Цель/задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | Результат |
I этап: Организационный |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учителя. Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья? Да! Записываем число, классная работа | Настраиваются на урок | Личностная. Мотивация к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | | Включение в учебный процесс |
II этап: Актуализация знаний |
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно сформулируют тему урока | Начнем урок с небольшой разминки. - Внимание на слайд! Предлагаю вам вставить пропущенную букву и назвать данную орфограмму: р..стения, об..яснение , фу..бол, пол..гаться, трос..ник, ра..писание, ж..рдочка, ш..к..лад, ц..ркуль, зайц.., ц..пленок -Что общего в последних трех словах? -Какой звук мы слышим после звука Ц? -Давайте посмотрим на этот звук и вспомним, что мы о нем знаем. (согласный, твердый, глухой, непарный). Этот звук сегодня будет гостем нашего урока. -Давайте вернемся к нашим словам и сформулируем проблему, с которой столкнулись на нашем уроке(почему в одном случае пишется И, а в другом Ы).Давайте искать решение этой проблемы. -Сможете ли вы сформулировать тему урока? Учитель записывает тему урока(слайд) на доске | Вставляют пропущенные буквы, вспоминают орфограмму Примерные ответы: - Во всех словах есть буква Ц. - Тема урока: «Буквы И-Ы после Ц» Записывают тему урока в тетрадях. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Фронтальная беседа | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, самостоятельно формулировать тему урока |
III этап: Постановка целей и задач |
Выявление затруднения в деятельности учащихся, пути решения задачи при помощи постановки целей и задач, планирования дальнейшей деятельности | Определение целей урока (слайд ) – Чтобы узнать, когда после ц пишется ы, а когда – и, продолжим наши наблюдения. (работа со слайдом ) цилиндр цирк цинк цитата | (у)царицы (для) падчерицы лисицын сестрицын | конференция лекция информация иллюминация | цыган на цыпочках цыкнул цыпленку цыц | Обратим внимание на группы слов, они объединены по одному признаку - определим его. В случае затруднения – определить в какой части слова находится изучаемая орфограмма? Прочитайте слова цилиндр, цирк, цитата, цинк В какой части слова находится изучаемая орфограмма? Что общего между словами конференция, лекция, информация, иллюминация При каких условиях после Ц пишется буква И? Где находится изучаемая орфограмма в словах царицы, падчерицы, сестрицын, лисицын Какая буква пишется в окончании? В чем особенность слов- цыган на цыпочках, цыкнул, цыпленку, цыц | Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Примерные ответы: -Я узнаю, когда после Ц пишется И, когда Ы. -Я смогу определять, в каком случае пишется И, а в каком Ы после Ц - Я научусь правильно писать слова с буквами И-Ы после Ц - Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5» - С изучения орфограммы, поможет учебник. | Учебно-познавательная (планирование деятельности), коммуникативная | Беседа | Умение формулировать цели, задачи урока, планировать собственную деятельность |
IV этап: Решение учебной задачи (открытие нового знания) |
Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, формирование умение преобразовывать информацию | Организует работу по открытию нового знания:, Оформление кластера(на доске): И - в корнях , словах на –ция Ы – в суффиксах , в окончаниях, словах исключениях. Предлагает одному ученику сформулировать правило «Буквы Ы – И после Ц» с помощью таблицы. Предлагает сверить сформулированное правило с эталоном в учебнике Предлагает составить алгоритм действий при решении данной задачи: какие шаги и в какой последовательности нужно сделать, чтобы применить это правило. Для этого восстановите последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке. (слайд) 1. Определить, в какой части слова орфограмма. 2. Выделить корень, суффикс, окончание. 3. Если в корне или в словах на -ция, то пишем И. 4. Если в суффиксе или в окончании, то Ы.5. Не забудь слова-исключения!. (Сверить сформулированное правило с эталоном в учебнике Составьте алгоритм: какие шаги и в какой последовательности нужно сделать, чтобы применить это правило. Для этого восстановите последовательность шагов, расставив цифры в нужном порядке. (слайд5,6) 1. Определить, в какой части слова орфограмма. 2. Выделить корень, суффикс, окончание. 3. Если в корне или в словах на -ция, то пишем И. 4. Если в суффиксе или в окончании, то Ы.5. Не забудь слова-исключения! | Исследуют теоретический материал, работая в группе, обсуждают, находят пути решения задания. Ученики рассуждают, составляют алгоритм действий, выполняя задание учителя. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Исследование | Умение преобразовывать информацию в схему, алгоритм, т.е. анализировать, систематизировать. |
V этап: Первичное закрепление |
Организация усвоения детьми нового способа знания, практического его применения | Организует работу по первичному закреплению нового знания Обратимся к материалу учебника (упр.462).Письменная работа по цепочке. - Вставьте ци или цы, объясните правописание букв, найдите толкование незнакомых слов в словаре, составьте словосочетания с 2 словами. | Выполняют задание с проговариванием по алгоритму или схеме, работают с толковым словарем, составляют словосочетания | Учебно-познавательная, коммуникативная | Индивидуальная работа | Умение действовать по алгоритму, пополнение словарного запаса |
VI этап: Самостоятельная работа в парах с проверкой по эталону |
Организовать учащихся на самостоятельное пошаговое выполнение заданий нового типа, на самопроверку по эталону (образцу) | Организует выполнение задания по алгоритму Дифференцированное задание в парах на листах. Группа С: Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте изучаемую орфограмму. Ц…ган, ц…гейка, компенсац…я, огурц... , пац…ент, иниц…алы, сестриц…н, ц…фра, скворц… (комм. Непонятных слов) Группа а Вставьте пропущенные слова в текст. Обозначьте изучаемую орфограмму. Слова для справок: ц…ферблат, ц…рк, панц…рь, ц…фра, на ц..почки, декорац..я Города не было. Нильс увидел, как … башенных часов погружается в пучину моря. Стрелки их сошлись на … «12». Мелькнул купол городского … . … воинов на крепостной стене сверкнули в последний раз, и всё исчезло. Нильс уцепился за камень и привстал …, чтобы посмотреть, не уцелело ли что-нибудь. Но было поздно. Как театральная … уезжает за кулисы, город ушёл под воду”. Группа б Игра «Что у кого?» Соотнесите слова в столбиках. Орфограмму обозначьте. Часы Метро Театр Черчение Математика Школа | Репетиц…я Ц…ферблат Ц…ркуль Станц…я Дисц…плина Ц…фры | Физкультминутка: Игра « Ы или И?» (сигнальные карточки) Слова для игры Дирекц . я, проказниц . , синиц . , сигнализац .я , храбрец . , коллекц . я, скворц . , ц . плята, ц . ркач, умниц . , дикц . я, молодц . , ящериц . , овц . , ц . ркуль, пальц . , нац . я, ц . тата, ранц . , акац . я, ц . ганский | Выполняют задания в парах, сравнивают с эталоном. Используют приобретенные знания в практической деятельности, проверяют друг друга на физкультминутке. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Выполнение заданий в парах, самооценка | Умение сотрудничать, анализировать, сравнивать, доказывать, отстаивать своё мнение, по алгоритму, сопоставлять с эталоном, адекватно оценивать свою деятельность, взаимопроверка |
VII этап: Применение нового знания и включение в систему знаний |
Обеспечить включение нового знания в систему знаний; организовать повторение и закрепление ранее изученного, самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий; создать ситуацию успеха для каждого; | 1. -А сейчас мы с вами поиграем в игру «Лови ошибку» -Исправьте данный текст Проффесору Синицину Я отправился в экспедицыю. Погода неблагоприятна: цыклон. Удолось собрать колекцыю насекомых попались даже цыкады Птици мешают в работе. Возможно придёться прервать операцыю. Учиник 5 класса Коля Иванов -Какие орфограммы вы встретили в данном тексте? Какие знаки препинания вы поставили? - Объясните значение новых слов 2. Игра «Отгадай слово по его лексическому значению» (работа в группах) 1 . Вид театрального искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков.(Цирк) 2. Знак, обозначающий число.(Цифра) 3. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.(Цитата) 4. В древнегреческой мифологии одноглазый великан.(Циклоп) 5. Учебная принадлежность для черчения кругов.(Циркуль) 6. Государственный орган по охране общественного порядка (Полиция) 7. Твердый покров некоторых животных.(панцирь) 8. Подготовка к выступлению путем многократных повторений (Репетиция) 9. Плодовые растения, к которым относятся апельсин и мандарин, лимон.(Цитрусовые) 10. Основной закон государства.(Конституция) | Самостоятельная работа по карточкам. Самопроверка по эталону (слайду) Выполняют работу самостоятельно Используют приобретенные знания в практической деятельности | Учебно-познавательная | Индивидуальная работа | Умение действовать по алгоритму, пополнение словарного запаса |
VIII этап: Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. |
Организовать действия по обобщению изученного, нацелить на на работу творческого характера | Предлагает домашнее задание на выбор: 1. & 87 , упражнение 463; 2. & 87 Написать сочинение-миниатюру, употребив слова-исключения (на выбор) и другие (с буквами ы – и после ц) на тему «Цирк». | Ориентируются в информации. | Учебно-познавательная, информационная | | Умение объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее задание. Формирование собственных представлений о предмете изучения. |
IX этап: Рефлексия. Подведение итогов |
Помочь учащимся осознать результаты деятельности | Учитель возвращает к началу урока, к постановке целей Ребята, вспомните, какие цели вы ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, достигли ли вы их? - Когда пишется Ы после Ц? И после Ц? Приведите примеры. Что мы делали, чтобы достичь цели урока? Довольны ли вы своей работой? Оцените свою работу на уроке.(оценки) | Анализируют деятельность по достижению цели для себя (самооценка), товарищем (взаимооценка), всем классом. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Подведение итогов урока, самооценка, взаимооценка | Анализ достижения цели. Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. |