|  
  IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
       Физминутка   
 |  Вводное слово учителя:  Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,    Но скудно вносим мы него хороший склад.  Так чтоб незнанием его нам не бесславить,    Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.    Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,    А правильно писать потребно всем уметь.    А. П. Сумароков.  -Обратите внимание на доску, прочитайте отрывок, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ.
   Побывав в усадьбе графов Бобринских в разгар  осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик…снетесь к прошлому. Время ст…рает все, но печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII веке «графский дом », распол…женный на плоском холме, считался «жемчужиной края». В наше время дворец продолжает бл..стать своей красотой. Здесь соприк...- саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди шороха опадающих листьев, и среди р...стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы. В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.  1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны?    2. Корень кос-кас– это корень с чередованием. Согласны?  3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласны?  4. Корень гор-гар – это корень с чередованием. Согласны?  
  – Посмотрите на записи. Что их объединяет?    лаг – лож раст – (ращ) – рос гар – гор  – Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке.    
  Учитель задаёт вопросы по учебнику.  В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что….  Чему должны научиться на уроке?      
  Перед учащимися лежат два сигнальных значка, красного и зеленого цвета, ребята попарно зачитывают слова с чередование гласных в корне и озвучивают примененное к ним правило. У согласны с ответом товарищей, поднимают зеленый значок, если не согласны-красный. |  
  Психологическая настройка учащихся, с целью концентрации внимания и нацеливания на рабочий лад.  
  
  
  
  
  Анализируют текст, делают выводы, вставляют пропущенные буквы, аргументируют ответы руководствуясь правилами.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  (Буквы а–о в корнях.)    
  
  (О новых корнях с чередованием а–о.)    
 проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне.   Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне гар – гор и научиться правильно писать слова с этими корнями. 
 Умение применить правила в конкретных ситуациях, обосновать свой ответ, корректировать ответы товарищей. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. | 
  |  V. Поиск решения. Открытие новых знаний. 
 |   Работа с учебником стр. 94. Наблюдение представленной схемы можно провести по учебнику или представить на доске.  Задание: Рассмотрите схему, вспомните и расскажите, от чего зависит написание гласных в корнях с чередованием а// о.  Назовите, самостоятельно, корни, в которых чередуются гласные, подберите примеры, подтверждающие правила их написания.  
  
  Прочитайте слова, Являются ли они однокоренными? Докажите.  – От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор?  – Сделайте вывод.  Заря, зарница-зорька, зарево.  Гореть, загорать-гарь, загар.  Полагать, слагать-положить, сложить.  Расти-выращу-росла.  Поскакать-подскочить.  Коснуться-касаться.  
  2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.  – Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием гар – гор?  – Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а–о (лаг – лож; раст (ращ) – рос)?   3. Составьте схемы правила, приведите примеры. |  Работа с учебником стр.94  Рассматривают схему, рассказывают от чего зависит написание слов с чередованием гласных в корнях слов, подбирают примеры, подтверждающие правила их написания.  1.Наблюдают за словами, делают вывод о написании корней.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  2. Чтение правила по учебнику  
  
  
  
  
  3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.     √ / /  ГОР --  ГАР    | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 
  Познавательные УУД    1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.  2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.  3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). 
 | 
  |  
  VI. Развитие умений. 
 |  1. Упр. 77 стр.95 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.  – Сколько омонимичных корней вы обнаружили?    – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)  2. Упр. 78 стр.95 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы.    3. Дополнительно:  Упр. 76 стр.95– вставьте букву а–о в корне гар – гор. 
 |  1.Вырабатывают алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):  1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.  2) Выделить звукосочетание [гар].  3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.  4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.  5) Применить правило.  6) Подчеркнуть орфограммубукву о или а.    
  2. Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием. 
 |  Познавательные УУД    4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.  5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).  6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.  
  Коммуникативные УУД   2. Строить связное монологическое высказывание. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. | 
  |  
  VII. Итог урока. 
 |  
  – Назовите ключевые слова темы.  – Какую проблему решали на уроке?  – Чему научились?    – Какая работа понравилась больше всего?  
  – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?  – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?  – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).  – По каким критериям будете оценивать себя? 
 | 
 | 
 Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. 
 
 |