kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Золотая осень наступает в предгорьях Алатау!  Днем чистой бирюзой сияет светло-голубое небо.

       Ранним утром нередко в низинах гор клубятся туманы. А травы жайляу покрыты обильной росой. Уже видны на них первые блёстки инея, и осень позолотила березы.

      Но еще слышится чудесное благоухание яблоневых садов предгорья.

      Осень у самого порога!

 

 

Класс: 5

Тема:  Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: повторить и уточнить знания учащихся о предложении, словосочетании, подвести к пониманию термина «односоставное» предложение, научить различать двусоставные от односоставных, определять грамматическую основу; способствовать развитию познавательного интереса; воспитывать чувство ответственности.

Ход урока

I.         Организационный момент.

II.        Повторение изученного(текст, стили речи, типы речи, словосочетание)

На доске изображение осени в горах и текст.

- Докажите, что перед вами текст, определите тему, основную мысль текста.

- Определите стиль, тип речи.

- Что называется словосочетанием?

- Выпишите словосочетания из первого абзаца, составьте схему.

III.      Переход к новой теме.

-  Что называется предложением?

- Назовите грамматическую основу в каждом предложении (каждый выделяет у себя на листочке).

-  В последнем предложении один главный член предложения – подлежащее. Такие предложения называются односоставными.

СЛАЙД 1.

IV.      Упражнение 155.

Выпишите односоставные предложения. Подчеркните грамматическую основу.

V.        Превратите двусоставные предложения в односоставные

(читаю – уч-ся записывают в тетрадь только односоставные предложения)

1. Вот и пришла зима. (Зима.)

2. Мороз усиливается.(Мороз.Морозит.)

3. Наступает вечер.(Вечер.Вечереет.)

4. Я не сплю. (Мне не спится.)

VI.   Работа в группах. (на А4)

Напишите правила поведения для учащихся в школе, используя только односоставные предложения.

VII.  Дифференцированные задания:

1 группа – тест:

  1. Найдите среди данных предложений односоставное

А. Ты не плачь попусту

В. Вскоре началась гроза.

С. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Д. Люблю грозу в начале мая!

    2. Определите тип предложения: Надо трудиться!

А. Односоставное.

В. Двусоставное

3. Какой схеме соответствует группа предложений:

Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.

А. о-д-о

В. д-о-о

С. д-д-о

Д. о-о-д

4. В каком из предложений главный член – подлежащее?

А. Подскажи мне отгадку.

В. Тишина.

С. Бредешь лесной тропинкой

Д. Приходите к нам.

5. В каком из предложений главный член – сказуемое?

А. Осень!

В. И снова тишина.

С. Как много красок в осеннем лесу!

Д. Прислушайся!

 

2 группа – выборочное списывание.

Выберите из текста и запишите два предложения с двумя главными членами и два предложения с одним главным членом.

Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рубинами загорелись листья. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему.

3 группа – работа по карточкам.

Подчеркните главные члены предложения, определите тип.

Карточка 1.

Вечерело. __________

Быстро сгущались сумерки. ________

На высоком небе робко проступали первые звездочки ________

Деревья сливались в одну темную массу. ________

Тишина. ________

Карточка 2.

Моросит. ________

Ветер срывает с деревьев омытые дождем листья. _______

Они падают в грязь. ________

Низко над землей ползут серые облака._________

В лощинах туман. _______

VIII.      Итоги урока. Выставление оценок.

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня понял…

- Я сегодня научился…

IX.      Домашнее задание: с.48, упр. 154, придумайте продолжение текста (7-8 предложений, 3-4 предложения – односоставные, подчеркните грамматическую основу)

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. »

Золотая осень наступает в предгорьях Алатау! Днем чистой бирюзой сияет светло-голубое небо.

Ранним утром нередко в низинах гор клубятся туманы. А травы жайляу покрыты обильной росой. Уже видны на них первые блёстки инея, и осень позолотила березы.

Но еще слышится чудесное благоухание яблоневых садов предгорья.

Осень у самого порога!





Класс: 5

Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения.

Цель: повторить и уточнить знания учащихся о предложении, словосочетании, подвести к пониманию термина «односоставное» предложение, научить различать двусоставные от односоставных, определять грамматическую основу; способствовать развитию познавательного интереса; воспитывать чувство ответственности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного(текст, стили речи, типы речи, словосочетание)

На доске изображение осени в горах и текст.

- Докажите, что перед вами текст, определите тему, основную мысль текста.

- Определите стиль, тип речи.

- Что называется словосочетанием?

- Выпишите словосочетания из первого абзаца, составьте схему.

III. Переход к новой теме.

- Что называется предложением?

- Назовите грамматическую основу в каждом предложении (каждый выделяет у себя на листочке).

- В последнем предложении один главный член предложения – подлежащее. Такие предложения называются односоставными.

СЛАЙД 1.

IV. Упражнение 155.

Выпишите односоставные предложения. Подчеркните грамматическую основу.

V. Превратите двусоставные предложения в односоставные

(читаю – уч-ся записывают в тетрадь только односоставные предложения)

1. Вот и пришла зима. (Зима.)

2. Мороз усиливается.(Мороз.Морозит.)

3. Наступает вечер.(Вечер.Вечереет.)

4. Я не сплю. (Мне не спится.)

VI. Работа в группах. (на А4)

Напишите правила поведения для учащихся в школе, используя только односоставные предложения.

VII. Дифференцированные задания:

1 группа – тест:

  1. Найдите среди данных предложений односоставное

А. Ты не плачь попусту

В. Вскоре началась гроза.

С. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Д. Люблю грозу в начале мая!

2. Определите тип предложения: Надо трудиться!

А. Односоставное.

В. Двусоставное

3. Какой схеме соответствует группа предложений:

Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.

А. о-д-о

В. д-о-о

С. д-д-о

Д. о-о-д

4. В каком из предложений главный член – подлежащее?

А. Подскажи мне отгадку.

В. Тишина.

С. Бредешь лесной тропинкой

Д. Приходите к нам.

5. В каком из предложений главный член – сказуемое?

А. Осень!

В. И снова тишина.

С. Как много красок в осеннем лесу!

Д. Прислушайся!



2 группа – выборочное списывание.

Выберите из текста и запишите два предложения с двумя главными членами и два предложения с одним главным членом.

Дело оказалось необыкновенной важности. Лето кончилось. Чудесный вечер. Янтарем и рубинами загорелись листья. Пусто стало на душе у Гришки. Меня снова потянуло к нему.

3 группа – работа по карточкам.

Подчеркните главные члены предложения, определите тип.

Карточка 1.

Вечерело. __________

Быстро сгущались сумерки. ________

На высоком небе робко проступали первые звездочки ________

Деревья сливались в одну темную массу. ________

Тишина. ________

Карточка 2.

Моросит. ________

Ветер срывает с деревьев омытые дождем листья. _______

Они падают в грязь. ________

Низко над землей ползут серые облака._________

В лощинах туман. _______

VIII. Итоги урока. Выставление оценок.

- Я сегодня узнал…

- Я сегодня понял…

- Я сегодня научился…

IX. Домашнее задание: с.48, упр. 154, придумайте продолжение текста (7-8 предложений, 3-4 предложения – односоставные, подчеркните грамматическую основу)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Табарова Камшат Болатовна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Коррекционно- развивающий урок по теме " Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(149) "korriektsionno-razvivaiushchii-urok-po-tiemie-priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "139760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417790316"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Урок в 8 классе. «Простое предложение. Грамматическая основа предложения» "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-v-8-klassie-prostoie-priedlozhieniie-grammatichieskaia-osnova-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "157070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421522060"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Календарно – тематическое планирование Русский язык  5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-russkii-iazyk-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421392239"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Урок по русскому языку на тему "Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения." (5 класс)"
    ["seo_title"] => string(112) "urok-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-grammatichieskaia-osnova-dvusostavnyie-i-odnosostavnyie-priedlozhieniia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250722"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447129848"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Синтаксическая связь в слове и предложениях. Согласование"
    ["seo_title"] => string(67) "sintaksichieskaia_sviaz_v_slovie_i_priedlozhieniiakh_soghlasovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "449953"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515946845"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства