kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы Ы-И после Ц».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную технологическую карту можно использовать для проведения стандартного  или открытого урока. Занятие построено  в соответствии  со структурой  урока  открытия новых знаний   ФГОС.  В  ходе  урока используются  разнообразные формы  работы, что  позволяет  учащимся  в доступной форме  изучать новый  материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы Ы-И после Ц».»

МКОУ Терновская СОШ № 1







Технологическая карта

урока русского языка

по теме «Буквы Ы-И после Ц»









Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Буянова М.Ю.











2020


УМК: Русский язык .5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А.                                        


Тема урока

Место урока по теме

Буквы и-ы после ц

Один из уроков по теме «Морфемика», 1 урок по теме

Тип урока

Формы, приемы, методы

Открытие новых знаний

Формы: индивидуальная, самостоятельная, в парах

Методы: проблемный вопрос, проблемная ситуация

Приёмы: фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа, работа в тетради

Цель урока

Планируемые результаты

Познакомить с новым опознавательным признаком – наличием звука Ц перед гласным, с правописанием  Ы –И после Ц

Предметные:

1. Способствовать развитию навыка правописания букв и-ы после ц.

2. Развивать орфографическую зоркость, т.е. умение видеть орфограмму в предлагаемом языковом материале.

Метапредметные.

1. Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в алгоритм, действовать по алгоритму.

2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

3. КоммуникативныеУУД:

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.


Личностные :

1. Формировать адекватную самооценку

2. Учить применять орфографические знания в повседневной жизни

3. Прививать интерес к познавательной деятельности




Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Орфограмму «Буквы И-Ы после Ц»

Исторические особенности слов с буквами И-Ы после Ц

Опознавать орфограмму в тексте

Составлять алгоритм и пользоваться им

Применять изученную орфограмму для решения практических задач


Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

Учебно-познавательные, регулятивные, коммуникативные

Проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дифференцированного обучения, деятельностный подход

презентация, раздаточный материал, сигнальные карточки, толковый словарь


ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Организационный

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учителя.


Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья? Да!


Записываем число, классная работа

Настраиваются на урок

Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне


Включение в учебный процесс

II этап: Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока

Начнем урок с небольшой разминки.

- Внимание на слайд! Предлагаю вам вставить пропущенную букву и назвать данную орфограмму:

р..стения, об..яснение , фу..бол, пол..гаться, трос..ник, ра..писание, ж..рдочка, ш..к..лад, ц..ркуль, зайц.., ц..пленок

-Что общего в последних трех словах?

-Какой звук мы слышим после звука Ц?

-Давайте посмотрим на этот звук и вспомним, что мы о нем знаем. (согласный, твердый, глухой, непарный). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока.

-Давайте вернемся к нашим словам и сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке(почему в одном случае пишется И, а в другом Ы).Давайте искать решение этой проблемы.


-Сможете ли вы сформулировать тему урока?


Учитель записывает тему урока(слайд) на доске

Вставляют пропущенные буквы, вспоминают орфограмму






Примерные ответы:

- Во всех словах есть буква Ц.

- Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц»












Записывают тему урока в тетрадях.


Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная беседа

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока

III этап: Постановка целей и задач

Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности

Определение целей урока (слайд )

– Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. (работа со слайдом )

цилиндр

цирк

цинк

цитата

(у)царицы

(для) падчерицы

лисицын

сестрицын



конференция

лекция

информация

иллюминация

цыган

на цыпочках

цыкнул

цыпленку

цыц

Обратим внимание на группы слов, они объединены по одному признаку - определим его. В случае затруднения – определить в какой части слова находится изучаемая орфограмма?

  1. Прочитайте слова цилиндр, цирк, цитата, цинк

  2. В какой части слова находится изучаемая орфограмма?



Что общего между словами конференция, лекция, информация, иллюминация

При каких условиях после Ц пишется буква И?

  1. Где находится изучаемая орфограмма в словах царицы, падчерицы, сестрицын, лисицын



Какая буква пишется в окончании?

В чем особенность слов- цыган

на цыпочках, цыкнул, цыпленку, цыц

Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей


Примерные ответы:

-Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы.

-Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц

- Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц

- Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5»

- С изучения орфограммы, поможет учебник.

Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная

Беседа

Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность

IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания)

Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию

Организует работу по открытию нового знания:,

Оформление кластера(на доске):

И - в корнях , словах на –ция

Ы – в суффиксах , в окончаниях, словах исключениях.

Предлагает одному ученику сформулировать правило «Буквы Ы – И после Ц» с помощью таблицы.

Предлагает сверить сформулированное правило с эталоном в учебнике

Предлагает составить алгоритм действий при решении данной задачи: какие шаги и в какой последовательности нужно сделать, чтобы применить это правило.

Для этого восстановите последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке. (слайд)

1. Определить, в какой части слова орфограмма. 2. Выделить корень, суффикс, окончание. 3. Если в корне или в словах на -ция, то пишем И. 4. Если в суффиксе или в окончании, то Ы.5. Не забудь слова-исключения!. (Сверить сформулированное правило с эталоном в учебнике

Составьте алгоритм: какие шаги и в какой последовательности нужно сделать, чтобы применить это правило.

Для этого восстановите последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке. (слайд5,6)

1. Определить, в какой части слова орфограмма. 2. Выделить корень, суффикс, окончание. 3. Если в корне или в словах на -ция, то пишем И. 4. Если в суффиксе или в окончании, то Ы.5. Не забудь слова-исключения!

Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания.



























Ученики рассуждают, составляют алгоритм действий, выполняя задание учителя.




Учебно-познавательная, коммуникативная

Исследование

Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать.

V этап: Первичное закрепление

Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения

Организует работу по первичному закреплению нового знания

Обратимся к материалу учебника (упр.462).Письменная работа по цепочке.

- Вставьте ци или цы, объясните правописание букв, найдите толкование незнакомых слов в словаре, составьте словосочетания с 2 словами.

Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме, работают с толковым словарем, составляют словосочетания

Учебно-познавательная, коммуникативная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму, пополнение словарного запаса

VI этап: Самостоятельная работа в парах с проверкой по эталону

Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу)


Организует выполнение задания по алгоритму

Дифференцированное задание в парах на листах.

Группа С:

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Ц…ган, ц…гейка, компенсац…я, огурц... , пац…ент, иниц…алы, сестриц…н, ц…фра, скворц… (комм. Непонятных слов)

Группа а

Вставьте пропущенные слова в текст. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Слова для справок: ц…ферблат, ц…рк, панц…рь, ц…фра, на ц..почки, декорац..я

Города не было. Нильс увидел, как … башенных часов погружается в пучину моря. Стрелки их сошлись на … «12». Мелькнул купол городского … . … воинов на крепостной стене сверкнули в последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал  …, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная …  уезжает за кулисы, город ушёл под воду”.

Группа б

Игра «Что у кого?» Соотнесите слова в столбиках. Орфограмму обозначьте.

Часы

Метро

Театр

Черчение

Математика

Школа


Репетиц…я

Ц…ферблат

Ц…ркуль

Станц…я

Дисц…плина

Ц…фры



Физкультминутка:

Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки)


Слова для игры

Дирекц . я, проказниц . , синиц . , сигнализац .я , храбрец . , коллекц . я, скворц . , ц . плята, ц . ркач, умниц . , дикц . я, молодц . , ящериц . , овц . , ц . ркуль, пальц . , нац . я, ц . тата, ранц . , акац . я, ц . ганский

Выполняют задания в парах, сравнивают с эталоном.

Используют приобретенные знания в практической деятельности, проверяют друг друга на физкультминутке.


Учебно-познавательная, коммуникативная

Выполнение заданий в парах, самооценка

Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность, взаимопроверка

VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний

Обеспечить включение нового знания в систему знаний;

организовать

повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

создать ситуацию успеха для каждого;


1. -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Лови ошибку»

-Исправьте данный текст


Проффесору Синицину

Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удолось собрать колекцыю насекомых попались даже цыкады Птици мешают в работе. Возможно придёться прервать операцыю.

Учиник 5 класса Коля Иванов


-Какие орфограммы вы встретили в данном тексте? Какие знаки препинания вы поставили?


- Объясните значение новых слов

2. Игра «Отгадай слово по его лексическому значению»

(работа в группах)

1 . Вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков.(Цирк)

2. Знак, обозначающий число.(Цифра)

3. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.(Цитата)

4. В древнегреческой мифологии одноглазый великан.(Циклоп)

5. Учебная принадлежность для черчения кругов.(Циркуль)

6. Государственный орган по охране общественного порядка (Полиция)

7. Твердый покров некоторых животных.(панцирь)

8. Подготовка к выступлению путем многократных повторений (Репетиция)

9. Плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин, лимон.(Цитрусовые)

10. Основной закон государства.(Конституция)

Самостоятельная работа по карточкам. Самопроверка по эталону (слайду)










Выполняют работу самостоятельно

Используют приобретенные знания в практической деятельности

Учебно-познавательная

Индивидуальная работа

Умение действовать по алгоритму, пополнение словарного запаса

VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Организовать действия по обобщению изученного,

нацелить на

на работу творческого характера

Предлагает домашнее задание на выбор:

1. & 87 , упражнение 463;

2. & 87 Написать сочинение-миниатюру,  употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». 


Ориентируются в информации.


Учебно-познавательная, информационная


Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание.

Формирование собственных представлений о предмете изучения.

IX этап: Рефлексия. Подведение итогов

Помочь учащимся осознать результаты деятельности

Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей


Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, достигли ли вы их?

- Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры.

Что мы делали, чтобы достичь цели урока?

Довольны ли вы своей работой?

Оцените свою работу на уроке.(оценки)

Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Подведение итогов урока, самооценка,

взаимооценка


Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Буквы Ы-И после Ц».

Автор: Буянова Мария Юрьевна

Дата: 04.01.2021

Номер свидетельства: 569274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Технологическая карта урока русского языка  по теме  «Буквы Ы — И после приставок» 5 класс, ФГОС"
    ["seo_title"] => string(86) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykapotiemiebukvyyiposliepristavok5klassfgos"
    ["file_id"] => string(6) "329264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463903508"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Буквы о и ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_bukvy_o_i_io_p"
    ["file_id"] => string(6) "580216"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620736468"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Буквы O—Ё после шипящих в корне слова""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_v_5_klasse_po_teme_bukvy_o_io_pos"
    ["file_id"] => string(6) "592259"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1637584283"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Технологическая карта урока русского языка в 1 классе, тема: "Русский алфавит или азбука.""
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav1klassietiemarusskiialfavitiliazbuka"
    ["file_id"] => string(6) "324826"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462702374"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока русского языка на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием». 5класс "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-bukvy-ie-i-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-5klass"
    ["file_id"] => string(6) "101767"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402434949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства