kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме : Официально -деловой стиль

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока по русскому языку,

                                                      в 7 классе.

                           Тема урока: «Официально-деловой стиль речи».

Тип урока: объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи урока.

 

Цель урока: познакомить с особенностями официально-делового стиля речи; совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.

Обучающие задачи:

  1. Закрепить знания о научном стиле речи.
  2. Совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации.
  3. Научить различать деловой и научный стили речи.
  4. Уметь находить в тексте делового стиля языковые средства.
  5. Уметь создавать небольшие тексты делового стиля (объявления).

Развивающие задачи:

  1. Развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов.
  2. Развивать мыслительные способности учащихся (логическая задача).

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Объявление цели и темы урока.
  3. Повторение пройденного материала.
  1. Характеристика научного стиля.
  2. Заполнение таблицы.
  1. Новый материал (выявление отличий официально-делового стиля от научного).
  1. Упражнение для наблюдения.
  2. Таблица.
  1. Объявление
  1. Работа с объявлениями, записанными на доске.
  2. Творческая работа (составление своего объявления).
  1. Анализ текста.

(Работа с таблицей языковых средств)

  1. Тест (уровень контроля усвоения знаний).
  2. Подведение итогов урока.
  3. Домашнее задание.
  4. Организационный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Объявление цели и темы урока.

Цель нашего урока – познакомиться с особенностями официально-делового стиля речи, совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.

- Откроем тетради, запишем число, тему урока: «Официально-деловой стиль».

- Обратите внимание на правописание слова «официально-деловой».

  1. Повторение пройденного материала.
  • Прежде чем мы будем говорить об официально-деловом стиле, повторим пройденный материал. На прошлых уроках развития речи мы изучали научный стиль. Вспомните его отличительные черты. Поможет вам в этом таблица.

Научный стиль.

  •  

 

С КЕМ?

 

  •  

 

СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ

 

 

- И так, какова основная функция научного стиля?

(сообщение, сообщение существенных признаков предмета, объяснение).

- Какова сфера применения научного стиля?

(учебники, лекции, энциклопедии, научные труды).

- Охарактеризуйте речевую ситуацию?

(1 –много, о/о, сообщение с целью объяснения).

- Каковы стилевые черты? Каким будет высказывание в научной речи?

(точным, доказательным, обобщенным).

По мере того, как учащиеся отвечают, учитель открывает графы таблицы «Стили речи».

Стиль речи

Ситуация общения

Стилевые черты

  •  

С кем?

  •  
  •  
  •  
  1.  
  •  
  •  

Точность, обобщенность, логичность, доказательность

 

 

 

 

 

 

  1. Объяснение нового материала.
  1. Упражнение для наблюдения.

Для того, чтобы определить характерные черты делового стиля

выполним упражнение для наблюдения.

Задание: прочитайте текст, укажите, в какой речевой ситуации он может быть использован. Определите стиль речи.

Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, снова подрезают стебли на 1-2 сантиметра и опять держать в воде часа два. После этого цветы снова кладут в холодильник.

 

Ученики читают текст, определяют речевую ситуацию (1- много, о/о, сообщение + воздействие, инструкция); стиль речи – деловой.

- Каким же будет высказывание в деловом стиле?

(официальным, точным, бесстрастным (лишенным эмоций)).

- Хорошо, теперь прочитаем теоретический материал и посмотрим, насколько мы близки к верному ответу (чтение теоретической части учебника).

2. Подведение мини-итога урока.

Давайте откроем вторую часть таблицы и посмотрим, какова же речевая ситуация у официально-делового стиля.

- Догадайтесь, где будет применяться официально-деловой стиль? (документы)

 

  1. Объявление.

 

1. Работа с объявлениями

Теперь, ребята, посмотрите на доску. Дело в том, что все деловые бумаги пишутся по определенной форме. На доске у нас записано два объявления. Определите три основные части.

Вниманию учащихся 6б класса.

В среду, 6 декабря, состоится экскурсия в музей-квартиру А.С. Пушкина. Начало экскурсии в 12 часов.

Классный руководитель

  1.  

 

 

 

Уважаемые родители!

7 декабря 2011 года в школе №383 состоится родительское собрание. Начало собрания в 18 часов 30 минут.

Администрация школы

 

- Из каких трех частей состоит объявление?

(1- к кому обращаются; 2- что сообщается; 3- кто обращается).

 

  1. Творческая работа.

- Представьте себе, в каких еще ситуациях можно написать объявление. Составьте своё объявление, запишите его.

(ребята придумывают текст объявления, читают вслух). 

 - Обратимся к раздаточному материалу №1, на котором мы видим текст.

 

VI. Анализ текста.

  1. Однажды мне пришлось прочитать такое об(ъ)явление:

«По случаю от(ъ)езда продаются вещи: обеденный раздвижной стол, швейная машина, разные книги». 2) Двоеточие об(ъ)единяло книгу с прочими вещами. 3) Действительно, книгу, как всякую вещ(ь), можно продать. 4) Её можно взять в руки. 5) Её можно измерить и взвесить, как вещ(ь), можно купить и потерять. 6) Её можно засунуть куда (нибудь) и потом не найти. 7) Словом, с книгой можно (з,с)делать все, что можно (з,с)делать с вещ(ь)ю.

 

- Объясните орфограммы (проверяется три правила: правописание Ь/Ъ знаков, правописание приставок на – з(с), правописание Ь знака в существительных женского рода 3 склонения)

- Вы прочитали текст, согласны ли вы с автором текста? Почему? Какова идея текста?

- Где в данном тексте содержится объявление? (в первом предложении)

- Каких частей не хватает в объявлении?

- Почему ставится двоеточие в тексте объявления? (объясняют правописание двоеточия)

- Итак, вы на уроке увидели несколько текстов официально-делового стиля. Каковы же особенности, характерные для этого стиля? (после того, как называют особенности, читаем рубрику «Возьмите на заметку», смотрим в таблицу)

Особенностью стиля являются книжные, официальные слова; устойчивые обороты речи; специальная терминология; использование однозначных слов и т д.

- Найдите в текстах, с которыми мы работали, эти языковые особенности.

 

  1.  Тест

 

- Итогом нашего урока, посвященного официально-деловому стилю, будет совместное выполнение теста. Тест вы видите на раздаточном материале №2. Прочитаем текст вслух.

 

(1)Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подготовить. (2) Налейте в аквариум доверху воды и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. (3) Потом вылейте воду и положите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см. (4) Теперь посадите в аквариум растения: можно местные, обычные для средней полосы нашей страны - роголистник, перистолистник, а можно купить в зоомагазине стрелолист.(5) Затем надо осторожно наполнить аквариум на ¾ водой, лучше через воронку, чтобы не повредить растения и не поднять со дна песок. (6) А потом можно пустить плавающие растения – риччию или ряску.(7) Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аквариум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоялась. (8) Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

(120 слов)(Что такое? Кто такой?)

 

 

 

- Какова задача автора данного текста?

А) рассказать о рыбках

Б) дать описание рыбок

В) дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб

Г) выразить своё отношение к рыбкам

(дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб)

 

- Каков жанр текста?

А) справка

Б) рассказ

В) доклад

Г) инструкция

  1.  

 

- Каков стиль и тип речи текста?

А) художественный, описание

Б) научный, описание

В) официально-деловой, повествование

Г) научный, повествование

(Официально - деловой, повествование)

 

- Какова роль слов «прежде», «потом», «теперь», «итак», «затем» в тексте?

А) точно показать последовательность действий

Б) описать свои ощущения

В) последовательно рассказать о произошедших событиях

Г) последовательно убедить в своей правоте

 

- В каком ряду слов находится побуждение к конкретным действиям?

А) потом, теперь, затем, итак

Б) пустить, подготовить, постоять, наполнить

В) налейте, дайте, вылейте, положите

Г) аквариум, растение, воронку, водой

-Сколько в тексте глаголов повелительного наклонения?

А) 7

  1.  
  2.  
  3.  

 

- Сколько в тексте глаголов неопределенной формы?

А) 2

Б) 7

В) 5

  1.  

 

- В какой форме употреблены глаголы в пятом предложении?

А) будущее время, совершенный вид

Б) будущее время, несовершенный вид

В) неопределённая форма, совершенный вид

Г) неопределённая форма, несовершенный вид

 

  1. . Подведение итогов.

 

- С каким стилем речи познакомились?

- Какова его задача?

- Какие жанры официально-делового стиля бывают?

- Какова речевая ситуация этого стиля?

 

 

 

  1. . Домашнее задание.
  2.  

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по русскому языку в 7 классе по теме : Официально -деловой стиль »


Конспект урока по русскому языку,

в 7 классе.

Тема урока: «Официально-деловой стиль речи».

Тип урока: объяснение нового материала

























Цели и задачи урока.



Цель урока: познакомить с особенностями официально-делового стиля речи; совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.

Обучающие задачи:

  1. Закрепить знания о научном стиле речи.

  2. Совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации.

  3. Научить различать деловой и научный стили речи.

  4. Уметь находить в тексте делового стиля языковые средства.

  5. Уметь создавать небольшие тексты делового стиля (объявления).

Развивающие задачи:

  1. Развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов.

  2. Развивать мыслительные способности учащихся (логическая задача).

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).





















План урока.



  1. Организационный момент.

  2. Объявление цели и темы урока.

  3. Повторение пройденного материала.

  1. Характеристика научного стиля.

  2. Заполнение таблицы.

  1. Новый материал (выявление отличий официально-делового стиля от научного).

  1. Упражнение для наблюдения.

  2. Таблица.

  1. Объявление

  1. Работа с объявлениями, записанными на доске.

  2. Творческая работа (составление своего объявления).

  1. Анализ текста.

(Работа с таблицей языковых средств)

  1. Тест (уровень контроля усвоения знаний).

  2. Подведение итогов урока.

  3. Домашнее задание.

  4. Организационный момент.























Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Объявление цели и темы урока.

Цель нашего урока – познакомиться с особенностями официально-делового стиля речи, совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.

- Откроем тетради, запишем число, тему урока: «Официально-деловой стиль».

- Обратите внимание на правописание слова «официально-деловой».

III. Повторение пройденного материала.

  • Прежде чем мы будем говорить об официально-деловом стиле, повторим пройденный материал. На прошлых уроках развития речи мы изучали научный стиль. Вспомните его отличительные черты. Поможет вам в этом таблица.

Научный стиль.

ГДЕ?


С КЕМ?


ЗАЧЕМ?


СТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ




- И так, какова основная функция научного стиля?

(сообщение, сообщение существенных признаков предмета, объяснение).

- Какова сфера применения научного стиля?

(учебники, лекции, энциклопедии, научные труды).

- Охарактеризуйте речевую ситуацию?

(1 –много, о/о, сообщение с целью объяснения).

- Каковы стилевые черты? Каким будет высказывание в научной речи?

(точным, доказательным, обобщенным).

По мере того, как учащиеся отвечают, учитель открывает графы таблицы «Стили речи».

Стиль речи

Ситуация общения

Стилевые черты

Где?

С кем?

Зачем?

Научный

о/о

1/много

Сообщение

(пояснить)

Точность, обобщенность, логичность, доказательность








  1. Объяснение нового материала.

  1. Упражнение для наблюдения.

Для того, чтобы определить характерные черты делового стиля

выполним упражнение для наблюдения.

Задание: прочитайте текст, укажите, в какой речевой ситуации он может быть использован. Определите стиль речи.

Как сохранить цветы, купленные за неделю до праздника?

Стебли цветов подрезают наискось острым ножом и ставят цветы на два часа в воду комнатной температуры. Затем заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. Через несколько дней проверяют букет. Если цветы слегка увяли, снова подрезают стебли на 1-2 сантиметра и опять держать в воде часа два. После этого цветы снова кладут в холодильник.



Ученики читают текст, определяют речевую ситуацию (1- много, о/о, сообщение + воздействие, инструкция); стиль речи – деловой.

- Каким же будет высказывание в деловом стиле?

(официальным, точным, бесстрастным (лишенным эмоций)).

- Хорошо, теперь прочитаем теоретический материал и посмотрим, насколько мы близки к верному ответу (чтение теоретической части учебника).

2. Подведение мини-итога урока.

Давайте откроем вторую часть таблицы и посмотрим, какова же речевая ситуация у официально-делового стиля.

- Догадайтесь, где будет применяться официально-деловой стиль? (документы)



  1. Объявление.



1. Работа с объявлениями

Теперь, ребята, посмотрите на доску. Дело в том, что все деловые бумаги пишутся по определенной форме. На доске у нас записано два объявления. Определите три основные части.

Вниманию учащихся 6б класса.

В среду, 6 декабря, состоится экскурсия в музей-квартиру А.С. Пушкина. Начало экскурсии в 12 часов.

Классный руководитель

(подпись)







Уважаемые родители!

7 декабря 2011 года в школе №383 состоится родительское собрание. Начало собрания в 18 часов 30 минут.

Администрация школы



- Из каких трех частей состоит объявление?

(1- к кому обращаются; 2- что сообщается; 3- кто обращается).



  1. Творческая работа.

- Представьте себе, в каких еще ситуациях можно написать объявление. Составьте своё объявление, запишите его.

(ребята придумывают текст объявления, читают вслух).

- Обратимся к раздаточному материалу №1, на котором мы видим текст.



VI. Анализ текста.

  1. Однажды мне пришлось прочитать такое об(ъ)явление:

«По случаю от(ъ)езда продаются вещи: обеденный раздвижной стол, швейная машина, разные книги». 2) Двоеточие об(ъ)единяло книгу с прочими вещами. 3) Действительно, книгу, как всякую вещ(ь), можно продать. 4) Её можно взять в руки. 5) Её можно измерить и взвесить, как вещ(ь), можно купить и потерять. 6) Её можно засунуть куда (нибудь) и потом не найти. 7) Словом, с книгой можно (з,с)делать все, что можно (з,с)делать с вещ(ь)ю.



- Объясните орфограммы (проверяется три правила: правописание Ь/Ъ знаков, правописание приставок на – з(с), правописание Ь знака в существительных женского рода 3 склонения)

- Вы прочитали текст, согласны ли вы с автором текста? Почему? Какова идея текста?

- Где в данном тексте содержится объявление? (в первом предложении)

- Каких частей не хватает в объявлении?

- Почему ставится двоеточие в тексте объявления? (объясняют правописание двоеточия)

- Итак, вы на уроке увидели несколько текстов официально-делового стиля. Каковы же особенности, характерные для этого стиля? (после того, как называют особенности, читаем рубрику «Возьмите на заметку», смотрим в таблицу)

Особенностью стиля являются книжные, официальные слова; устойчивые обороты речи; специальная терминология; использование однозначных слов и т д.

- Найдите в текстах, с которыми мы работали, эти языковые особенности.



  1. Тест

- Итогом нашего урока, посвященного официально-деловому стилю, будет совместное выполнение теста. Тест вы видите на раздаточном материале №2. Прочитаем текст вслух.



(1)Прежде чем пустить рыбок в аквариум, надо хорошо его подготовить. (2) Налейте в аквариум доверху воды и дайте ей постоять дня два-три, чтобы исчезли разные запахи. (3) Потом вылейте воду и положите на дно хорошо промытый влажный песок слоем 5-6 см. (4) Теперь посадите в аквариум растения: можно местные, обычные для средней полосы нашей страны - роголистник, перистолистник, а можно купить в зоомагазине стрелолист. (5) Затем надо осторожно наполнить аквариум на ¾ водой, лучше через воронку, чтобы не повредить растения и не поднять со дна песок. (6) А потом можно пустить плавающие растения – риччию или ряску. (7) Итак, растения посажены, вода налита, но рыб пускать в аквариум пока рано: нужно, чтобы растения прижились, вода устоялась. (8) Лишь через несколько дней, когда вода станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками.

(120 слов) (Что такое? Кто такой?)





- Какова задача автора данного текста?

А) рассказать о рыбках

Б) дать описание рыбок

В) дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб

Г) выразить своё отношение к рыбкам

(дать точное указание, как подготовить аквариум для рыб)



- Каков жанр текста?

А) справка

Б) рассказ

В) доклад

Г) инструкция

(Инструкция)



- Каков стиль и тип речи текста?

А) художественный, описание

Б) научный, описание

В) официально-деловой, повествование

Г) научный, повествование

(Официально - деловой, повествование)



- Какова роль слов «прежде», «потом», «теперь», «итак», «затем» в тексте?

А) точно показать последовательность действий

Б) описать свои ощущения

В) последовательно рассказать о произошедших событиях

Г) последовательно убедить в своей правоте



- В каком ряду слов находится побуждение к конкретным действиям?

А) потом, теперь, затем, итак

Б) пустить, подготовить, постоять, наполнить

В) налейте, дайте, вылейте, положите

Г) аквариум, растение, воронку, водой

-Сколько в тексте глаголов повелительного наклонения?

А) 7

Б)3

В)5

Г)4



- Сколько в тексте глаголов неопределенной формы?

А) 2

Б) 7

В) 5

Г)10



- В какой форме употреблены глаголы в пятом предложении?

А) будущее время, совершенный вид

Б) будущее время, несовершенный вид

В) неопределённая форма, совершенный вид

Г) неопределённая форма, несовершенный вид



VIII. Подведение итогов.



- С каким стилем речи познакомились?

- Какова его задача?

- Какие жанры официально-делового стиля бывают?

- Какова речевая ситуация этого стиля?







IX. Домашнее задание.

Составить полезную инструкцию используя теоретический материал учебника.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Фоменко Анна Анатольевна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126476

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-glaghol-v-iazykie-i-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "145795"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418996681"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства