kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект (технологическая карта) урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания по теме "Антонимы" в разделе "Лексика". В конспекте показаны организационно-деятельностные схемы, подобран дидактический материал, составлены таблицы с примерными ответами учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект (технологическая карта) урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"»


Технологическая карта урока

Класс 5

УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова Русский язык 5 класс, Москва «Просвещение», 2015г.

Предмет: «Русский язык»

Тема: «Антонимы»

Тип урока: Открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Лексика».

Цель: Ознакомление обучающихся с антонимами.



Планируемые результаты



Предметные знания, предметные действия


УУД


регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Находить антонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, подбирать к словам стилистически подходящие антонимы.

Самостоятельно организовывать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу; ставить цель, принимать учебную задачу; определять границу «знания-незнания»; искать пути решения учебной задачи;

определять правильность выполненного задания, осуществлять самоконтроль


Анализировать объект, с целью выделения существенных и характерных признаков; синтезировать целое из составных частей; классифицировать объекты.

Слушать собеседника, понимать речь других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.


Позитивно относиться к предмету. Принимать социальную роль обучающегося. Понимать богатство русского языка.










Ход урока

Название

этапа урока





Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика (контроль)

достижения планируемых результатов урока

1.

Самоопределение учебной деятельности

Создать условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность


Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность

Оценивают подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание.


Личностные: Принимают социальную роль обучающегося. Коммуникативные: слушают собеседника, понимают речь других.

Регулятивные:

самостоятельно организуют рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.

Оценка эмоционального настроя










2.

Целеполагание


Научить учащихся формулировать цель урока


Организует целеполагание по табло (Приложение 1)


Формулируют цель в содержательном и организационном аспектах (заполняют две первые колонки табло)

Регулятивные:

-ставят цель, принимают учебную задачу;

- определяют границы «знания-незнания».

Коммуникативные:

- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения


Экспресс-контроль

3.

Изучение нового материала

Ознакомить с ролью антонимов в тексте









Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника

Читают текст в учебнике (стр.165-166), рассматривают рисунок, вставляют подходящие по смыслу слова в предложения. Заполняют таблицу (Приложение 2).


Осуществляют самопроверку, проверяя правильность ответов по карточке взаимопроверки

(Приложение 3).



Регулятивные:

- планируют свою деятельность;

- -определяют правильность выполненного задания;

Познавательные:

-ориентируются в учебнике;

- извлекают необходимую информацию из прочитанного правила-определения




Самоконтроль

4.

Закрепление нового материала

Научить распределять антонимы на группы, обозначающие 1)время; 2)цвет; 3)размер; 4)температуру; 5)место








Организует работу учащихся в парах

- Заполняют индивидуально таблицу (Приложение 4 «а») Упр. 369

- Осуществляют взаимопроверку, проверяя правильность ответов по карточке с правильными ответами

(Приложение 4 «б»)


Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

Познавательные:

- анализируют, сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки, при помощи учителя находят существенные признаки.

Коммуникативные:

-умеют работать в парах;

- обмениваются мнениями.


Взаимоконтроль


5






Групповая работа по применению нового материала


Научить находить антонимы и синонимы в тексте.


Организует работу учащихся в малых группах на основе методики формирования УУД по осуществлению классификации(приложение 5)

Работают с инструктивной карточкой в группах, проверяя правильность выполнения заданий по карточкам самопроверки (Приложение 5 «а», «б»,)

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

-определяют правильность выполненного задания.

Познавательные:

- находят антонимы и синонимы в тексте;

- сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки

Коммуникативные:

-умеют работать в группе;

- обмениваются мнениями;

- уметь слушать друг друга;

- строить речевые высказывания;

- приходить к общему решению.

Самоконтроль


6

Индивидуальная работа по применению учебного материала


Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания


Организует индивидуальную работу по выполнению дифференцированных заданий (выбор учащимися заданий на «3», «4», «5»)

Выбирают уровень сложности и выполняют задания в рабочей тетради (приложение 6)

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

- делают осознанный выбор;

- осуществляют самоконтроль.

Познавательные:

- анализируют, сравнивают, делают выводы.

Самооценка

6

Рефлексия


Организовать работу по осуществлению рефлексии








Организует работу по табло (Приложение1)

Проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей (заполняют две последние колонки табло)

Личностные:

- устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;

Познавательные:

- обобщают изученное.

Коммуникативные:

- оформляют свои мысли в письменной и устной форме форме.

Регулятивные:

- соотносят цели и результаты собственной деятельности;

- оценивают результаты своей деятельности и всего класса.

Анализ табло целеполагания и рефлексии





Приложение 1

Цель

Рефлексия

Прочитай тему урока и напиши, что будешь изучать

Рассмотри оргсхему (план урока) и напиши, как и с кем будешь изучать

Что

получилось?

Благодаря

чему?

Что не получилось? Из-за чего?







Приложение 2

Повтори материал параграфов 67, 68, заполни таблицу. Обсуди с напарником правильность заполнения.

«Лексика»

Лексика

Что обозначают

Примеры слов

Омонимы



Синонимы



Антонимы





Приложение 3

«Лексика»

Лексика

Что обозначают

Примеры слов

Омонимы

Одинаковые слова по звучанию и написанию, но разные по смыслу

Коса

Коса

Синонимы

Близкие по смыслу слова

Красный – алый

Антонимы

Противоположные по смыслу слова

Горячий - холодный










Приложение 4 «а» Упражнение 369

Обсуди с напарником, используя синонимы, как ты понимаешь значение слов: «время», «цвет», «размер», «температура», «место». Распредели антонимы в таблице.

Время

Цвет

Размер

Температура

Место


















Приложение 4 «б»

Время

Цвет

Размер

Температура

Место

Ранний - поздний

Белый - чёрный

Широкий - узкий

Жара - холод

Близко - далеко

Тогда - теперь

Яркий - тусклый

Короткий - длинный

Горячий - холодный

Подземный - наземный

Утро - вечер

Бледный - румяный

Высокий - низкий

Нагреть - остудить

Вверх - вниз









Приложение 5 «а» Спишите текст, подчеркните антонимы. Назовите синонимы.

Обсуди с напарником, какие ты нашел синонимы и антонимы, докажи свою точку зрения в группе. Дай определение антонимам и синонимам.

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти.

(Л.Н.Толстой)


Приложение 5 «б»

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти.

(Л.Н.Толстой)





Приложение 6

Задание на «3» Спишите стихотворные строки, допишите пропущенные слова.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня…(прохлада).

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь …(тишина).

Задание на «4» Запишите к данным словам синонимы и антонимы. Можно использовать прямое и переносное значение слов.

Твёрдый, большой, добрый, чёрствый, тёплый.

Возможные ответы учеников.

Твёрдый (крепкий, мягкий), большой (огромный, маленький), добрый (сердечный, злой), чёрствый (плесневелый, свежий), тёплый (горячий, ледяной).

Задание на «5»

Напишите сочинение «Мои одноклассники». Употребите синонимы и антонимы. Объём сочинения 7-10 предложений. Выполните упражнение 371.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект (технологическая карта) урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Автор: Золотухина Лидия Александровна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326847


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства