1.Ф.И.О. (полностью): Куликовская Ольга Геннадьевна
  2. Место работы: МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара 
  3. Должность: учитель русского языка и литературы 
  4. Предмет: русский язык 
  5. Класс: 5 
  6. Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.
  7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
       |  
 Этапы урока |  
 Деятельность учителя |  
 Деятельность учащихся |  
  Формируемые умения   (универсальные учебные действия) | 
  | 1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.   |  Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.  Вступительное слово:  - Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.) 
 | Смотрят мультфильм. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Демонстрируют готовность к уроку. | Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. 
  
 | 
  | 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 
 3. Формирование новых знаний. 
 |  - К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной)  - Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?  - Откроем учебник (стр.98, п. 42). Читаем материал для наблюдений.  - Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью.  - Чем выражено обращение?  - Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина. - Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Как царица обращается к зеркалу? (Свет мой зеркальце и мерзкое стекло) | Отвечают на вопросы. Строят высказывания. 
 
 
 Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике.   Знакомятся с правилом по учебнику. Вспоминают материал уроков литературы. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.   Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя. 
 Познавательные: подведение под понятие, постановка и решение проблем. Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.   Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других.   | 
  | 4. Первичное закрепление полученных знаний.    |  - Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)  Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.  На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами. - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.) | Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова.   | Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий и поступков с нравственной точки зрения. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.   Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. | 
  | 5. Физкультминутка | - Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь. | Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | 
  | 6. Закрепление опорных знаний. Практикум.   |  - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к водителю школьного автобуса, продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой. Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Работают над составлением предложений самостоятельно, в паре или в группе.   | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | 
  | А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку. Составляют схемы. | Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля. | 
  | 7. Применение знаний и умений в новой ситуации.   |  - С чем можно спутать обращения?    Сравним:  Косой глаз волка не боится.  Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?    (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).  - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения). 
 | Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. | 
  | 8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 
 |  - Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений:    1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения)  2) повышенный уровень -  Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)  Мама, пойдем в музей.  Я люблю тебя, родная Русь моя!  Ветер гоняет стаи туч.  Друзья, к чему весь этот шум?  Во поле березонька стояла.  Наша Русь – могучая держава.  Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!  Петя, читай книгу!  (11212211) 
 | Выполняют упражнения письменно. | Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля. | 
  | 9. Включение в систему знаний и повторение   
 |  - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:  1) Где может стоять обращение?  2) Сколько слов может включать обращение?  3) Какую форму имеет обращение? (И. п.)  4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной).  - А теперь заучим стихотворение об обращении.  Всем нам при общении  Поможет обращение.  К людям, звездам или птицам  Можно смело обратиться.  Только, друг, не забывай:   Запятые расставляй. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | 
  | 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) 
 |  - Что нового узнали на уроке?  - Какие трудности появлялись в процессе работы?  - Как вы их преодолевали?  - Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение?  - Дайте оценку нашей работе (выберите одну из предложенных карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом) Обобщает сказанное.Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.   Оценивают свою работу.Подают дневники для оценки учителю. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | 
  | 11. Домашнее задание (разноуровневое). 
 | Учитель предлагает на выбор: 1) базовый уровень – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) повышенный уровень – тестирование (приложение 1); 3) высокий уровень – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях) | Выбирают задание из предложенных учителем Записывают задание в дневник. 
 | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности. Регулятивные: планируют необходимые действия. | 
 
      б) Вчера к нам приехали гости.
      б)  Ты не прав.
      в) Моя сестра учится в школе.
      А) Я очень рад тебе.
      Б) Не трещите морозы в заповедном бору.
      В) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.
     в)  Иван – мой самый лучший друг.
     б) Не шуми ты рожь спелым колосом.
     в) Здравствуй солнце, да утро веселое.