по теме: «Мягкий согласный звук [й’] и буква й. Деление слов со звуком [й’] на слоги и для переноса»,
в МБОУ гимназия г. Зернограда
Методист: Кудряшова Н. В.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы КРР |
Мотивация к учебной деятельности (побуждение к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Романовна, и я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Проверьте свою готовность: на парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с пословицы «Знания собираются по капле». Как вы понимаете ее смысл? Да, вы были правы, ведь каждый день на занятиях мы получаем что-то новое, собирая свои знания по капле, в том числе и на уроках русского языка. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения. Проверяют готовность к уроку Отвечают на вопрос | ЛУУД: - положительное отношение к языковой деятельности; КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Создание ситуаций успеха в обучении Общая беседа |
Актуализация опорных знаний (умений) (повторение, самостоятельная работа, самопроверка) | А сейчас я предлагаю вам оформить свою тетрадь. Сядьте ровно, возьмите правильно ручку, расположите тетрадь под наклоном и запишите число и классную работу. Помните об орфограммах в словах: декабрь – безударная гласная е в корне, классная – удвоенная сс, работа – безударная гласная а. Организует работу в тетради. Минутка чистописания: Пропишите строчную букву й и ее соединения с другими буквами. Обратите внимание на доску, я покажу, как сделать это правильно. Выполните работу у себя в тетради. -Кто выполнил, покажите свою готовность. Орфографическая минутка: - Предлагаю выполнить небольшой диктант и проверить, как вы запомнили написание словарных слов. Я буду показывать вам слова, а вы запоминать и записывать в тетрадь через запятую: Сн_гирь, н_ябрь, _ктябрь, п_суда, м_роз, л_гушка, б_реза, с_нтябрь, яг_да, _лф_вит. Ребята, теперь я предлагаю вам проверить свою работу по эталону на слайде: Снегирь, ноябрь, октябрь, посуда, мороз, лягушка, береза, сентябрь, ягода, алфавит. - Поднимите руку, если записали все слова верно. Замечательно, но некоторым нужно еще раз дома повторить словарные слова. | Работают в тетради Работают в тетради Внимательно слушают учителя, запоминают слова и записывают их Проверяют себя | РУУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу; ЛУУД: - развитие навыков сотрудничества с учителем, в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. РУУД: - понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи. | Объяснение Упражнение Самопроверка Поощрение |
Организация познавательной деятельности Целеполагание | Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буква спряталась». На слайде записаны слова, прочитайте их про себя: Ле_ка, ча_ка, скаме_ка, мураве_ник, за_ка, ла_ка. Почему эти слова объединены в одну группу? А какой звук будет обозначать эта буква? Запомните! Этот звук произносится как «йот» и записывается в квадратных скобках. НА ДОСКУ ПРИКРЕПЛЯЮ КАРТОЧКУ СО ЗВУКОМ. Есть еще одна интересная вещь: звук [й’] и буква й обозначаются одинаково, но звук «йот» всегда в квадратных скобках. Итак, ребята, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно. Обратите внимание на следующий слайд: Лей|ка, чай|ка, скамей|ка, муравей|ник, зай|ка, лай|ка. Как выглядят эти слова теперь? О чем же мы будем говорить еще? Верно. | Внимательно слушают учителя, читают слова про себя. Во всех этих словах пропущена буква й. Звук [й’]. Внимательно слушают учителя Смотрят на доску Будем говорить о букве й и звуке [й’]. Они разделены для переноса О делении слов с буквой «и краткое» для переноса и на слоги со звуком «йот». | КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Объяснение Общая беседа Демонстрация Общая беседа |
Открытие нового знания | Ребята, сегодня я предлагаю вам узнать, как обозначается звук «йот» в слове. Организую работу над страничкой для любознательных. Откройте, пожалуйста, свои учебники на странице 116, обратите внимание на страничку для любознательных. Слушайте внимательно. Теперь прочитайте про себя информацию. Почему же звук [й’] называют невидимкой? Верно, ребята. Звук [Й'] часто «скрывается» за буквами Е, Ё, Ю, Я, если те стоят в начале слова, после мягкого или твёрдого знака, или после гласных. | Внимательно слушают учителя Слушают учителя, отвечают на вопросы | ПУУД: - осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из познавательного текста; КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Работа с учебником Общая беседа |
Первичное закрепление | Откройте страницу 114, найдите упражнение 183. Прочитайте первое задание про себя. Кто может прочитать выразительно вслух? Что нам нужно сделать? Итак, в каких же словах есть звук [й’]? Почему вы решили, что в слове «ели» есть этот звук? В каком слове этот звук обозначен буквой «и краткое»? Верно. Откройте страницу 116, посмотрите на упражнение 186. Прочитайте задание про себя. Кто прочтет вслух? Что же нам нужно сделать? Посмотрите на образец слова хозяйка. Запишите с большой буквы по образцу остальные слова, но помните, что для того, чтобы разделить слово с буквой «и краткое» для переноса, необходимо знать, что эта буква при делении слова для переноса не может отделяться от предыдущей буквы. Какое правило использовали для переноса слов с буквой «и краткое»? -А сейчас предлагаю разгадать вам загадку, чтобы узнать с каким новым словарным словом мы с вами сегодня познакомимся. Загадка: Что весною мы сажали, Потом летом поливали. Все, что осенью на грядках Поспевает: вкусно, сладко! Не зевай и собирай Наш осенний… Что оно обозначает? Урожай произошло от того, что рождается, появляется поле того, как посадили растения. Откройте страницу 115, посмотрите на словарное слово, какая в нем есть орфограмма? На какую букву слово заканчивается? Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную о, которую следует запомнить. Обратите внимание на упражнение 185. Прочитайте предложения про себя. Кто может прочитать первое предложение выразительно вслух? Как вы понимаете выражение славный урожай? (хороший, большой) Новый урожай? (Урожай, который совсем недавно собрали) Низкий урожай? (Маленький, мало продуктов). А теперь я предлагаю вам выписать слова со звуком [й’] из второго и третьего предложения и разделить их на слоги чертой | .(по|ли|вай, слав|ный, у|ро|жай) Ребята, чем отличается перенос от деления на слоги? Посмотрите на два упражнения, которые мы вместе сделали и сравните перенос слов «урожай» и «урожайный». Физминутка | Слушают учителя, читают задание Отвечают на вопросы Внимательно слушают учителя, читают задание про себя Выходят к доске по цепочке Отгадывают загадку Урожай Безударная гласная На букву й Выполняют указания учителя Слушают учителя, читают задание про себя Хороший, большой Урожай, который совсем недавно собрали Маленький, мало продуктов Выходят к доске, делят слова на слоги чертой Переносим буквы, делим на слоги звуки У|ро|жай – звук [у] отдельный, т.к делили на слоги; урожай|ный – делили слово для переноса. | ПУУД: - осуществлять сравнение фактов языка по заданным признакам КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. КУУД: - оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Работа с учебником Общая беседа Упражнение Работа с учебником Диалог Художественное слово Общая беседа Работа с учебником Общая беседа Демонстрация Диалог |
Самостоятельная работа | Организую работу по карточкам, уточняю задание: у вас на карточках написан текст. Вам нужно его прочитать, списать и вертикальной чертой разделить слова с буквой й и звуком [й’] для переноса. Пой|дём ско|рей в лес! С нами собака Лай|ка. Вот на ёл|ке сой|ка. Она вертит шей|кой. Организую самопроверку по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно работу на карточках Записывают в тетрадь, выполняют задания Проверяют себя по эталону | РУУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу; | Объяснение Самостоятельная работа Самопроверка |
Повторение и включение в систему знаний | Высвечиваю алфавит на слайде. Ребята, обратите внимание на слайд. Что вы на нем видите? Давайте назовем все согласные буквы. Какой звук обозначает «и краткое»? Как будем переносить слова с этой буквой? | Алфавит Б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Звук йот [й’]. Для того чтобы разделить слово с буквой «и краткое» для переноса, необходимо знать, что эта буква при делении слова для переноса не может отделяться от предыдущей буквы. | КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Общая беседа |
Рефлексия Домашнее задание | На столах у вас лежит «Лесенка успеха». Отметьте себя на соответствующей ступеньке: самая верхняя – могу переносить слова с буквой й; средняя – затрудняюсь переносить слова с буквой й; нижняя – тему не понял, не могу переносить слова с буквой й. Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневник. Стр. 116 упр.187. Спасибо за урок. До новых встреч! | Оценивают свою работу на уроке | КУУД: - принимать участие в диалоге, общей беседе. | Самооценка |