kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Слова-антонимы" по программе "Начальная школа XXI век"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технолоческая карта урока русского языка во 2 классе по программе " Начальная школа XXI век"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Слова-антонимы" по программе "Начальная школа XXI век"»



Технологическая карта урока русского языка во 2 классе:

Урок разработан для учащихся 2 класса, изучающих русский язык по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Данный урок проводится при закреплении темы «Синонимы» и в начале изучения темы «Антонимы»

Тип урока: открытие новых знаний

Тема: «Слова – антонимы»

Цели урока: предметные: познакомить со словами, имеющими противоположное значение, ввести термин «антонимы», научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам; метапредметные: способствовать овладению способностью ставить перед собой цели и задачи учебной деятельности и достигать желаемого реультата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать орфографическую зоркость, речевые умения; наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать. Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.


Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.


Методы обучения:

  • по источнику знаний:   словесные, практические, наглядные;

  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:  карточки для парной и/или групповой работы с разноуровневыми заданиями; презентация















Технология проведения


Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие, развивающие и диагностирующие задания каждого этапа


Формирование универсальных учебных действий каждого этапа

I этап. Самоопределение деятельности.

Цель – активизация учащихся.

Формулируют правила поведения на уроке.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу.


-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на уроке гости, который пришли посмотреть, чему вы научились в школе за неполных 2 года , давайте их поприветствуем. -Садитесь. Вы готовы к уроку? -Книжки, ручки и тетрадки - все лежит у вас в порядке? -С каким настроением вы пришли на урок? (смайл) Прозвенел сейчас звонок , Начинается урок, Постарайтесь всё понять, Много нового узнать. --Какие правила поведения на уроке мы будем соблюдать? Давайте вспомним некоторые из них:

-Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно, на уроках не болтай и пятерки получай!

-Как пришел ты на урок, на язык повесь замок, далеко не прячь ключи, там, где надо, не молчи.

-На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, чтобы было всем понятно.

- Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать, мы должны не забывать, спинку ровненько держать!

- Не бойся ошибиться – ведь ты пришёл учиться,
Не унывай, не мучайся –ведь на ошибках учатся!
-Замечательные правила!


Личностные УУД Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех учащихся правила поведения на уроке

II этап .

Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: обобщить и закрепить знания уч-ся

Образуют пары слов и делят их на группы. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует фронтальную работу, учит школьников самоорганизации при решении проблемной ситуации.




-Я хочу  начать наш урок словами замечательного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский  язык».

Мы продолжаем на Уроках относящихся к блоку «Как устроен наш язык» открывать тайны нашего языка.

-Откройте тетради. Запишите число.

-Но сначала, давайте вспомним, как вы должны сидеть за партой?(соблюдать правильную позу при письме; правильно держать ручку, карандаш. тетрадь) Третье марта. Классная работа. Минутка каллиграфии. – Задание. Определите букву, которую мы будем сегодня писать на минутке чистописания.   -Внимательно посмотрите на данную запись: «К словам «доктор, рев, зов, ураган» надо подобрать слова, близкие по значению, оканчивающиеся на букву ч: (доктор – врач, рев – плач, зов – клич, ураган– смерч). Значит, сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву Чч». Пальчиковая гимнастика. В тетради:Чч чч Чч чч

Словарная работа. –Какие слова называют словарными? -Для чего мы с вами каждый раз в начале урока записываем словарные слова и запоминаем?( Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам, поэтому их необходимо запомнить) -Запишите словарные слова: поставьте ударение, подчеркните ту букву, которую необходимо запомнить. -Запишите словарные слова-синонимы группами. Словарь: скоро, быстро, город, вдруг, столица, здравствуй, Москва, до свидания. -Скажите, все ли слова вы использовали? Почему? (эти 2 слова не являются синонимами)

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий;умение обобщать и классифицировать по признакам









Мы ладошки потрясем, Каждый пальчик разомнем, 12345 Мы начнем опять писать.

Чтоб красиво написать, надо пальчики размять,

12345 За письмо получим пять!

III этап. Постановка учебной задачи

Цель:мотивировать школьников на изучение новых пар слов

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Участвуют в обсуждении представленного задания.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует работу по определению темы урока, постановке цели и задач урока.




Работа у доски. -- Ребята, выполните задание. (работа малой группы(3 чел.)детей у доски) -Прочитайте слова, образуйте пары и разделите на группы. - Скажите, что вы знаете о словах первой образованной группы? Дети- ребята, метель -вьюга, плакать- рыдать, учить-зубрить, забавный –смешной. - Кто знает, что такое синонимы? (Это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и имеют близкое значение). Мы работали на уроках с синонимами? -Вы с ними знакомы? Вы умеете подбирать синонимы к словам? Задайте вопросы к словам! -Все ли слова подобраны правильно и отвечают на один и тот же вопрос(кто?что? какой?что делать?) -Рассмотрим слова второй группы: Веселый -грустный, молодость –старость, строить-ломать, день-ночь, север-юг -А что это за слова во второй группе? Вы с ними знакомы? Мы с ними работали на уроках русского языка? Можем мы их назвать синонимами? Почему не можем? (Потому что у них разное значение) - Знаете ли вы, как называются эти слова? Хотите узнать? -Тогда определите тему нашего урока.(слова-антонимы) -Какова будет наша цель на уроке? (познакомиться с новыми словами ) - Какие задачи нам перед собой необходимо поставить, чтобы добиться поставленной цели и получить интересующую нас информацию , приобрести новые знания?



Выяснить:1)что такое антонимы и чем они отличаются от синонимов, т.е.какое значение имеют антонимы; 2)второе, являются ли антонимы одной частью речи или разной, т.е.отвечают ли они на один вопрос; 3) для чего нужны слова –антонимы и научиться правилно употреблять их в речи. -А для чего вам нужны эти знания?

Коммуникативные УУД Умение слушать и извлекать нужную информацию Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Умение определять цель деятельности на уроке и решать поставленные задачи.









IV этап.

Открытие нового.



Цель: учить выделять главное






























Анализируют ситуацию.

Участвуют в работе по сопоставлениюпонятий



Под руководством учителя делают вывод.



Включает учащихся в работу





Организует работу по введению понятия: подводит к выводу. Организует отдых детей, настраивает на дальнейшую работ.

  1. Работа по учебнику (с. 62)

- -Что это за слово такое « антоним»? Кто знает, что оно обозначает? -Давайте обратимся за помощью к учебнику и прочитаем в разделе «Из истории языка» на стр 62, и узнаем откуда в русский язык пришло это слово и в разделе «Тайны языка»-что это слово означает. (Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть  анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др). –Задайте вопросы к словам и скажите, какой частью речи(существительным, прилагательным или глаголом) могут быть  антонимы? Могут ли они иметь одинаковый корень или нет?(вбегать-выбегать, далекий- близкий) -Для чего нужны антонимы?(Они делают нашу речь богаче, выразительней, занимательнее;придают особую остроту, эмоциональность, позволяют увидеть, что в нашей жизни есть контраст) -Вы будете их использовать в своей речи? -Какой словарь русского языка поможет нам правильно подобрать антонимы к словам? - А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?

- С помощью антонимов прилагательных мы охарактеризовать животных. Лев – заяц (по храбрости).

Муха – слон (по величине).Лисица – ворона (по уму).

Стрекоза – муравей (по трудолюбию).



- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?

- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)

- В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )

- В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)

ФИЗМИНУТКА

Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем, Руки вверх – пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали  дружно вместе, Покружились все на месте. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот, Руки вниз мы опустили, Всем улыбки подарили.

И потихонечку сели на свои места!









Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план. Познавательные УУД Умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста. Умение сравнивать и делать выводы. Регулятивные УУД Уметь работать по составленному плану. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.


V этап.

Первичное закрепение с проговариванием во внешней речи

Цель — научить …

Формировать умение

Участвуют в обсуждении аргументируют свою точку зрения. Строят высказывание по плану.

Включает учащихся в групповую работу. Организует комфортные условия во время выступления учащихся, оказывает индивидуальную помощь.

  1. Работа с наглядным и игровым материалом. Игра «Доскажи словечко»

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:…(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:…(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:…(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…(нашёл)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты…(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай:…(конец). На доске пары слов. - Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.

День – ночной. Добрый – зло. Работать – отдых.

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).

- Ребята, в разделе учебника «Давай подумаем» на стр 62, я вам предлагаю рассмотреть картинки и сравнить их. -Далее, подберите и запишите слова парами в рабочей тетради. Разноуровневые задания(работа группами-1,2,3ряд) Упражнение, стр 62 День-ночь, вход-выход, веселый - грустный. Упражнение 2 стр 63 Не дорого начало, похвален конец. Думай медленно, работай быстро. Упражнение 2 стр 63 Молодой-старый, весело-грустно, север-юг, веселый-грустный, молодость-старость, северный-южный

Коммуникативные УУД Умение строить речевое высказывание в соответствии поставленной задачей Познавательные УУД: Умение на основе анализа делать выводы Регулятивные УУД Уметь работать по коллективно составленному плану. Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



VI этап

Самостоятельная работа с самопроверкой.



Цель: формировать умение...

Устанавливают соответствие. Самостоятельно выполняют задание, формулируют собственное мнение и аргументируют его.


Организует парную работу. Организует комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную помощь

1.Работа в тетрадях по карточкам(2 пословицы)

(работа в парах) -Составьте пословицу ,запишите ее, подчеркните слова-антонимы

Новых друзей наживай, а старых не забывай. Встречают по одежке, а провожают по уму. Знай больше, а говори меньше. Ученье - свет, а неученье тьма. Мир строит, а война разрушает. Труд человека кормит, а лень портит. Лето припасает, а зима подъедает. Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух. Маленькое дело лучше большого безделья. Глупый киснет, а умный мыслит.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

VII. Рефлексия

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

Формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Организует рефлексию, включает детей в анализ собственной деятельности

- Какую цель и задачи поставили мы перед собой на уроке? – Как вы думаете, мы достигли её?

- Дополните предложения:

Я узнал …я научилсяНа уроке мне было …

Я понял (а), что такое антонимы

я понял (а), что такое антонимы и смогу помочь  разобраться в этом вопросе своему товарищу, однокласснику,я не понял (а), что такое антонимы; мне надо ещё разобраться в этом вопросе

-Какое настроение у вас в конце урока?(смайл)

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек (зеленый круг- отлично, желтый квадрат – хорошо, красный треугольник – удовлетворительно) - Если вам было интересно и легко работать на уроке, на обратной стороне нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку. -Открыли дневники. Записываем домашнее задание: стр 64. Упр 5 Задание упр отгадайте 3 загадки. Найдите и выпишите антонимы

Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятивные УУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дубровская Вера Александровна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542609


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства