Этапы урока | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, универсальные) | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые УУД |
1.Организационный момент. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения в учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. | -Добрый день, дорогие ребята! Я рада встрече с вами, рада видеть вас на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Я желаю вам плодотворной работы на уроке. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания, отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число. Приложение 1 - Скажите, пожалуйста, как к Вам обращаются Ваши близкие? (ученики называют) - Как обращаются к Вам друзья? -Какое обращение Вам приятно? (ученики отвечают). | Личностные УУД: формирование интереса (мотивация обучения). |
Актуализация знаний. | Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы. | Анализируют текст, предложенный в рабочих листах. Формулируют тему урока. | Прочитаем выразительно текст. Фрагмент из текста открытого банка изложений для подготовки к ОГЭ. 1)Ребята! Что такое хорошая книга? 2)Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. 3)Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. 4)Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. 5)В-третьих, она должна нести глубокий смысл. (По материалам Интерната) 1.Определите основную мысль текста. 2.Назовите номер предложения с однородными членами. 3.Чем осложнены 2,4,5 предложения? 4.Укажите, чем осложнено 1предложение? - Каким знаком препинания выделено первое слово? - Всегда ли мы ставим этот знак? - Какова тема урока? (Обращение. Знаки препинания при обращении) | Познавательные УУД. Регулятивные и коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
3.Постановка учебной задачи. | Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися цели и постановку учебных задач. | В процессе диалога с учителем формулируют цель урока, составляют план деятельности в течение урока. | - Ребята, как вы думаете, какие цели стоят перед нами на уроке? Что мы должны знать? Ответы учащихся: 1. что такое обращение, 2.какие знаки препинания ставятся при обращении, чем выражается обращение. - Что мы должны уметь? Ответы учащихся: 1. находить обращения в речи, 2. выделять правильно знаками препинания, 3.определять их роль в текстах различных стилей, 4. уметь использовать в собственной речи. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД |
4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний. | Организует изучение нового материала через работу с информационным учебным материалом, материалом параграфа 44 учебника. Учит работать с инфор-мацией. | Читают теорию в предоставленном дополнительном учебном материале, по учебнику. Работая в 6 группах, создают проекты в форме кластера представяют учебный материал. Приложение 2 | Словарная работа. (ученик) Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина. (на слайде) Темы проектов: 1, 2гр. Что такое обращение. Особенности обращения. 3,4гр. Знаки препинания при обращении. 5,6гр. Способы выражения обращений. 2. Защита проектов. ( 1 человек от группы отвечает, на доске представлен учебный материал в форме кластера) | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
5. Первичное усвоение новых знаний. | Учит работать с предложениями, определять обращение, расставлять знаки препинания при обращении. | Читают предложения в рабочих листах. Анализируют их, определяют обращения, указывают знаки препинания. | - Давайте вспомним, что называется обращением? (презентация ). (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.) -Каковы знаки препинания при обращении? (Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.) - Сравним два предложения и определим, какую синтаксическую функцию выполняет словосочетание «Мой друг» в каждом из них. Расставьте знаки препинания. 26 1.Мой друг отчизн.. посв..тим Души пр..красные порывы! ( А.С.Пушкин «К Чаадаеву» ). 2. Мой друг учится со мною в классе. (В 1пр. - обращение распрост. Во 2 пр. «друг» является подлежащим с определением). Выполнить частичный синтаксический разбор предложения. Дать характеристику предложению.(побуд., восклиц.,пр, однос. о/л, распр., полное, осложнено обращением). Проверка работы. - В каком падеже стоит обращение в предложениях? (И.п.) Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является друг. А кто ещё может быть адресатом речи? - Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения. | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. Регулятивные УУД. |
Физминутка. | Учит работать с предложениями, определять обращение. | Учащиеся делают хлопок при произнесении обращений в словах. | Учитель читает предложения, выписанные из произведения А.С.Пушкина. 1.Друзья мои, прекрасен наш союз! 2.Здравствуй, князь ты мой прекрасный. 3.Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее. 4.Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 5.Чем вы, гости, торг ведёте? | |
Первичное усвоение новых знаний.(продол жение) | Учит исследователь- ской деятельности учащихся. | Учащиеся слушают дополнительный материал об обращении, усваивая его. | - Откуда появился термин «звательная интонация»? Исторический комментарий (сообщение ученицы) Использование слайда. Приложение 3 -Какие ешё существуют формы обращений к людям в мире? ( мини – исследование ученицы ) Приложение №4 -А знаете ли вы, что существуют Правила общения в Интернете? (мини – исследование ученицы) Приложение №5 | Познавательные УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД. |
6.Первичное применение новых знаний. | Учит работать с предложениями, фрагментами из текстов, определять обращения, расставлять знаки препинания, определять роль обращения в тексте. | Работа в группах. Каждой группе даётся своё задание в рабочих листах. Учащиеся определяют обращения, расставляют знаки препинания. Проверка работы. | 1, 2 гр. -Расставьте знаки препинания в предложениях из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Укажите обращения. Какова роль этих обращений в пушкинском тексте? 1.Эх батюшка Петр Андреевич – отвечал он [Савельич] с глубоким вздохом. 2.Барин не прикажешь ли воротиться? – спросил ямщик. 3.Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты холоп не спорь и слушайся. 4.Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. 5.Что ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею. 3,4 гр. -Расставьте знаки препинания при обращении (предложения из романа А.С. Пушкина «Дубровский») Какова роль обращения в тексте? Государь ты наш Владимир Андреевич я, старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое. Приезжай ты к нам соколик мой ясный мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. 5-6гр. -Расставьте знаки препинания при обращении в текстах из стихотворений А.С.Пушкина. Какова роль обращений? 1) Звезда печальная вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, И черных скал вершины. 2) Прощай же море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. ( «К морю» ) 3)Шуми, шуми послушное ветрило. Волнуйся подо мной угрюмый океан. («Погасло днЕвное светило») | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. Регулятивные УУД. |
7.Закрепление новых знаний. | Учит работать с предложениями, фрагментами из текстов, определять обращения, расставлять знаки препинания. Давать самооценку, используя эталон и критерии для оценивания. | Учащиеся определяют обращения, расставляют знаки препинания. Самопроверка работы. | Самостоятельная работа. Решение теста (тест на отдельном листе) Расставить знаки препинания при обращении. Приложение №6 Самопроверка. Ответы, критерии для оценивания на слайде презентации. Оцените свою работу. | Познавательные УУД. Личностные УУД Регулятивные УУД. |
8.Домашнее задание. | Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания | Принимают домашнее задание. | Параграф: 44. Создать проекты по группам. Выписать 7-8 предложений из художественных текстов. 1-2 гр. «Обращение и его роль в поэтической речи А.С.Пушкина». 3-4 гр. «Обращение и его роль в баснях И.А.Крылова». 5-6 гр. «Обращение и него роль в песенном жанре». | Регулятивные УУД. Личностные УУД |
9.Подведение итогов. Рефлексия. | Организует подведение итогов, рефлексию и самооценку работы на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят цель и результат. | Ребята, достигли ли мы цели урока?(учащиеся отвечают) На слайде (всем) Сегодня я узнал… Я понял, что… Теперь я могу… Я приобрёл… Было трудно… Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. Запишите в рабочих листах одно из предложений. Поставьте себе оценку за работу на уроке. Заслушаем синквейн об обращении (заслушать инд. задание, выполненное ученицей). Приложение№7 - Сдайте, пожалуйста, на проверку рабочие листы. Спасибо всем за работу на уроке. Успехов в учёбе . | Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |