1.Ф.И.О. (полностью): Куликовская Ольга Геннадьевна
  2. Место работы: МАОУ СОШ № 62 г. Краснодара 
  3. Должность: учитель русского языка и литературы 
  4. Предмет: русский язык 
  5. Класс: 5 
  6. Тема: Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением.
  7. Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
       |        Этапы урока   |         Деятельность учителя   |         Деятельность учащихся   |          Формируемые умения    (универсальные учебные действия)   |  
  |   1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.     |     Демонстрация фрагмента мультипликационного фильма.   Вступительное слово:   - Ребята, назовите любимую фразу кота Леопольда. (Ребята! Давайте жить дружно.)       |    Смотрят мультфильм. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Демонстрируют готовность к уроку.   |    Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.  Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.            |  
  |   2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.      3. Формирование новых знаний.       |     - К кому обращается кот? С какой интонацией говорит кот? (С особой, звательной)   - Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать сегодня на уроке?   - Откроем учебник (стр.98, п. 42). Читаем материал для наблюдений.   - Найдите слова, называющие лицо, к которому обращаются с речью.   - Чем выражено обращение?   - Приведите примеры обращений из сказок А.С.Пушкина.  - Вспомните сказку А. Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях. Как царица обращается к зеркалу? (Свет мой зеркальце и мерзкое стекло)   |    Отвечают на вопросы. Строят высказывания.              Читают учебник, отвечают на вопросы учителя; в результате наблюдений формулируют вывод, что такое обращение, сравнивают его с определением в учебнике.    Знакомятся с правилом по учебнику.  Вспоминают материал уроков литературы.   |    Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.  Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.    Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя.      Познавательные: подведение под понятие,  постановка и решение проблем.  Регулятивные: высказывание предположений на основе наблюдений; корректируют свою точку зрения.    Коммуникативные: отвечают на вопросы учителя; слушают других.     |  
  |   4. Первичное закрепление полученных знаний.       |     - Есть ли разница в обращении одного человека к другому? От чего зависит обращение к человеку? (От ситуации, возраста, отношений между людьми)   Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается и тот, к которому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает отношения между людьми.   На самом деле люди даже в устном разговоре часто затрудняются: как обратиться? Ведь только в бытовой, разговорной ситуации можно обращаться друг к другу «без церемоний». Однако даже в таких случаях легко ненароком обидеть человека. Бабушка, по своей деликатности и любви к тебе, не покажет, что ей неприятно, когда ты, входя в дом, крикнешь ей небрежно: «Привет, ба!». И мама смолчит, когда сынок-подросток спросит грубовато: «Мать, ты чайник поставила?» Вроде ничего оскорбительного ты в том не видишь, но пренебрежительный тон, неласковое обращение огорчают сердце близкого человека. А что уж говорить о незнакомых людях, с которыми мы общаемся по телефону, в транспорте, на улице. Нет, не простое это искусство - обращение к человеку! Главное – не опоздать с добрыми словами.  - А какие добрые слова вы знаете? (Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания, спасибо, благодарю и т. д.)   |    Отвечают на вопросы учителя, слушают его речь, вспоминают и называют «добрые» слова.     |    Личностные: проявляют способность к оценке чужих и самооценке своих действий и поступков с нравственной точки зрения.  Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.    Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.  Коммуникативные: излагают свои мысли в устной форме; высказывают и обосновывают свою точку зрения, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.   |  
  |   5. Физкультминутка   |    - Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь.   |    Выполняют элементарные физические упражнения   |    Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье   |  
  |   6. Закрепление опорных знаний. Практикум.     |     - Итак, ребята, мы поговорили о важности общения с близкими и дорогими людьми. Теперь я приглашаю вас в небольшое путешествие. Давайте проверим, умеем ли мы вежливо общаться с людьми. Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к водителю школьного автобуса, продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать «слова вежливости». Можете выполнить это задание в паре или группой.  Учитель дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся.   |    Работают над составлением предложений самостоятельно, в паре или в группе.     |    Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.  Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных задач; умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы   |  
  |   А теперь проверим, правильно ли расставлены знаки препинания. Составим схемы.   |    Отвечают на вопросы, под руководством педагога осуществляют проверку. Составляют схемы.   |    Регулятивные: осуществляют функции самоконтроля и взаимоконтроля.   |  
  |   7. Применение знаний и умений в новой ситуации.     |     - С чем можно спутать обращения?     Сравним:   Косой глаз волка не боится.   Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?     (Обращение можно спутать с подлежащим, так как оба слова стоят в именительном падеже).   - А как их различать? (Подлежащее является главным членом предложения и действует вместе со сказуемым, а обращение – служебное слово, не является никаким членом предложения).       |    Сравнивают примеры. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.   |    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.   |  
  |   8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону       |     - Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений:     1) базовый уровень - упр. 214 (спишите, подчеркните обращения)   2) повышенный уровень -  Цифровой диктант. (1- предложение с обращением; 2- предложение без обращения)   Мама, пойдем в музей.   Я люблю тебя, родная Русь моя!   Ветер гоняет стаи туч.   Друзья, к чему весь этот шум?   Во поле березонька стояла.   Наша Русь – могучая держава.   Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч!   Петя, читай книгу!   (11212211)       |    Выполняют упражнения письменно.   |    Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления; осуществляют функции самоконтроля.   |  
  |   9. Включение в систему знаний и повторение         |     - Просмотрите выполненные ранее упражнения и ответьте на следующие вопросы:   1) Где может стоять обращение?   2) Сколько слов может включать обращение?   3) Какую форму имеет обращение? (И. п.)   4) В какой речи чаще всего употребляются обращения? (В устной).   - А теперь заучим стихотворение об обращении.   Всем нам при общении   Поможет обращение.   К людям, звездам или птицам   Можно смело обратиться.   Только, друг, не забывай:    Запятые расставляй.   |    Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний   |    Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.  Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения   |  
  |   10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)       |     - Что нового узнали на уроке?   - Какие трудности появлялись в процессе работы?   - Как вы их преодолевали?   - Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение?   - Дайте оценку нашей работе (выберите одну из предложенных карточек и покажите. Урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом)  Обобщает сказанное.Благодарит за работу. Оценивает ответы.   |    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.    Оценивают свою работу.Подают дневники для оценки учителю.   |    Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.  Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания   |  
  |   11. Домашнее задание (разноуровневое).       |    Учитель предлагает на выбор: 1) базовый уровень – упр.215 (переставьте обращения в середину или в конец предложения); 2) повышенный уровень – тестирование (приложение 1); 3) высокий уровень – упр.219 (составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в разных ситуациях)   |    Выбирают задание из предложенных учителем  Записывают задание в дневник.       |    Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.  Регулятивные: планируют необходимые действия.   |  
 
      б) Вчера к нам приехали гости.
      б)  Ты не прав.
      в) Моя сестра учится в школе.
      А) Я очень рад тебе.
      Б) Не трещите морозы в заповедном бору.
      В) Вихри вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.
     в)  Иван – мой самый лучший друг.
     б) Не шуми ты рожь спелым колосом.
     в) Здравствуй солнце, да утро веселое.