kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Словари русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

Предметные: расширение знаний о словарях русского языка; формирование умения работать с книгой-словарём;

привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Личностные: развивать речевые навыки учащихся.

Метапредметные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Основные термины и понятия

Словарь, слово, лексикография.

Образовательные ресурсы:

Словарь В.И.Даля,  Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов, учебник, карточки с заданиями, выставка словарей, презентация.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: "Словари русского языка" »

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Русский язык (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.)

Класс

10

Тема урока

Словари русского языка

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Предметные: расширение знаний о словарях русского языка; формирование умения работать с книгой-словарём;

привитие интереса к слову, воспитание культуры речи.

Личностные: развивать речевые навыки учащихся.

Метапредметные: воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.

Основные термины

и понятия

Словарь, слово, лексикография.

Образовательные

ресурсы

Словарь В.И.Даля,  Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь синонимов русского языка, Словарь антонимов русского языка, Словарь иностранных слов, учебник, карточки с заданиями, выставка словарей, презентация.



Планируемые результаты

Предметные результаты


-усвоение знаний об устройстве языковой системы;

-расширение знаний о словарях русского языка;

-умение пользоваться словарями, знать построение словарной статьи.



Личностные результаты


-воспитание интереса к родному языку.

Метапредметные результаты

-овладение навыками речевого самоконтроля;

-совершенствование навыков владения языком, как средством общения.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Формирование

конкретного образовательного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 2 минуты


Умение самостоятельно организовать свою деятельность.


Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, присаживайтесь.


Слушают, осмысливают сказанное учителем


Этап 2. Проверка домашнего задания- 5 минут


Упражнение 31.

Моя первая учительница.

Односоставные предложения: Мою первую учительницу звали (односост, неопр.-личное).

К стыду своему, я не помню, как ее звали. Односост, неопр.-личн.

Осложненные предложения:

Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. Повеств. Невоскл, простое, двусост, осложнено одн ор. Сказ, распростр., неполное)


И под предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли к дубу. Повеств. Невоскл, простое, двусост, осложнено одн ор. Обстоят. места,распр., неполное.










Этап 3.Объяснение нового материала- 25 минут


















усвоение знаний об устройстве языковой системы;

умение высказывать свое мнение, аргументировать его





























-умение извлекать главную информацию из прочитанного текста;

-умение отвечать на вопросы, аргументировать их, приводить примеры









































-обогащение словарного запаса;

-умение работать со словарем;



Эпиграф к уроку:

«Словарь – это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества».

                                                            Анатоль Франс.2

 

Выставка словарей.

Толковый словарь русского языка Ожегова.

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля.

Словарь синонимов.

Словарь антонимов.

Этимологический словарь.

Орфографический словарь.

Словарь афоризмов.

Беседа

Прежде чем начать урок, ответьте мне на вопрос: « Что является объектом изучения предмета русский язык?»


Какой раздел русского языка изучает написание слова?


Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова?


Какой раздел русского языка изучает произношение слов?


Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка?


А где хранятся все слова русского языка? [в словарях].


- А как вы, ребята, понимаете значение слова "словарь"? (Возможны ответы детей). Давайте заглянем в "Школьный толковый словарь" и уточним значение этого слова.



А для чего необходимы словари? Какую помощь человеку они могут оказать?

Хорошо, сегодня вы познакомитесь с различными видами словарей, их назначением, строением словарной статьи, научитесь правильно пользоваться словарями. Тема нашего урока: «Словари – наши друзья и помощники».


Прочитаем эпиграф к уроку, как вы его понимаете?


Молодцы! Итак, давайте вспомним, что все словари делятся на энциклопедические и лингвистические. Конечно, на уроках русского языка мы будем работать с лингвистическими словарями, потому что их цель – дать информацию о слове.


Рассказ учителя.

Из истории русской лексикографии.

В истории формирования российской лексикографии выделяют несколько периодов:

1. Дословарный период (до XVI в.).

2. Ранний словарный период (конец XVI — начало XVIII в.)

3. Период развитой лексикографии.

Начальный период в истории русской лексикографии относится к XI в. Первые словарные труды возникли на ранних этапах развития письменности из потребности истолковать то или иное непонятное слово древних рукописных книг. Эти словари содержали разнообразную информацию о слове, были своего рода энциклопедическими справочниками.

Непосредственными предшественниками словарей считаются глоссы, т.е. объяснения значений отдельных слов на полях и между строк в тексте рукописей. Наиболее древний из русских глоссариев — словарь, насчитывающий 174 слова, приложенный к Кормчей книге, памятнику 1282 г. Автор данного глоссария объясняет греческие и древнееврейские слова из священных книг. В позднейших списках число слов увеличивается до 344. Структура глоссариев постепенно совершенствовалась. Слова располагались в алфавитном порядке. Значение слов, их перевод стали дополнять исторические, этимологические данные.

В конце XVI в. окончательно оформляется особый жанр русской книжности — азбуковники.

Азбуковники объединили в своем составе грамматические и словарные опыты средневековья. Азбуковник представлял собой смесь словаря иностранных и непонятных слов с энциклопедией, куда вносились разные любопытные сведения. Так, широкой известностью пользовался азбуковник «Толкование имен греческих и еврейских и римских по алфавиту» писателя и публициста XVI в. Максима Грека. В этот же период начинает формироваться и учебная лексикография — создаются учебные азбуковники. По этим азбуковникам учили родному языку.

Период развития лексикографии приходится на XIX век. Самый большой общественный резонанс получил «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, вышедший в 1863—1866 гг. в 4-х томах. До сегодняшнего дня этот словарь не потерял своей актуальности, и мы с вами можем познакомиться с ним лучше.

Это один из крупнейших словарей русского языка, содержит около 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. Над словарем автор работал 53 года.

- И вот, наконец, пора обратиться непосредственно к материалам словаря. Один из важных вопросов, который нам с вами предстоит обсудить, - какие способы используются Далем для толкования слов.

Давайте обратимся к распечаткам, лежащим у вас на партах (лист 1). 


Лист 1(3 мин. На выполнение)

1a. Звезда - одно из светящих (самосветных) небесных тел, видимых в безоблачную ночь.

Зебра - вид животного из рода лошадей, в Южной Африке; полосатая поперек, тигровая.

1б. Багровый - червленый, пурпуровый, самого яркого и густого красного цвета, но никак не с огненным отливом, а с едва заметною просинью.

Вначале - в начале, при начале, начально, сперва, во- первых, наперед, прежде, до всего, спо-кону, наперво.

Врахиграфия - искусство сокращенного письма, которым следуют, поспевают за речью; краткопись, борзопись, стенография.

. Говорить - сказывать, вещать, молвить, баять, гуторить, бакулить, голдить, голчить, произносить слова; выражать мысли свои; сообщаться устною речью, даром слова. Повествовать, писать в сочинении, в книге.

1г. Высокий - понятие сравнительное, противоположи, низкий; длинный или пространный в отвесном направлении; большой, великий, рослый, возвышенный; поднятый, удаленный вверх по откосу.

1д. Адвокат - от лат. присяжный поверенный; правовед, берущий на себя ведение тяжб и защиту подсудимого; частный ходатай по тяжбам, стряпчий, ходок, делец.

Ваза - от франц. сосуд древнего или иного изящного образа, кувшин с перехватом, б.ч. кверху раструбистый, для украшения покоев и зданий.

- Какие же способы толкования слов использует Даль?



Молодцы! Познакомимся с другим, не менее известным словарем, толковым словарем С. И. Ожегова Однотомный толковый словарь под редакцией Сергея Ожегова является первым словарем после Первой мировой войны и революции. Содержал 53000 слов. Словарь последовательно пополнялся Н.Ю. Шведовой. В данный момент является уникальным и самым популярным словарем русского языка.

Рассмотрите словарную статью и расскажите об её структуре.
Что вы можете рассказать о слове на основе словарной статьи толкового словаря?

Теперь мы с вами познакомимся с другими словарями: словарями синонимов и антонимов. Для начала вспомним, какие слова называются синонимами, а какие антонимами?







Разделимся на группы. Одна группа будет подбирать синонимы к словам, которые записаны на доске, другая группа будет подбирать антонимы к этим же словам. (3 минуты на выполнение).

Подберите синонимы к словам:

Легкий

Ходить

Сверкать

Печаль

Жесткий

Смеяться


Как построены словарные статьи в этих словарях?


Следующий словарь, к которому мы обратимся – этимологический словарь. Как вы думаете, каково назначение этого словаря?

Наиболее известный четырехтомный «Этимологический словарь русского языка» М.Фасмера, переведенный с немецкого языка и дополненный О.Н.Трубачевым. Это издание ориентируется на ученых-лингвистов, преподавателей, студентов-филологов, для вас же более удобен «Краткий этимологический словарь русского языка» и «Шеольный этимологический словарь русского языка» под ред. Шанского Н.М.

Выполните этимологический анализ следующих слов, рассуждая по следующему плану:

1. Почему этот предмет так называется?

2. Какая часть слова помогает объяснить название предмета?

3. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?

При выполнении этого задания обратите внимание на то, как построена словарная статья.

Перина, ведьма, шиповник, домовой, богатырь, снегирь. (Происхождение от слов: перо, ведать (знать), шипы, дом, богатый, снег.)

Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия .И последний словарь, с которым мы сегодня познакомимся - словарь иностранных слов. Для чего необходим этот словарь?

Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микро группах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.

Запишите в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.


Как мы видим, любое непонятное для нас иностранное объясняется в этом словаре.



















Слово



Графика


Орфография


Фонетика и орфоэпия


Лексика



Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем.


Ответы детей





Ответы учеников.









Слушают и записывают основные мысли.














































































(Описание, (1а), подбор синонимов (1б), сочетание описательной конструкции и синонимического ряда (1в), определение слова Через его антоним (1г), указание на происхождение слова (1д).





В алфавитном порядке слова. Род, многозначность слова, многочисленные примеры, разъяснение слова и т.п.


Сино́нимы — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.

Анто́нимы  — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

Работают в группах со словарем, подбирают значения.

Этап 4. Тренировочные упражнения- 10 минут


Умение самостоятельно организовывать свою деятельность

 Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.

Вариант 1.

  1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо.

  2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе.

  3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение.

  4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.

  5. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик.

  6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле.

  7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно.

  8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда.

  9. В политике двойные стандарты неприменимы.

  10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант 2.

  1. Друзья были обескуражены ледяным приемом, который был оказан им в этом доме.

  2. Из красочных веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур.

  3. В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется костная мука.

  4. Есть вечные человеческие ценности, среди них – стремление к равенству и справедливости.

  5. Собаки встретили путешественников злобным лаем.

  6. Этот человек производит двойное впечатление.

  7. Игорь одел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой.

  8. Великий поэт России сумел выразить в своих произведениях дух нашего непростого времени.

  9. Ведущий информативной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

  10. Читая серьезные книги, Ульяна, как человек очень глубокий, приобретала большой жизненный опыт, которым она щедро делилась с окружающими.

Вариант 3.

  1. Опустив седую голову, он будто застыл в ледяном раздумье.

  2. У любителей футбола сегодня двойной праздник: на матче будет присутствовать глава государства.

  3. Великая тайна, связанная с происхождением этих озер, открылась читателям этой книги.

  4. Эта статья посвящена лазуриту – замечательному камню цвета неба, красочная история которого уже насчитывает несколько веков.

  5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костным набалдашником.

  6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вечной пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мертвый счет.

  7. По мнению критиков, этому живописному полотну явно не хватает живых, жизненных красок.

  8. Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со злобным характером.

  9. Она причесалась, одела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.

  10. Выступление профессора было чрезвычайно информационным и поэтому очень полезным.

Вариант 4.

  1. Изучение поведения человека в ледяных условиях арктического моря представляет огромный практический интерес.

  2. Костный мозг – это ткань, заполняющая полости костей позвоночных животных и человека.

  3. У известного композитора двойная фамилия.

  4. Жизненные пути братьев так разошлись, что они годами не виделись и не переписывались.

  5. Добро и зло, любовь и ненависть – понятия вечные.

  6. Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом злостным тоном, но он окажется не прав.

  7. Жених бережно одел золотое колечко на руку своей возлюбленной.

  8. Я бесхитростно удивлялась тому, что за красочными полотнами художника кроется так много мыслей и подробностей.

  9. Высокая, стройная, грациозная и великая, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.

  10. Каждый выпускник школы должен владеть приемами информационной переработки текста.


*Определите, в каких значениях употребляются в тексте слово угол.

         «Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (Б. Слуцкий).



Вариант 1.

4. Злостные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание.
5. “Твое горе - не горе … , дело житейское”, - сказал старик.
9. В политике двойные стандарты не применимы.
10. Великая власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.

Вариант 2.

2. Из красящих веществ животного происхождения наиболее известны кармин и пурпур. 
6. Это человек производит двойственное впечатление.
7. Игорь надел на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понес домой. 
9. Ведущий информационной программы должен соблюдать нормы орфоэпии.

Вариант 3.

5. Человек этот был одет в старое пальто, а в руке он держал палку с костяным набалдашником. 
6. Кругом царили запустение и мрак, деревянная мебель была покрыта слоем вековой пыли, и только старинные часы неторопливо вели свой мерный счет.
9. Она причесалась, надела праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла.
10. Выступление профессора было чрезвычайно информативным и поэтому очень полезным.

Вариант 4.

1. Изучение поведения человека в ледовых условиях арктического моря представляет огромный научный интерес. 
6. Читатель, конечно. Подумает, что я разговаривал с Ефимом злобным тоном, но он окажется не прав.
7. Жених бережно надел золотое колечко на руку своей возлюбленной. 
9. Высокая, стройная, грациозная и величественная, молодая княжна держится необыкновенно прямо, и это придает ей царственный вид.




Этап 5. Подведение итогов. Рефлексия-3 минуты

-овладение навыками самоконтроля

Что нового вы узнали на уроке?

С какими словарями вы познакомились впервые?

Сколько периодов выделяется в истории формирования российской лексикографии?

Как построена словарная статья?


Оценка учащимися своих результатов


Этап 6. Задание на дом- 5 минут

-умение самостоятельно организовывать свою деятельность;

-умение анализировать языковые факты.

Напишите сочинение-размышление на тему: «Наши друзья – словари».

Выставление оценок за урок.

Слушают, задают вопросы





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Словари русского языка"

Автор: Ефимкина Алёна Васильевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144305

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями  ФГОС"
    ["seo_title"] => string(88) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "259779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448818981"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Технологическая карта урока русского языка  с презентацией по теме"Глагол" "
    ["seo_title"] => string(87) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-s-priezientatsiiei-po-tiemie-glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "229897"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441903407"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "технологическая карта урока русского языка по теме "Части речи.Повторение и обобщение" "
    ["seo_title"] => string(104) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chasti-riechi-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "240785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445108134"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Технологическая карта урока русского языка  по теме "Выбираем букву для безударного гласного" "
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-vybiraiem-bukvu-dlia-biezudarnogho-ghlasnogho"
    ["file_id"] => string(6) "101243"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402411656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства