kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Антонимы" разработан для учащихся 2 класса. Одной из задач на уроке является логически вывести алгоритм определения слова - антоним, дать понятие “слова - антонимы” на основе знаний детей, наблюдать различием слов - антонимов. На уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

РАБОТАТЬ СО СЛОВАМИ

АНАЛИЗИРОВАТЬ

РАССУЖДАТЬ

ИСКАТЬ РЕШЕНИЯ











Врач, высокий, лекарь, доктор,



Смеяться, высокий, хихикать, хохотать, посмеиваться,



 

У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

 Ну кому какое дело?                                                                                                   Просто яблоко висело.

 Только Конь сказал, что низко.

 А Мышонок_ высоко.

 Воробей сказал, что близко,

 А Улитка - далеко,

 А Телёнок озабочен

 Тем, что яблоко мало.

 А Цыплёнок - тем,

 Что очень, очень велико.

 А Котёнку всё равно:

 - Кисло?- зачем оно?

 - Что вы? – шепчет Червячок,

 - Сладкий у него бочок.

Думай медленно, работай быстро.

Не дорого начало, похвален конец.



Белый Белый

Далеко Далеко

Брать Брать

Друг Друг

Песок Песок

Белый Белый

Далеко Далеко

Брать Брать

Друг Друг

Песок Песок

Битва – сражение, день – ночь, ураган – вихрь, боец – солдат, вход – выход, грустный – весёлый, ловкий – шустрый,



















Вопрос

Ответ

+, -

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос,но противоположные по смыслу называются.




Найди пары антонимов и подчеркни.


Горький – сладкий

Врач – доктор

Радость – грусть



Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

даили нет


Вопрос

Ответ

+, -

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос,но противоположные по смыслу называются.




Найди пары антонимов и подчеркни.


Горький – сладкий

Врач – доктор

Радость – грусть



Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

даили нет






Думай медленно, работай быстро.

Не дорого начало, похвален конец.







АЛГОРИТМ

1. Задать вопрос к слову.

2. Определить часть речи.

3. Подобрать слово, противоположное по смыслу.



Просмотр содержимого документа
«слова антонимы»

Урок русского языка по теме "Слова-антонимы". 2-й класс

Система учебников “Начальная школа XXIвека”. Учебник “Русский язык: 2 кл. 2ч.” Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия “антонимы” и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • Логически вывести алгоритм определения слова - антоним, дать понятие “слова - антонимы” на основе знаний детей, наблюдать различием слов - антонимов;

  • Развивать умение находить слова – антонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;

  • Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.

  • Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.

  • Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.

  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений,

раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.










Взаимное приветствие:

Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?

Звучат слова из мультфильма «Даша - следопыт»

- Знакомый голос!? Конечно, это Даша.

- Расскажите, что вы знаете о Даше?

- Расскажем Даше какой у нас урок?

- А для чего необходимо учить русский язык?

Даша Будет нашей помощницей на уроке.

- Ребята каким бы хотели видеть сегодняшний урок? Вам помогут имена прилагательные.Я предлагаю убрать слова, которые помешают . (Небольшой вывод.)

Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперёд друзья откроем новые знания!

- А Даша предлагает работать по такому плану : работать со словами, анализировать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи,







Слайд 1 «Солнышко»



Слайд Даша



Познавательный, содержательный, , интересный, неинтересный, развлекательный



Слайд 2 дети





Учитель размещает слова - помощники на магн доску.








Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


- Наша помощница постарается чтобы у вас все получилось и вы открвли новые знания.

- Продолжите ряд слов: ребята, дети… продолжите… (детвора, малыши).

- Что за слова вы назвали? (Синонимы)

- повторим правило, что такое синонимы?

-А, сейчас, работаем в группах.

- Найдите все слова синонимы.

- Выполняя эту работу, всё ли вам было понятно?

- В чём возникли сомнения?

(слова - высокий, низкий)

- По какому принципу подбирали группу слов?. Если синонимы – слова близкие по значению, то, что можно сказать о словах: высокий, низкий?

- Это слова противоположные по значению.

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- Кто сможет обобщить?.

- Интересно узнать, как называются эти слова?

- Для этого откройте учебник на стр. 62 и обратитесь к рубрике «Тайны языка». (На инт доске составляют правило).

- Попробуйте сформулировать тему урока.































(Слова, отвечаючие на один и тот же вопрос, но противоположные по смыслу)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов.

Личностные: применять правиладелового сотрудничества

3. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.


Тема урока:АНТОНИМЫ.

- Обратимся к рубрике «Из истории языка» (слайд).

Какиезадачи перед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ

Будем УЧИТЬСЯ

МОГУ работать




ПРАВИЛА

 

 

Проблема

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся

Что такое антонимы?

Для чего нужны антонимы?

Подбирать антонимы?

Употреблять их речи.

Активно, получать удовольствие от труда.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Новая тема.

Использование на экране ЭОР “Роль синонима”

(исп. Слайд – 12 -13 - 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





















5. Физминутка

(исп. Слайд – 15—18)

- Поработаем в парах

Даша предлогает игру со словами. Посмотрите, она сигналит нам о том, что в этой игре будет проблемная ситуация. Будьте внимательны.

У каждой пары часть стихотворения. Если найдете антонимы , то получится красивое стихотворение.

 У прохожих на виду

 Висело яблоко в саду.

 Ну кому какое дело?                                                                                                   Просто яблоко висело.

 Только Конь сказал, что низко.

 А Мышонок_ высоко.

 Воробей сказал, что близко,

 А Улитка - далеко,

 А Телёнок озабочен

 Тем, что яблоко мало.

 А Цыплёнок - тем,

 Что очень, очень велико.

 А Котёнку всё равно:

 - Кисло?- зачем оно?

 - Что вы? – шепчет Червячок,

 - Сладкий у него бочок.

 - Герои стихотворения разные по высоте, по скорости передвижения, поэтому и яблоко каждый воспринимает по – своему.

 - Низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кисло – сладкий.

- На какие вопросы отвечают слова?

- Что можно сказать о словах кисло – сладкий?

Докажите, что это не антонимы? (не отвечают на один и тот же вопрос(повторяют правило)).

- Попробуйте изменить слово так, чтобы получились 2 пары синонимов.



Даша путешествует и попала в зоопарк. Повторим за зверюшками движения.

 

Алгоритм

1. Прочитать текст.

2.Найти или подобрать антонимы.

3.Применить определение (правило).

4.Сделать вывод











Учащиеся анализируют текст, находят нужную информацию, сравнивают слова по значению и делают вывод.

























Кисло – сладко, кислый – сладкий.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

Чтение алгоритм.

6. Введение нового материала в систему знаний. Работа в учебнике.


- А теперь выполним упражнение в учебнике на стр.63, упр. 2 Но для того чтобы не допустить ошибку при выполнении, проговорим алгоритм.

1. Задать вопрос к слову.

2. Определить часть речи.

3. Подобрать слово, противоположное по смыслу.

(Проверка на слайде).

Белый, далеко, брать, друг, песок

- Даша тоже подобрала антонимы к словам.Проанализируем (задают вопрос, определяют часть речи)

- А почему не подобрали антоним к слову «песок»?

- Какой вывод сделаем?


определение

АНТОНИМЫ







.




Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7. Pекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера.

Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал параграфа “Антонимы”;

2) нарисовать рисунок, который будет отражать слова антонимы. Или выполнить упр. 3 на стр. 63.



8.Самостоятельная работа (индивидуально ТЕСТ)

 

 

 

 

 

 

 

- Даше понравилось как вы работали на уроке и она предлагает систематизировать полученные знания во время выполнения мини – теста.

1.Слова, отвечающие на один и тот же вопрос,нопротивоположные по смыслу называются_____________.

2. Найди пары антонимов.

Горький – сладкий

Врач – доктор

Радость – грусть

3.Есть ли слова, к которым нельзя подобрать антонимы?

Да . Нет.

- А теперь проверяем. Оцените свою работу.

Самостоятельная работа.

 

Ученики рассказывают о возникших затруднениях.

- Что слова обозначают?

- Какой частью речи являются?

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству

9. Рефлексия деятельности. Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Какая тема урока?

Какую цель ставили?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются антонимами?

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?



- А теперь подойдите к доске и покажите своё настроение. (Смайлики)

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

-

 

 

 

 

 

Благодаря использованию антонимов речь становится богатой, яркой, выразительной.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Антонимы"

Автор: Гурьянова Алеся Петровна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Технологическая карта урока русского языка по теме: "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(63) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_po_teme_antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "579037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619106836"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: "Слова-антонимы" по программе "Начальная школа XXI век""
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_russkogo_iazyka_vo_2_klasse_po_teme_slova_antonim"
    ["file_id"] => string(6) "542609"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1584049717"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока русского языка по теме: "Словари русского языка" "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovari-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "144305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418677537"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Обобщение знаний о глаголе" "
    ["seo_title"] => string(98) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-obobshchieniie-znanii-o-ghlagholie"
    ["file_id"] => string(6) "194362"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427770917"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект (технологическая карта) урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekttiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemieantonimy"
    ["file_id"] => string(6) "326847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463323935"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства