|   1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.     |     Учитель приветствует детей и задает вопросы. Ученики отвечают.   -Дима, какая сегодня погода?   - Яна, какой сегодня день недели?   -Женя, ты посещаешь секцию по волейболу?   Ребята, почему мне отвечали именно вы? Какие слова в предложениях вам помогли? Кого они называли?   Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?   (Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)   слайд.            -Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны обращения? Давайте ответим на этот вопрос в конце урока.   - Вы наверное обратили внимание, что предложения с обращениями произносятся с особой интонацией? Эта интонация называется звательной, а как вы думаете почему? (Ответы учащихся)   - А что такое интонация? (чередование повышения -понижения голоса и пауз при произнесении).   - Итак, давайте изобразим схемами интонацию предложений с обащениями (читаю предложения, предложения на экране, схему рисую на доске или в презентации с пояснением обозначений)   Д     рузья! Я рада вас видеть. !                Друзья, я рада вас видеть. ,          Я      рада вас видеть, друзья. ,          Вы знаете, друзья, я всегда рада вас видеть.               , ,        - Давайте сделаем вывод об интонации обращения. (На обращении интонация повышается, и сопровождается паузами, если после обращения стоит восклицательный знак – обращение произносится с восклицательной интонацией.)   - А что вы можете сказать о знаках препинания при обращении и от чего зависит постановка знаков препинания? (Обращение на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком( если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а следующее слово в предложении пишется с прописной буквы.) Расстановка знаков препинания зависит от того, где стоит обращение .   В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. (презентация)   |                                                                                                                         |    Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.  Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.            |  
  |   2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.                          3. Формирование новых знаний.       |     - А теперь откроем учебник (стр.176). Прочитаем материал для наблюдений и сравним наши выводы с информацией учебника. Что еще вы узнали об обращении? (Не является никаким членом предложения).     - Ребята, давайте проверим, сможете ли вы прочитать предложения с обращениями с правильной интонацией. Сейчас Ваня, Женя, Олеся и Инга прочитают вам предложения, а вы внимательно их послушаете, а затем назовете обращения, встретившиеся в предложениях и знаки препинания, которые стоят при обращении, а затем посмотрим на экране, верно вы ответили или нет.        ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ на карточках.   (презентация)             Ребята, а из каких произведений были взяты эти отрывки?   - давайте посмотрим как изображается обращение в схеме.                   |        Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике.    Знакомятся с правилом по учебнику.  Вспоминают материал уроков литературы.   |    Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.    Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.      Познавательные: подведение под понятие,  постановка и решение проблем.  Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.    Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других.     |  
  |   4. Первичное закрепление полученных знаний.                                                                  5. Применение знаний и умений в новой ситуации.     |     - А теперь. Я прочитаю вам предложения, вы постараетесь соотнести их со схемами, которые показаны на экране:   1. [О! …]. Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.     2. […,О, …]?  Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?         3. [О, …]. Ребята, спешите на урок.   4. […, О]. Простите за опоздание, друзья..   5. […, О]? О чём ты думаешь, казак?    1. [,О! ]. Здравствуй, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи…     2. [ ,О, ]? Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?        3. [О, ]. Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.     4. [ , О]. Не возьму я тебя в школу, Рыжик.   5. [ , О]? Тепло ли тебе, девица?               - А как вы думаете, с чем можно спутать обращения в предложении?     Сравним:   Упражнение 490.     (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).   - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и  связано со сказуемым), а обращение, не является никаким членом предложения).     Выполнение упр 494 (устно)        - Ребята, скажите, а есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)   Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.   На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.  - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)   |                                                                Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы              Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова.     |                                                                    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия              Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий и поступков с нравственной точки зрения.  Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.  Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.   |  
  |   7. Закрепление опорных знаний. Практикум.     |     - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми.   - И вы наверное обратили внимание на то, что иногда обращение может состоять из одного слова, а иногда из нескольких? Давайте прочитаем информацию из учебника на стр 178 (Возьмите на заметку). Итак, мы с вами узнали, что обращения могут состоять из одного слова (нераспространенные) и из словосочетания (распространенные).   Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми.     Ряд №1   Человека зовут Николай Петрович. Ему 40 лет.   Как к нему обратится незнакомый человек с просьбой, узнать который час.   Ряд № 2   Молодую женщину зовут Екатерина Алексеевна.  Какие обращения будут использовать учащиеся, для поздравления ее с 8 марта.   Карточка № 3   Молодую женщину зовут Ольга Валерьевна. Как к ней обратиться дочь  с просьбой купить новую куклу.   Постарайтесь использовать «слова вежливости». Перед выполнением упражнения прочитайте информацию в голубом прямоугольнике на стр 179. Выполните это задание в паре.       Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.   |    Работают над составлением предложений в паре.     |    Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.  Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы   |  
  |   8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону       |     - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)   Мама, пойдем в музей.   Я люблю тебя, родная Русь моя!   Ветер гоняет стаи туч.   Друзья, к чему весь этот шум?   Во поле березонька стояла.   Наша Русь – могучая держава.   Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!   Петя, читай книгу!   (11212211)       |    Выполняют упражнения письменно.   |    Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля.   |  
  |   9. Включение в систему знаний и повторение         |     - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на вопросы. Ваши ответы помогут нам создать схему, в которой будет вся информация об обращении, которую вы сегодня узнали (ответы на вопросы сопровождаются открытием в схеме соответствующего блока (презентация).   1) Кого называет обращение?   2) В зависимости от того из скольки слов состоит обращение какими бывают обращения?   3) В каком падеже всегда стоит обращение? (В И. п.)   4) С какой интонацией произносятся обращения? (Звательной).   5) Как на письме выделяется обращение?   6) Где в предложении может стоять обращение?   7) Каким членом предложения является обращение?        - А теперь давайте посмотрим, какая схема у нас получилась.              - Итак, ребята, зачем же нам нужны обращения? (Основная функция обращения – привлечение внимания слушателя, читателя.  Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются.       С помощью обращения можно выразить отношение к собеседнику (ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение).     |    Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний   |    Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.  Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения   |