2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Целеполагание | - А о тему нашего урока вы назовете сами, когда догадаетесь о чем это стихотворение. -Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят зданья, Цветут сады, и хлеб в полях растёт. ( слайд 1) - О чем же пойдёт разговор на уроке? (о глаголе).( слайд 2) -О какой части речи говорится в стихотворении? -Определите тему урока. -Какую цель поставим на этом уроке? -Что такое глагол? (Это часть речи, отвечает на вопросы что делает?, что делать? и обозначает действие предмета) (слайд 3) - Сегодня на уроке мы закрепим ваши знания о глаголе. -- Давайте поиграем. Если я называю глагол – хлопок, если другая часть речи –тишина. - Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок. | Слушают стихотворение Выдвигают гипотезы. Отвечают на вопросы Формулируют тему урока, цель. Принимают участие в игре | РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке. |
3. Этап решения учебной задачи. Повторение изученного материала Групповая работа Самостоятельная работа. Упражнение на определение вида глагола | - Отгадайте ещё одну загадку. - Стоят в поле сестрички, Жёлтый глазок, белые реснички. (ромашка) - Вы сейчас должны будете сделать ромашку. В глазок впишем героя нашего урока, а в лепесточки – его грамматические признаки. - Наш девиз: «Слушай других! Не мешай, а предлагай!». Задание по группам. Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание 1 группа: - Как определить вид глагола? 2 группа: - Как определить время глагола? 3 группа: -Какие формы лица бывают у глаголов? 4 группа:- Как определить спряжение глагола? - Запишите глаголы в два столбика Читать, почитать, рисовать, подписать, нарисовать, писать, учить, выучить (слайд 4) Проверка -Отвечает 2 группа А теперь определите, верно ли говорят друзья. - А как же сказать правильно? Подумайте! Обсуждение в группах. (Глагол "победить" в 1 лице не употребляется). - Некоторые глаголы в 1 лице единственном числе не могут употребляться; Это глаголы - исключения: победить, убедить, дерзить, бороздить, пылесосить, шелестеть. (на доске) - Как можно сказать правильно? (одержать победу). - Но грамотно глаголы не только нужно употреблять, но и писать. Какие ошибки вы чаще всего допускаете при написании глаголов? – От чего зависит окончание глагола? (от спряжения) - Послушаем 4 группу. 4 группа: - Как определить спряжение глагола? (слайд5) | Работа в группах Каждая группа выбирает лепесток и выполняет дополнительное задание - Отвечает 1 группа Глаголы бывают двух видов совершенный и несовершенный. Глаголы отвечающие на вопросы что сделал? -совершенного вида. Что делал? –несовершенного. Отвечают , записывают глаголы в 2 столбика- Сов.вид Несов.вид 2 группа: - Какие формы лица бывают у глаголов? (Глаголы могут стоять в форме 1,2 или 3 лица) Дети показывают сценку - Два мальчика - спортсмена шли с тренировки и разговаривали. - В этом году на соревнованиях области я обязательно победю . . ., нет побежу. . . - замялся Гена. - Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить, - засмеялся Игорь. Дети рассказывают правило | Предметные результаты. КУУД: умение работать в паре,слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов. ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. РУУД: планируют учебное сотрудничество; КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности |
Физкультминутка | - Если я называю глаголы I спряже- ния – приседают мальчики, если на- зываю глаголы II спряжения – присе- дают девочки: идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, молчит. | Глаголы 1 спр-приседают мальчики; 2спр- девочки | |
4. Этап самостоятельной работы Цифровой диктант. (слайд) | Отвечает 4 группа - Как определить время глагола? Цифровой диктант. (слайд) - У вас на столах карточки, на которых написано время глагола, выпишите номера глаголов, соответствующие вашим карточкам. учится оживёт пели сияет высохнет написал летит уточнит отвечала просить - Какое слово лишнее? Почему? | Учащиеся рассказывают о времени глагола Самостоятельно выполняют задания, Самопроверка | РУУД: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности. |
5.Этап рефлексии | Послушайте утверждения, которые отражают основные понятия по теме «Глагол», если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок – , а если согласны –, значок + Глагол обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по падежам. Не с глаголами пишется раздельно. Глаголы имеют три спряжения. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на -ить, относятся ко ΙΙ спряжению. В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего. Неопределенная форма глагола– это начальная форма глагола. После самопроверки поставьте себе оценку за это задание -Ребята, к концу нашего урока составим кластер в который соберем все что мы знаем о глаголе. Что такое кластер? В виде чего его можно выполнить? Начинайте работу. | Работают с таблицей и со шкалой оценивания Самостоятельно работают в тетрадях. Самопроверка. Самооценка. Работа в группе. Составление кластеров. Защита проектов. | РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке |