1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Учитель приветствует детей и задает вопросы. Ученики отвечают. -Дима, какая сегодня погода? - Яна, какой сегодня день недели? -Женя, ты посещаешь секцию по волейболу? Ребята, почему мне отвечали именно вы? Какие слова в предложениях вам помогли? Кого они называли? Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке? (Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.) слайд. -Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужны обращения? Давайте ответим на этот вопрос в конце урока. - Вы наверное обратили внимание, что предложения с обращениями произносятся с особой интонацией? Эта интонация называется звательной, а как вы думаете почему? (Ответы учащихся) - А что такое интонация? (чередование повышения -понижения голоса и пауз при произнесении). - Итак, давайте изобразим схемами интонацию предложений с обащениями (читаю предложения, предложения на экране, схему рисую на доске или в презентации с пояснением обозначений) Друзья! Я рада вас видеть. ! Друзья, я рада вас видеть. , Я рада вас видеть, друзья. , Вы знаете, друзья, я всегда рада вас видеть. , , - Давайте сделаем вывод об интонации обращения. (На обращении интонация повышается, и сопровождается паузами, если после обращения стоит восклицательный знак – обращение произносится с восклицательной интонацией.) - А что вы можете сказать о знаках препинания при обращении и от чего зависит постановка знаков препинания? (Обращение на письме выделяется запятыми и восклицательным знаком( если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, после него ставится восклицательный знак, а следующее слово в предложении пишется с прописной буквы.) Расстановка знаков препинания зависит от того, где стоит обращение . В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. (презентация) | | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. |
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 3. Формирование новых знаний. | - А теперь откроем учебник (стр.176). Прочитаем материал для наблюдений и сравним наши выводы с информацией учебника. Что еще вы узнали об обращении? (Не является никаким членом предложения). - Ребята, давайте проверим, сможете ли вы прочитать предложения с обращениями с правильной интонацией. Сейчас Ваня, Женя, Олеся и Инга прочитают вам предложения, а вы внимательно их послушаете, а затем назовете обращения, встретившиеся в предложениях и знаки препинания, которые стоят при обращении, а затем посмотрим на экране, верно вы ответили или нет. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ на карточках. (презентация) Ребята, а из каких произведений были взяты эти отрывки? - давайте посмотрим как изображается обращение в схеме. | Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике. Знакомятся с правилом по учебнику. Вспоминают материал уроков литературы. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем. Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
4. Первичное закрепление полученных знаний. 5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - А теперь. Я прочитаю вам предложения, вы постараетесь соотнести их со схемами, которые показаны на экране: 1. [О! …]. Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. 2. […,О, …]? Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 3. [О, …]. Ребята, спешите на урок. 4. […, О]. Простите за опоздание, друзья.. 5. […, О]? О чём ты думаешь, казак? 1. [,О! ]. Здравствуй, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… 2. [ ,О, ]? Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? 3. [О, ]. Цветик, становись на бочку и читай свои стихи. 4. [ , О]. Не возьму я тебя в школу, Рыжик. 5. [ , О]? Тепло ли тебе, девица? - А как вы думаете, с чем можно спутать обращения в предложении? Сравним: Упражнение 490. (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже). - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и связано со сказуемым), а обращение, не является никаким членом предложения). Выполнение упр 494 (устно) - Ребята, скажите, а есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми) Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми. На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами. - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.) | Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий и поступков с нравственной точки зрения. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
7. Закрепление опорных знаний. Практикум. | - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. - И вы наверное обратили внимание на то, что иногда обращение может состоять из одного слова, а иногда из нескольких? Давайте прочитаем информацию из учебника на стр 178 (Возьмите на заметку). Итак, мы с вами узнали, что обращения могут состоять из одного слова (нераспространенные) и из словосочетания (распространенные). Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Ряд №1 Человека зовут Николай Петрович. Ему 40 лет. Как к нему обратится незнакомый человек с просьбой, узнать который час. Ряд № 2 Молодую женщину зовут Екатерина Алексеевна. Какие обращения будут использовать учащиеся, для поздравления ее с 8 марта. Карточка № 3 Молодую женщину зовут Ольга Валерьевна. Как к ней обратиться дочь с просьбой купить новую куклу. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Перед выполнением упражнения прочитайте информацию в голубом прямоугольнике на стр 179. Выполните это задание в паре. Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Работают над составлением предложений в паре. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения) Мама, пойдем в музей. Я люблю тебя, родная Русь моя! Ветер гоняет стаи туч. Друзья, к чему весь этот шум? Во поле березонька стояла. Наша Русь – могучая держава. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч! Петя, читай книгу! (11212211) | Выполняют упражнения письменно. | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля. |
9. Включение в систему знаний и повторение | - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на вопросы. Ваши ответы помогут нам создать схему, в которой будет вся информация об обращении, которую вы сегодня узнали (ответы на вопросы сопровождаются открытием в схеме соответствующего блока (презентация). 1) Кого называет обращение? 2) В зависимости от того из скольки слов состоит обращение какими бывают обращения? 3) В каком падеже всегда стоит обращение? (В И. п.) 4) С какой интонацией произносятся обращения? (Звательной). 5) Как на письме выделяется обращение? 6) Где в предложении может стоять обращение? 7) Каким членом предложения является обращение? - А теперь давайте посмотрим, какая схема у нас получилась. - Итак, ребята, зачем же нам нужны обращения? (Основная функция обращения – привлечение внимания слушателя, читателя. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. С помощью обращения можно выразить отношение к собеседнику (ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение). | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |