Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Правописание корней с чередующимися гласными»»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
Автор-разработчик: учитель русского языка и литературы Евлоева Л.М.
Тема: «Правописание корней с чередующимися гласными».
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний, умений и навыков обучающихся (комбинированный).
Цель урока: формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепление умений безошибочного письма слов с изученными орфограммами.
Задачи:
1. Повторение и обобщение правил правописания гласных в корнях с чередованием;
2. Отработка навыков «опознавания» корней с чередованием.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-/, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор- ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях.
2. Метапредметные:
-умение осуществлять целеполагание планировать и прогнозировать собственную деятельность;
- умение работать с учебным материалом,осуществлять сбор,обработку необходимой информации;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение работать в парах и др.
3. Личностные:
-смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл для него имеет учение?);
-нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание учебного материала(исходя из социальных и личностных качеств),обеспечивающее личностный моральный выбор.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, первичная мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:
«Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться и говорить: — Доброе утро солнцу и птицам! — Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!»
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение в течение всего нашего урока.
Взаимное приветствие
Коммуникативные:
слушание собеседника и получение положительного эмоционального настроя на урок;подготовка к успешной работе на уроке в коллективе.
Личностные: принятие ситуации успеха в начале урока; готовность к учебной деятельности.
2.Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
Работа с текстом
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.
(Расул Гамзатов)
- Ребята, что вы видите на слайде? Просмотрите. (Текст.)
- Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом?
Работа с текстом
-Прочитайте выразительно текст вслух.
- Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор.
- Что важного, поучительного вы должны взять для себя из этого текста?
- Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы повторить и обобщить знания по одной важной теме.
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
Познавательные:чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы.
-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока.
-Ответьте на три главных вопроса:
Что я изучаю?
Зачем я это изучаю?
Как я это буду изучать?
Называют орфограммы, отвечают на вопросы.
Осуществляют целеполагание на основе предложенного текста.
Регулятивные:
определение темы урока, постановка целей изучения темы, планирование учебной деятельности для реализации заявленных целей.
Познавательные:
формулирование определений языковых понятий.
Коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.
4.Актуализация опорных знаний
Работа в паре, обучающиеся самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои ЗУН на этом этапе урока.
Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало.
Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.
Регулятивные: анализ учебного материала с целью выделения дифференцированных признаков, понимание информации, представленной в табличной форме; выбор критериев для классификации объектов.
Коммуникативные: установление рабочих отношений, эффективного сотрудничества в паре.
Регулятивные: анализ учебного материала с целью выделения дифференцированных признаков, понимание информации, выбор критериев для классификации объектов.
Познавательные:
выполнение учебного проекта согласно разработанному алгоритму; сбор информации, её обработка и оформление, ясное,
логическое изложение собственной точки зрения с использованием языковых средств, адекватных обсуждаемой проблеме.
Регулятивные:
целеполагание в рамках работы над проектом, оценка собственного продукта деятельности.
Коммуникативные: формирование навыков работы в паре в рамках проектной деятельности.
Познавательные:
создание устного монологического высказывания по сюжетным картинкам, построение логического рассуждения по заданной проблеме.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, слушание собеседника.
7.Подведение итогов урока.
Тест
1 вариант
1. В каком ряду все слова имеют
чередующуюся гласную в корне слова?
1) сохранился, задрожал
2) залив, заметка
3) движение, обращение
4) запереть, озарение
2. Найдите лишнее слово.
1) окрасить
2) отрастить
3) замереть
4) собирать
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) вспомнить
2) касание
3) броситься
4) откликнуться
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..сить
2) к..стный
3) прик..сновение
4) к..силк
6. В каком слове пишется буква А?
1) отр..сль
2) подр..сли
3) к..снуться
4) разг..реться
7. В каком слове пишется буква И?
1) расст..лить
2) зат..реть
3) отп..реть
4) разб..рать
8. В каком слове пишется буква О?
1) з..рница
2) г..рящий
3) прик..саться
4) оз..рение
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. (В.Г.Короленко.)
10. В слове ВЫГОРАТЬ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
2 вариант
1. В каком ряду все слова имеют чередующуюся гласную в корне слова?
1) загораживать, носились
2) выращивать, собирать
3) перемигивались, испекутся
4) пробивался, удивиться
2. Найдите лишнее слово.
1) зарастать
2) приложение
3) постелить
4) умножение
3. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) тянулись
2) остановиться
3) затирать
4) прибрежные
4. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) расспрашивать
2) затосковать
3) прикоснуться
4) погостить
5. Найдите слово с чередующейся гласной в корне.
1) к..смический
2) к..солапый
3) прик..снуться
4) к..стрище
6. В каком слове пишется буква А?
1) г..рение
2) р..сток
3) пор..сль
4) к..сание
7. В каком слове пишется буква И?
1) раст..рание
2) ст..литься
3) зам..реть
4) отт..реть
8. В каком слове пишется буква О?
1) к..сательная
2) оз..рять
3) перег..реть
4) соприк..саться
9. Из данного ниже предложения выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Потом он сел, усталым движением снял мешок, начал было вытирать кепкой лицо и вдруг, вцепившись в неё зубами, навзрыд расплакался. (В.П.Астафьев.)
10. В слове ПРИКОСНОВЕНИЕ выбор чередующейся гласной в корне зависит
1) от суффикса, стоящего после корня;
2) от ударения;
3) от согласной, на которую оканчивается корень;
4) от проверочного слова
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
12
Вариант
I
4
1
2
3
3
1
4
2
зарастали
2
II
2
4
3
3
3
4
1
3
вытирать
1
Рефлексия.
-Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
-Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока?
-Посмотрите на результаты своей работы на уроке и оцените её.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.
Регулятивные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников.
8.Домашнее задание.
Записать рассказ по сюжетным картинкам, обозначить орфограммы в словах с чередующимися гласными.