Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.
| Взаимное приветствие: Друзья мои, я очень рада Войдя в приветливый наш класс, И для меня уже награда Внимание ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок!? Звучат слова из мультфильма «Даша - следопыт» - Знакомый голос!? Конечно, это Даша. - Расскажите, что вы знаете о Даше? - Расскажем Даше какой у нас урок? - А для чего необходимо учить русский язык? Даша Будет нашей помощницей на уроке. - Ребята каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Вам помогут имена прилагательные.Я предлагаю убрать слова, которые помешают . (Небольшой вывод.) Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперёд друзья откроем новые знания! - А Даша предлагает работать по такому плану : работать со словами, анализировать, рассуждать, искать решения. Желаю вам на уроке удачи, |
Слайд 1 «Солнышко»
Слайд Даша
Познавательный, содержательный, , интересный, неинтересный, развлекательный
Слайд 2 дети
Учитель размещает слова - помощники на магн доску.
| Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. |
2. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Наша помощница постарается чтобы у вас все получилось и вы открвли новые знания. - Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши). - Что за слова вы назвали? (Синонимы) - повторим правило, что такое синонимы? -А, сейчас, работаем в группах. - Найдите все слова синонимы. - Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно? - В чём возникли сомнения? (слова - высокий, низкий) - По какому принципу подбирали группу слов?. Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий? - Это слова противоположные по значению. - На какой вопрос отвечают эти слова? - Кто сможет обобщить?. - Интересно узнать, как называются эти слова? - Для этого откройте учебник на стр. 62 и обратитесь к рубрике «Тайны языка». (На инт доске составляют правило). - Попробуйте сформулировать тему урока. |
(Слова, отвечаючие на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества |
3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности. | Тема урока:АНТОНИМЫ. - Обратимся к рубрике «Из истории языка» (слайд). Какиезадачи перед собой поставим? Хочу УЗНАТЬ Будем УЧИТЬСЯ МОГУ работать
| ПРАВИЛА Проблема ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся Что такое антонимы? Для чего нужны антонимы? Подбирать антонимы? Употреблять их речи. Активно, получать удовольствие от труда. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема. Использование на экране ЭОР “Роль синонима” (исп. Слайд – 12 -13 - 14)
5. Физминутка (исп. Слайд – 15—18) | - Поработаем в парах Даша предлогает игру со словами. Посмотрите, она сигналит нам о том, что в этой игре будет проблемная ситуация. Будьте внимательны. У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы , то получится красивое стихотворение. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело. Только Конь сказал, что низко. А Мышонок_ высоко. Воробей сказал, что близко, А Улитка - далеко, А Телёнок озабочен Тем, что яблоко мало. А Цыплёнок - тем, Что очень, очень велико. А Котёнку всё равно: - Кисло?- зачем оно? - Что вы? – шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. - Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему. - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий. - На какие вопросы отвечают слова? - Что можно сказать о словах кисло – сладкий? Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос(повторяют правило)). - Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.
Даша путешествует и попала в зоопарк. Повторим за зверюшками движения. | Алгоритм 1. Прочитать текст. 2.Найти или подобрать антонимы. 3.Применить определение (правило). 4.Сделать вывод
Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.
Кисло – сладко, кислый – сладкий. | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование; Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Чтение алгоритм. |
6. Введение нового материала в систему знаний. Работа в учебнике. | - А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.63, упр. 2 Но для того чтобы не допустить ошибку при выполнении, проговорим алгоритм. 1. Задать вопрос к слову. 2. Определить часть речи. 3. Подобрать слово, противоположное по смыслу. (Проверка на слайде). Белый, далеко, брать, друг, песок - Даша тоже подобрала антонимы к словам.Проанализируем (задают вопрос, определяют часть речи) - А почему не подобрали антоним к слову «песок»? - Какой вывод сделаем? | определение АНТОНИМЫ
.
| Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Pекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. | Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал параграфа “Антонимы”; 2) нарисовать рисунок, который будет отражать слова антонимы. Или выполнить упр. 3 на стр. 63. | | |
8.Самостоятельная работа (индивидуально ТЕСТ) | - Даше понравилось как вы работали на уроке и она предлагает систематизировать полученные знания во время выполнения мини – теста. 1.Слова, отвечающие на один и тот же вопрос,нопротивоположные по смыслу называются_____________. 2. Найди пары антонимов. Горький – сладкий Врач – доктор Радость – грусть 3.Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы? Да . Нет. - А теперь проверяем. Оцените свою работу. | Самостоятельная работа. Ученики рассказывают о возникших затруднениях. - Что слова обозначают? - Какой частью речи являются? | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству |
9. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Какая тема урока? Какую цель ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Какие слова называются антонимами? - Был ли для вас урок полезным? Почему? - Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?
- А теперь подойдите к доске и покажите своё настроение. (Смайлики) - Вы сегодня все отлично работали, молодцы! - | Благодаря использованию антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной. | Личностные: применять правила делового сотрудничества Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать. |