17 декабря. 4в класс. Учитель: Дубровская В.А. Урок разработан для учащихся 4 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок проводится при закреплении темы «Глагол»
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Самоопределение деятельности. Цель – активизация учащихся. | Формулируют правила поведения на уроке. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть, чему вы научились в школе за 4 года , давайте их поприветствуем. -Садитесь. Проверьте вашу готовность к уроку! Вам понадобится учебник, тетрадь тпо, тонкая рабочая тетрадь, пенал и дневник. -Как ваше настроение в начале урока? (смайл) -Какие вы знаете правила на уроке? Давайте вспомним: -Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай! - Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться, Не унывай, не мучайся – ведь на ошибках учатся! Поднимите руку, кто эти правила соблюдает! | Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке |
II этап . Актуализация знаний и фиксация затруднения Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. | -Давайте вспомним слова замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского о русском языке: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы продолжаем на наших уроках совершенствовать навык пользования языка. -Вспомним, как вы должны сидеть за партой?(соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. тетрадь) -Откройте тетради. Запишите число. Семнадцатое декабря. Классная работа. Минутка каллиграфии. – Задание. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания: Проворонила ворона вороненка. Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Вв». Пальчиковая гимнастика: «Замок» Словарная работа. –Какие словарные слова с буквой «В» вы знаете? Викторина, впереди, везде, воробей, вчера. -Кто скажет: Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова, стараемся запомнить их? ( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить) -Запишите словарные слова, не забудьте поставить ударение, подчеркнуть ту букву, которую необходимо запомнить. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий; умение обобщать и классифицировать по признакам Ты тетрадь свою открой И наклонно положи, А пенал теперь закрой Ручку правильно держи Сядьте прямо, как велят, И старайтесь все на пять. На двери висел замок — Кто его открыть бы смог? Потянули…Покрутили… Постучали…И открыли! |
III этап. Постановка учебной задачи Цель:мотивировать школьников на изучение новых правил русского языка. | Работают с информацией, представленной на доске Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его, вспоминают правила | Организует работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока. | Работа НА доске. -- Ребята, выполните задание. -Прочитайте слова. Карточка №1: Сидеть, учиться, любим, играют, гулять -Скажите, что вы можете сказать об этих словах? - Кто знает, что такое глагол? Вы с ними знакомы? - На какие вопросы отвечают глаголы? -Что они обозначают? Чем являются в предложении? - Не с глаголом пишется … (раздельно)-Какие виды глаголов вы знаете? Какую форму могут иметь? - Глагол в начальной форме имеет суффиксы … (ть, ти, чь) – Что такое спряжение? …. (изменение глагола по лицам и числам и его окончаний) - Какие ещё правила вы учили? Есть ли исключения из правил?..... Чтобы определить спряжение глагола, для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И. Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е. -Работа с карточкой №2. (он рису..т1, мы запева..м1, ты ненавид..шь2, вы погуля..те1, мы встрет..м2, ты исправ..шь2, она дума..т1, вы покрас..те2, он приготов..т2, он дыш..т2) -Давайте подумаем и скажем, какую букву мы вставим в окончаниях глаголов. Можем ли мы ошибиться? -Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Давайте определим тему нашего урока! -Какова будет наша цель на уроке? - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной и закрепить полученные на предыдущих уроках знания? Выяснить:1) правильно ли мы пишем безударные окончания глаголов?; мы будем учиться находить и исправлять свои ошибки 2)знаем ли мы слова-исключения?; совершенствовать умение определять спряжение глаголов; 3) для чего нужно знать правила русского языка? Учиться правильно применять изученные правила. | Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи. |
IV этап. Открытие нового. Цель: учить выделять главное | Работают с информацией, представленной в учебнике Анализируют ситуацию. Участвуют в работе по сопоставлению понятий. Под руководством учителя делают вывод. | Включает учащихся в работу . Организует работу по введению понятия: подводит к выводу. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работу. | 1.Работа по учебнику Стр 134 таблица «Личные окончания глаголов» Физминутка В нашем классе любят шутки, Посмеёмся полминутки. Ты налево посмотри и соседу подмигни, Ты направо посмотри и соседке подмигни. Досчитай до десяти, ровно столько раз моргни. Посмотри на потолок, а потом на свой носок. Закрываем все глаза, Отдохнуть ведь им пора. Помечтали, позевали И опять работать стали. | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Умение сравнивать и делать выводы. Регулятивные УУД Уметь работать по составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий. |
V этап. Первичное закрепение с проговариванием во внешней речи Цель — научить ставить глаголы в нужную форму, правильно комментировать и объяснять пословицу | Участвуют в обсуждении аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану. | Включает учащихся в групповую работу. Организует комфортные условия во время ответов учащихся, оказывает индивидуальную помощь. | Работа с наглядным и игровым материалом. (работа в парах) Карточка №3 Задание: Прочитай пословицу. Глаголы в скобках поставьте в нужную форму, определите спряжение, объясните смысл пословицы. 1.Декабрь год (кончать), а зиму (начинать). Декабрь – последний месяц года, но первый зимний месяц. 2.Яблочко от яблоньки недалеко (падать) Так говорится, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители (каков отец, таков и сын) 3Собака (помнить), кто её (кормить) Не только человек, но и собака старое добро помнит. 4.Язык мал, да всем телом (владеть). Язык небольшой орган, но много делает (огорчить и порадовать, приласкать 5.Сам не (знать), где найдёшь, где (потерять). Говорится тогда, когда человек сталкивается с чем-либо непредвиденным, неожиданным. . | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: формировать умение ставить глаголы в нужную форму, правильно писать окончания | Устанавливают соответствие. Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует парную работу. Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь | 1.Работа в тетрадях Разноуровневые задания Работа в группах(1 ряд,2 ряд,3 ряд): (стр 134-137) 1) стр 134 упр 1 Задание: запиши глаголы в форме 1-го лица мн. числа в два столбика 2)стр 137 упр 2 Задание: Распределите глаголы по столбикам:1 спряжение-2 спряжение, пиши, заменяя транскрипцию буквенной1 записью. 3)стр 135 упр3 Задание: Распредели глаголы по столбикам. Не забывай об орфограмме «Мягкий знак после щипящих на конце глаголов» Задание для доп.работы: ТПО стр 47 упр3 | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
VII. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | - Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её? - Дополните предложения: Я узнал …я научился …На уроке мне было … я понял (а), как писать правильно окончания глаголов и смогу помочь разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику, ничего не понял (а), мне надо ещё разобраться в этом вопросе -Какое настроение у вас в конце урока?(смайл) -Оцените свою деятельность на уроке с помощью символов: (зеленый круг- отлично, желтый квадрат – хорошо, красный треугольник – удовлетворительно) - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. - Записываем д/з :стр 137 упр 4, спишите текст, употребляя глаголы в нужной форме, тпо стр 46 у3пр 2, распределив глаголы в 2 столбика определяя спряжения. | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |