1.Ф.И.О. (полностью): Куликовская Ольга Геннадьевна
2. Место работы: МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4. Предмет: русский язык
5. Класс: 5
6. Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.
7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. | Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма. Вступительное слово: - Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.) | Смотрят мультфильм. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. |
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 3. Формирование новых знаний. | - К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной) - Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке? - Откроем учебник (стр.98, п. 42). Читаем материал для наблюдений. - Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью. - Чем выражено обращение? - Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина. - Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Как царица обращается к зеркалу? (Свет мой зеркальце и мерзкое стекло) | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике. Знакомятся с правилом по учебнику. Вспоминают материал уроков литературы. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем. Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других. |
4. Первичное закрепление полученных знаний. | - Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми) Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми. На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами. - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.) | Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова. | Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий и поступков с нравственной точки зрения. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. |
5. Физкультминутка | - Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь. | Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
6. Закрепление опорных знаний. Практикум. | - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к водителю школьного автобуса, продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой. Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Работают над составлением предложений самостоятельно, в паре или в группе. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку. Составляют схемы. | Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля. |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. | - С чем можно спутать обращения? Сравним: Косой глаз волка не боится. Эй, косой глаз, ты и волка не боишься? (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже). - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения). | Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений: 1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения) 2) повышенный уровень - Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения) Мама, пойдем в музей. Я люблю тебя, родная Русь моя! Ветер гоняет стаи туч. Друзья, к чему весь этот шум? Во поле березонька стояла. Наша Русь – могучая держава. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч! Петя, читай книгу! (11212211) | Выполняют упражнения письменно. | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля. |
9. Включение в систему знаний и повторение | - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы: 1) Где может стоять обращение? 2) Сколько слов может включать обращение? 3) Какую форму имеет обращение? (И. п.) 4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной). - А теперь заучим стихотворение об обращении. Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение? - Дайте оценку нашей работе (выберите одну из предложенных карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом) Обобщает сказанное.Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу.Подают дневники для оценки учителю. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
11. Домашнее задание (разноуровневое). | Учитель предлагает на выбор: 1) базовый уровень – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) повышенный уровень – тестирование (приложение 1); 3) высокий уровень – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях) | Выбирают задание из предложенных учителем Записывают задание в дневник. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
б) Вчера к нам приехали гости.
б) Ты не прав.
в) Моя сестра учится в школе.
А) Я очень рад тебе.
Б) Не трещите морозы в заповедном бору.
В) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.
в) Иван – мой самый лучший друг.
б) Не шуми ты рожь спелым колосом.
в) Здравствуй солнце, да утро веселое.