Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок проводится при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы»
Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование универсальных учебных действий каждого этапа |
I этап. Самоопределение деятельности. Цель – активизация учащихся. | Формулируют правила поведения на уроке. | Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. | -Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть, чему вы научились в школе за неполных 2 года , давайте их поприветствуем. -Садитесь. Вы готовы к уроку? -Книжки, ручки и тетрадки - все лежит у вас в порядке? -С каким настроением вы пришли на урок? (смайл) Прозвенел сейчас звонок , Начинается урок, Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. --Какие правила поведения на уроке мы будем соблюдать? Давайте вспомним некоторые из них: -Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай! -Как пришел ты на урок, на язык повесь замок, далеко не прячь ключи, там, где надо, не молчи. -На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно. - Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать, мы должны не забывать, спинку ровненько держать! - Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться, Не унывай, не мучайся –ведь на ошибках учатся! -Замечательные правила! | Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке |
II этап . Актуализация знаний и фиксация затруднения Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся | Образуют пары слов и делят их на группы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации. | -Я хочу начать наш урок словами замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Мы продолжаем на Уроках относящихся к блоку «Как устроен наш язык» открывать тайны нашего языка. -Откройте тетради. Запишите число. -Но сначала, давайте вспомним, как вы должны сидеть за партой?(соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. тетрадь) Третье марта. Классная работа. Минутка каллиграфии. – Задание. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания. -Внимательно посмотрите на данную запись: «К словам «доктор, рев, зов, ураган» надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: (доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган– смерч). Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Чч». Пальчиковая гимнастика. В тетради:Чч чч Чч чч Словарная работа. –Какие слова называют словарными? -Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова и запоминаем?( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить) -Запишите словарные слова: поставьте ударение, подчеркните ту букву, которую необходимо запомнить. -Запишите словарные слова-синонимы группами. Словарь: скоро, быстро, город, вдруг, столица, здравствуй, Москва, до свидания. -Скажите, все ли слова вы использовали? Почему? (эти 2 слова не являются синонимами) | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;умение обобщать и классифицировать по признакам Мы ладошки потрясем, Каждый пальчик разомнем, 12345 Мы начнем опять писать. Чтоб красиво написать, надо пальчики размять, 12345 За письмо получим пять! |
III этап. Постановка учебной задачи Цель:мотивировать школьников на изучение новых пар слов | Работают с информацией, представленной в учебнике. Участвуют в обсуждении представленного задания. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока. | Работа у доски. -- Ребята, выполните задание. (работа малой группы(3 чел.)детей у доски) -Прочитайте слова, образуйте пары и разделите на группы. - Скажите, что вы знаете о словах первой образованной группы? Дети- ребята, метель -вьюга, плакать- рыдать, учить-зубрить, забавный –смешной. - Кто знает, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). Мы работали на уроках с синонимами? -Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать синонимы к словам? Задайте вопросы к словам! -Все ли слова подобраны правильно и отвечают на один и тот же вопрос(кто?что? какой?что делать?) -Рассмотрим слова второй группы: Веселый -грустный, молодость –старость, строить-ломать, день-ночь, север-юг -А что это за слова во второй группе? Вы с ними знакомы? Мы с ними работали на уроках русского языка? Можем мы их назвать синонимами? Почему не можем? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать? -Тогда определите тему нашего урока.(слова-антонимы) -Какова будет наша цель на уроке? (познакомиться с новыми словами ) - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной цели и получить интересующую нас информацию , приобрести новые знания? Выяснить:1)что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов, т.е.какое значение имеют антонимы; 2)второе, являются ли антонимы одной частью речи или разной, т.е.отвечают ли они на один вопрос; 3) для чего нужны слова –антонимы и научиться правилно употреблять их в речи. -А для чего вам нужны эти знания? | Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи. |
IV этап. Открытие нового. Цель: учить выделять главное | Анализируют ситуацию. Участвуют в работе по сопоставлениюпонятий Под руководством учителя делают вывод. | Включает учащихся в работу Организует работу по введению понятия: подводит к выводу. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ. | Работа по учебнику (с. 62) - -Что это за слово такое « антоним»? Кто знает, что оно обозначает? -Давайте обратимся за помощью к учебнику и прочитаем в разделе «Из истории языка» на стр 62, и узнаем откуда в русский язык пришло это слово и в разделе «Тайны языка»-что это слово означает. (Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др). –Задайте вопросы к словам и скажите, какой частью речи(существительным, прилагательным или глаголом) могут быть антонимы? Могут ли они иметь одинаковый корень или нет?(вбегать-выбегать, далекий- близкий) -Для чего нужны антонимы?(Они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее;придают особую остроту, эмоциональность, позволяют увидеть, что в нашей жизни есть контраст) -Вы будете их использовать в своей речи? -Какой словарь русского языка поможет нам правильно подобрать антонимы к словам? - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы? - С помощью антонимов прилагательных мы охарактеризовать животных. Лев – заяц (по храбрости). Муха – слон (по величине).Лисица – ворона (по уму). Стрекоза – муравей (по трудолюбию). - Ребята, а где мы можем встретить антонимы? - На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление) - В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. ) - В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».) ФИЗМИНУТКА Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Руки вниз мы опустили, Всем улыбки подарили. И потихонечку сели на свои места! | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Умение сравнивать и делать выводы. Регулятивные УУД Уметь работать по составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V этап. Первичное закрепение с проговариванием во внешней речи Цель — научить … Формировать умение | Участвуют в обсуждении аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану. | Включает учащихся в групповую работу. Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь. | Работа с наглядным и игровым материалом. Игра «Доскажи словечко» Скажу я слово ВЫСОКО, А ты ответишь:…(низко) Скажу я слово ДАЛЕКО, А ты ответишь:…(близко) Скажу я слово ПОТОЛОК, А ты ответишь:…(пол) Скажу я слово ПОТЕРЯЛ, И скажешь ты…(нашёл) Скажу тебе я слово ТРУС, Ответишь ты…(храбрец) Теперь НАЧАЛО я скажу, Ну, отвечай:…(конец). На доске пары слов. - Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите. День – ночной. Добрый – зло. Работать – отдых. (Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи). - Ребята, в разделе учебника «Давай подумаем» на стр 62, я вам предлагаю рассмотреть картинки и сравнить их. -Далее, подберите и запишите слова парами в рабочей тетради. Разноуровневые задания(работа группами-1,2,3ряд) Упражнение, стр 62 День-ночь, вход-выход, веселый - грустный. Упражнение 2 стр 63 Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро. Упражнение 2 стр 63 Молодой-старый, весело-грустно, север-юг, веселый-грустный, молодость-старость, северный-южный | Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: формировать умение... | Устанавливают соответствие. Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует парную работу. Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь | 1.Работа в тетрадях по карточкам(2 пословицы) (работа в парах) -Составьте пословицу ,запишите ее, подчеркните слова-антонимы Новых друзей наживай, а старых не забывай. Встречают по одежке, а провожают по уму. Знай больше, а говори меньше. Ученье - свет, а неученье тьма. Мир строит, а война разрушает. Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит. | Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя |
VII. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности | - Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её? - Дополните предложения: Я узнал …я научился …На уроке мне было … Я понял (а), что такое антонимы я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику,я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе -Какое настроение у вас в конце урока?(смайл) -Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек (зеленый круг- отлично, желтый квадрат – хорошо, красный треугольник – удовлетворительно) - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. -Открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр 64. Упр 5 Задание упр отгадайте 3 загадки. Найдите и выпишите антонимы | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию |