IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы. Физминутка | Вводное слово учителя: Язык наш сладок, чист и пышен, и богат, Но скудно вносим мы него хороший склад. Так чтоб незнанием его нам не бесславить, Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить. Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, А правильно писать потребно всем уметь. А. П. Сумароков. -Обратите внимание на доску, прочитайте отрывок, вставьте пропущенные буквы, аргументируйте свой ответ. Побывав в усадьбе графов Бобринских в разгар осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик…снетесь к прошлому. Время ст…рает все, но печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII веке «графский дом », распол…женный на плоском холме, считался «жемчужиной края». В наше время дворец продолжает бл..стать своей красотой. Здесь соприк...- саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди шороха опадающих листьев, и среди р...стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы. В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче. 1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласны? 2. Корень кос-кас– это корень с чередованием. Согласны? 3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласны? 4. Корень гор-гар – это корень с чередованием. Согласны? – Посмотрите на записи. Что их объединяет? лаг – лож раст – (ращ) – рос гар – гор – Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. Учитель задаёт вопросы по учебнику. В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что…. Чему должны научиться на уроке? Перед учащимися лежат два сигнальных значка, красного и зеленого цвета, ребята попарно зачитывают слова с чередование гласных в корне и озвучивают примененное к ним правило. У согласны с ответом товарищей, поднимают зеленый значок, если не согласны-красный. | Психологическая настройка учащихся, с целью концентрации внимания и нацеливания на рабочий лад. Анализируют текст, делают выводы, вставляют пропущенные буквы, аргументируют ответы руководствуясь правилами. (Буквы а–о в корнях.) (О новых корнях с чередованием а–о.) проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне. Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне гар – гор и научиться правильно писать слова с этими корнями. Умение применить правила в конкретных ситуациях, обосновать свой ответ, корректировать ответы товарищей. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
V. Поиск решения. Открытие новых знаний. | Работа с учебником стр. 94. Наблюдение представленной схемы можно провести по учебнику или представить на доске. Задание: Рассмотрите схему, вспомните и расскажите, от чего зависит написание гласных в корнях с чередованием а// о. Назовите, самостоятельно, корни, в которых чередуются гласные, подберите примеры, подтверждающие правила их написания. Прочитайте слова, Являются ли они однокоренными? Докажите. – От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием гар – гор? – Сделайте вывод. Заря, зарница-зорька, зарево. Гореть, загорать-гарь, загар. Полагать, слагать-положить, сложить. Расти-выращу-росла. Поскакать-подскочить. Коснуться-касаться. 2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. – Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием гар – гор? – Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а–о (лаг – лож; раст (ращ) – рос)? 3. Составьте схемы правила, приведите примеры. | Работа с учебником стр.94 Рассматривают схему, рассказывают от чего зависит написание слов с чередованием гласных в корнях слов, подбирают примеры, подтверждающие правила их написания. 1.Наблюдают за словами, делают вывод о написании корней. 2. Чтение правила по учебнику 3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров. √ / / ГОР -- ГАР | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
VI. Развитие умений. | 1. Упр. 77 стр.95 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне гар – гор, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм. – Сколько омонимичных корней вы обнаружили? – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.) 2. Упр. 78 стр.95 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммойбуквой а–о в корне гар – гор, графически обозначать условие выбора орфограммы. 3. Дополнительно: Упр. 76 стр.95– вставьте букву а–о в корне гар – гор. | 1.Вырабатывают алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания): 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание [гар]. 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Определить, ударный гласный в корне или безударный. 5) Применить правило. 6) Подчеркнуть орфограммубукву о или а. 2. Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием. | Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). 6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 2. Строить связное монологическое высказывание. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
VII. Итог урока. | – Назовите ключевые слова темы. – Какую проблему решали на уроке? – Чему научились? – Какая работа понравилась больше всего? – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |