kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение" по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Цель урока: познакомиться с понятием «обращение»; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением. Тип урока: урок объяснения нового материала. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделе­ния обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смеше­ния подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку на­ходить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обраще­нием; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение" по ФГОС »


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

1.Ф.И.О. (полностью): Куликовская Ольга Геннадьевна

2. Место работы: МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара

3. Должность: учитель русского языка и литературы

4. Предмет: русский язык

5. Класс: 5

6. Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.

7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.


Технологическая карта урока

Цель урока

Познакомиться с понятием «обращение»; обучаться нахождению обращений в речи и правилу постановки знаков препинания в предложении с обращением.

Тип урока

Урок объяснения нового материала.

Планируемые образова­тельные результаты

Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделе­ния обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смеше­ния подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку на­ходить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обраще­нием; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего. Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net/doc.htm http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival. 1 september.ru/subjects http://onlinemultfilmy.ru/kot-leopold/ http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/proverochnye-testy-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Фрагмент мультипликационного фильма, распечатанные тестовые материалы.

Основные понятия

Обращение



Этапы урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые умения

(универсальные учебные действия)

1. Организационный момент, мотива­ция к учеб­ной деятельности.

Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.

Вступительное слово:

- Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.)


Смотрят мультфильм. Слушают учителя, участвуют в диа­логе с ним. Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: отвечают на во­просы учителя.



2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.


3. Формирование новых знаний.


- К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной)

- Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?

- Откроем учебник (стр.98, п. 42). Читаем материал для наблюдений.

- Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью.

- Чем выражено обращение?

- Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина.

- Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Как царица обращается к зеркалу? (Свет мой зеркальце и мерзкое стекло)

Отвечают на во­просы. Строят выска­зывания.




Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике.

Знакомятся с правилом по учебнику.

Вспоминают материал уроков литературы.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: отвечают на во­просы учителя.


Познавательные: подведение под понятие,

постановка и решение проблем.

Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.

Коммуникативные: отвечают на во­просы учителя; слушают других.

4. Первичное закрепление полученных знаний.

- Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.

На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.

- А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)

Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова.

Личностные: прояв­ляют способность к ­оценке чужих и самооценке своих действий и по­ступков с нравственной точки зрения.

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих зна­ний.

Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы.

5. Физкультминутка

- Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь.

Выполняют эле­ментарные физи­ческие упражне­ния

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

6. Закрепление опорных знаний. Практикум.

- Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к водителю школьного автобуса, продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой.

Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.

Работают над составлением предложений самостоятельно, в паре или в группе.

Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: строят монологические высказы­вания, осуществляют со­вместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы.

Отвечают на во­просы, под руко­водством педагога осуществляют проверку. Составляют схемы.

Регулятивные: осуществ­ляют функции самоконтро­ля и взаимоконтроля.

7. Применение знаний и умений в новой ситуации.

- С чем можно спутать обращения?

Сравним:

Косой глаз волка не боится.

Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?

(Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).

- А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).


Сравнивают примеры. Отвечают на во­просы учителя. Делают выводы.

Познавательные: выпол­няют учебно-познавательные действия.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону


- Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений:

1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения)

2) повышенный уровень - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)

Мама, пойдем в музей.

Я люблю тебя, родная Русь моя!

Ветер гоняет стаи туч.

Друзья, к чему весь этот шум?

Во поле березонька стояла.

Наша Русь – могучая держава.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!

Петя, читай книгу!

(11212211)


Выполняют уп­ражнения письменно.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществ­ляют функции самоконтро­ля.

9. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение


- Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:

1) Где может стоять обращение?

2) Сколько слов может включать обращение?

3) Какую форму имеет обращение? (И. п.)

4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной).

- А теперь заучим стихотворение об обращении.

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Отвечают на во­просы. Опреде­ляют уровень приобретенных знаний

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

10. Рефлек­сия учеб­ной дея­тельности на уроке (итог урока)


- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение?

- Дайте оценку нашей работе (выберите одну из предложенных карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом)

Обобщает сказанное.Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уро­ке.

Оценивают свою работу.Подают дневники для оценки учителю.

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

11. Домашнее задание (разноуровневое).


Учитель предлагает на выбор: 1) базовый уровень – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) повышенный уровень – тестирование (приложение 1); 3) высокий уровень – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях)

Выбирают задание из предложенных учителем

Записывают задание в дневник.


Познавательные: приобре­тают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельно­сти.

Регулятивные: планируют необходимые действия.


Приложение 1.

Тест. Обращения.


1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

    а) Чем вы,  гости, торг ведете?

    б) Вчера к нам приехали гости.

    в) Ты никогда об этом не узнаешь!

2. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены)

    а) Спой светик не стыдись!

    б)  Ты не прав.

    в) Моя сестра учится в школе.

3. Укажите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены)

    А) Я очень рад тебе.

    Б) Не трещите морозы в заповедном бору.

    В) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.

4. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Мама (1) разреши мне пойти гулять.

      Мама (2) разрешила пойти мне гулять.

      Разреши мне пойти гулять (3) мама.

  а) 1, 2, 3             б) 1, 2                  в) 1, 3

5. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

      Во всех нарядах (1) сестренка (2) ты хороша!

      Во всех нарядах (3) сестренка (4) хороша.

      Сестренка (5) хороша во всех нарядах.

      Сестренка (6) ты хороша во всех нарядах.

  а) 1, 2, 3, 4, 5, 6

  б) 1, 2, 6

  в) 3, 4, 6

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

   а) Свет мой, зеркальце, скажи…

   б)  Ты царица, всех милее…

   в)  Иван – мой самый лучший друг.

7. Укажите предложение без пунктуационной ошибки

   а) Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?

   б) Не шуми ты рожь спелым колосом.

   в) Здравствуй солнце, да утро веселое.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка в 5 классе по теме "Обращение" по ФГОС

Автор: Куликовская Ольга Геннадьевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Презентация для  урока Русского языка на тему "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(67) "priezientatsiia-dlia-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427976438"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение и обобщение по теме "Обращение""
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykav5klassiepotiemiepovtorieniieiobobshchieniiepotiemieobrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259345"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448725084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Проектная деятельность на уроках английского языка - как важная составляющая  ФГОС в начальной и основной школе. "
    ["seo_title"] => string(127) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka-kak-vazhnaia-sostavliaiushchaia-fgos-v-nachal-noi-i-osnovnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "221660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435508185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства