сопоставлены. Первые предложения первой и второй части связаны между собой, хотя разделены фрагментом текста; второе предложение словно продолжает первое: «Есть на Алтае тракт — Чуйский. ... И еще есть река на Алтае — Катунь». Они связаны и лексическим повтором (признак цепной связи) и параллельной связью (сходный порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами. Третья часть (5-й абзац) объединяет первые две: «И вот несутся они в горах рядом — река и тракт». Внутри каждой части предложения тоже связаны. Например, первое и второе предложения текста связаны с помощью синонимов (цепная связь): «тракт» — «дорога». Третье предложение связано с первыми двумя местоимением: «тракт» — «дорога» — «о нем». Четвертое — возвращает нас к началу абзаца: «с Чуйского тракта». Преобладает в тексте цепная связь. Смысловая цельность текста подчеркивается эмоциональностью описания, образностью, обилием изобразительно-выразительных средств: сравнениями («...дорога как след бича, стегнувшего по горам»), повторами («все удалые молодцы, все головорезы былых лет, все легенды..»), соединением разностилевой лексики (историзм — «ямщиков» рядом с современным словом «шоферов»), эпитетами («красивая, стремительная дорога»; «удалые молодцы», «утреннюю нагую красоту гор», «чистая, светлая»), гиперболой («каждую песчинку видно на две»), антитезой («жутковато», «страх» — «красота», «целебная прохлада»; «влюбленные» — «ненавидящие друг друга Он и Она»), градацией («манит», «соблазняет»; «злая, белая от злости», «крутой яростной волной ревёт»), аллитерацией («крутой яростной волной ревёт» — «рвётся из гор»), олицетворением («отдыхает река», «это брат и сестра»), рядами однородных членов («рассказывается, поётся, выдумывается»), парцелляцией («Местные поэты так и делают. Но нельзя превозмочь красоту земную словами».) IV. Типы речи 1. Вопросы для обсуждения. — Какие типы речи вам известны? (Повествование, описание, рассуждение.) — Как вы считаете, по какому принципу в речи выделяются типы? (По принципу способов отражения мира. Человек может по-разному реагировать на проявления окружающего и внутреннего мира. Может фиксировать, запечатлевать его сиюминутные отдельные элементы, признаки, детали — тогда речь идет об описании. Мы словно фотографируем объекты, причем такая «фотография» бывает «плоской» и объемной, «размытой» и очень четкой. Описание применяют при создании словесного пейзажа, портрета. Описание может касаться характера человека, его чувств, переживаний (ведь и хорошая фотография отражает их.) Ярким примером может служить описание Печорина в повести «Максим Максимыч», которое назвали первым психологическим портретом в русской литературе. Вспомним также подробное описание Собакевича и его комнаты в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, где работает каждая деталь: стол, кресло, стул. дрозд в клетке, картины и даже, в свою очередь, детали этих картин. Человек может видеть мир в действии, в развитии, во времени. Он словно прокручивает кинопленку памяти. В этом случае речь идет о повествовании. Например, в начале романа «Евгений Онегин» Пушкин рассказывает о жизни героя и его отца: Служив отлично-благородно, Долгами жил его отец, Давал три бала ежегодно И промотался наконец. Судьба Евгения хранила: Сперва Madame за ним ходила, Потом Monsieur ее сменил... Перед читателем быстро сменяются события в их временной последовательности. Сопоставление фактов, развитие мысли, приводящее к определенным выводам, характерно для рассуждения. Этот тип речи вряд ли можно сравнить с фотографией или кинопленкой. Мы 118 имеем дело с логикой мысли, в которой условно можно выделить три этапа: 1) тезис (высказывание какой-либо мысли), 2) доказательство или опровержение этой мысли с помощью определенных доводов, аргументов, 3) вывод, или заключение, которые из этого следуют. Рассуждение особенно характерно для научного стиля речи. В художественной литературе встречаются все типы речи. Лермонтов, описывая внешность и особенности поведения Печорина, выносит суждения о его характере. В противоречивости описания заложено рассуждение. Вот что Лермонтов пишет о глазах Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен». В «Мертвых душах» описание села и усадьбы Плюшкина (тезис) сменяет повествование о том, каким образом он дошел до столь удручающего состояния, как развивался во времени характер Плюшкина. Повествование заканчивается выводом (последняя стадия рассуждения): «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине... Итак, вот какого рода помещик стоял перед Чичиковым!» В этом фрагменте романа описание играет роль тезиса, повествование выступает в роли аргументов; заканчивая рассуждение, писатель делает вывод о закономерности развития характера. Все три типа речи встречаем в монологе Софьи, героини комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она в нескольких словах характеризует Чацкого. Сначала идет повествование (выступает в роли тезиса): Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой; но потом Он съехал, уж у нас ему казалось скучно, И редко посещал ваш дом; Потом опять прикинулся влюбленным, Взыскательным и огорченным!.. Сразу вслед за тем — краткое, меткое описание (выступает в роли аргумента): Остер, умен, красноречив, В друзьях особенно счастлив. Вот о себе задумал он высоко... Охота странствовать напала на него, И наконец вывод — Чацкий ее не любит: Ах! если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так далеко? Читай: Софья сама не любит Чацкого. Об этом же говорит сниженная лексика и весь тон монолога Софьи: «прикинулся», «о себе задумал он высоко», «охота странствовать напала на него». 2. Задание. Определите, к какому типу речи относится текст В. М. Шукшина. (С формальной точки зрения текст представляет собой рассуждение: сопоставляются два факта (красота Чуйского тракта и красота реки Катуни), которые воспринимаются человеком в неразрывном единстве и воздействуют на его воображение («Хочется очеловечить и дорогу, и реку. 119 Местные поэты так и делают».) делается вывод о невозможности «превозмочь красоту земную словами». В качестве сопоставляемых фактов выступают описания Чуйского тракта и реки Катуни. Повествовательные элементы — в перечислении действий.) V. Советы по составлению конспекта Вопросы: — Что такое конспект? (Краткое письменное изложение содержания текста.) — Как создается конспект? (Для создания конспекта необходимо изучить текст, определить его тему, главную мысль, систематизировать его: понять, из каких частей он состоит (составить план), какие слова, выражения, мысли являются ключевыми, какова логика текста; что можно сократить, чтобы не потерять главное в содержании; заменить сложные синтаксические конструкции более простыми.) VI. Домашнее задание 1. Повторить случаи употребления различных знаков препинания, подобрать примеры на каждый случай. 2. Упражнения 291, 292. 3. Сделать конспект статьи на лингвистическую тему