1.Организационный момент. 2. Актуализация знаний. | Приветствие. - Отгадайте загадку! Без крыльев, а летит, без языка, а говорит. Как вы думаете, как звучит тема сегодняшнего урока? С помощью писем люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они слышали, видели, переживали. - Что такое письмо? - Кто занимается рассылкой писем? -Что входит в адрес? "Адресат" - Это тот, кто получает письмо" (тот, кому оно адресовано) "Адресант" - Это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). -Что такое почтовый индекс? - В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец, дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца -Сегодня письмо мы будем отправлять на конкурс, поэтому записываем адрес регионального оргкомитета. -Конверт подписали ,а теперь необходимо написать письмо. - Перечислите обязательные компоненты письма. -Ребята, почти в каждом письме могут стоять две буквы –Р.С. или Р.S.. Это означает, что автор письма хотел бы поделиться ещё одной важной мыслью. - Существуют правила отправки писем. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Письмо Строят понятные для партнера высказывания. Тема урока «Письмо» Записывают в тетради. Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения. Почта Понятия: адресат (кому?), адресант (от кого?) "Индекс"-это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. Оформление конверта. Написание адреса: 241050,г. Брянск, пл.К.Маркса,9, УФПС Брянской области- филиал ФГУП «Почта России»,специалисту по связям с общественностью на конкурс «Лучший урок письма» Обращение к адресату, подпись автора письма, дата. Памятка написания письма у каждого на столе. Чтение. 1.Вступление: приветствие, обращение. («Здравствуйте», «многоуважаемый»). 2. Информационная часть: основная информация, которую нужно передать. (Интересуются здоровьем. Высказывают причину, цель написания письма. «Приветствую», «обращаюсь», «хочу рассказать», «ценю ваше мнение»,«глубоко благодарен»,«хочу рассказать о своих») 3. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения («До свидания!»,«Всего хорошего!»,«С благодарностью к вам…» Ответы учащихся: 1.Отвечать на письма нужно как можно быстрее. 2. Поздравительные письма отправлять заблаговременно. 3. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной. 4. Не писать писем карандашом. 5. Стараться не делать исправлений, ошибок. 6. Чистый, неизмятый конверт подписывать четко, аккуратно. 7. Никогда не вскрывать и не читать чужих писем. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека | |
3.Физкультминутка | О письме мы много знаем, и его мы изучаем. Раз, два, три, четыре, пять - будем письма мы писать. Руки вверх мы поднимаем, головою покачаем, И присядем мы пять раз, и подпрыгнем восемь раз. Глубоко теперь вздохнем и работать вновь начнем. | Выполняют элементарные физические упражнения | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | -Из какого произведения эти строки? Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после. - О чем этот рассказ? - Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна? - Как решила помочь Лидия Михайловна своему ученику? -Как в конце произведения автор отзывается о своей учительнице? - Жизнь- это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Каковы бы не были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников. -А были ли в вашей жизни такие учителя? Накануне Дня учителя 5 октября напишите своему учителю письмо. | Ответы учащихся. - В.Распутин «Уроки французского» - Действие рассказа В.Г.Распутина “ Уроки французского” происходит в послевоенное, голодное время. Несмотря на это люди не ожесточились, были и такие, как Лидия Михайловна, учительница французского языка, которая, почувствовав, что с учеником творится неладное, пришла к нему на помощь. ( рассказ учащихся) (Когда она узнала, что ее ученик вынужден зарабатывать себе на жизнь, играя после уроков на деньги на окраине города, чтобы никто не видел, она решила ему помочь. Сначала учительница начала дополнительно заниматься с ним после уроков, затем стала приглашать к себе домой. Робкий и стеснительный от природы, мальчик испытывал стыд и неловкость, отказывался от еды. Лидия Михайловна поняла, что помощи он не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. В один из дней они были “ разоблачены” директором школы. Директор, не разобравшись, обвинил её в самых страшных грехах и выгнал из школы. Всю “ вину” она взяла на себя.) В конце произведения автор с теплотой отзывается о своей учительнице, потому что она, увидев в нём способного ученика, делает всё для того, чтобы он мог спокойно получить образование, пожертвовав своей репутацией. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Она научила ученика состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. | Звучит песня «Здравствуй , учитель» Слова: В. Суслова Музыка: Г. Портнова Поет Эдуард Хиль |
5.Творческая практическая деятельность | Написание письма учителю, в котором ребята сообщают, почему они любят своего педагога, кого они считают учителем по жизни. на кого равняются и с кого берут пример. Чтение и обсуждение содержания писем, проверка текстов сочинений - Чтобы письмо смогло дойти до места назначения нужен конверт и марка. Вкладываем свое письмо в конверт. Наклеиваем марку. Письма готовы. Отправляем их в путешествие. | Работа над письмом. Формулируют собственные мысли. Читают свои работы и слушают сочинения одноклассников, отвечают на вопросы Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Сообщение ученика. В 2002 году почта Канады выпустила памятную марку в честь Всемирного дня учителя. | |
6.Рефлексия (подведение итогов занятия) | - Чему мы учились на уроке? - Что узнали нового? - А сейчас проверим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма. 1.Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (письмо) 2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт) 3.Пункт назначения письма местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес) 4.Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс) 5.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, отвечают на вопросы. | |