kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект. Предложения с обращениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГУ «Средняя школа №6 ОО акимата г. Костаная»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Файзуллина Х.С.

Тема: Предложения с обращениями.

Цели: Обучающие:

  1. Дать определение понятия «обращение».
  2. Дать представление об использовании обращения в речи.
  3. Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

  1. Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением.
  2. Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
  2. Воспитывать любовь к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Аутотренинг.  

Приготовимся к работе. Говорим хором:.

Мы дружные, мы – смелые,

Мы – умные, умелые,

Работаем успешно,

И знаем все, конечно.

2.Повторение.

Синтаксическая минутка.

Синтаксический разбор предложения. У доски. Взаимопроверка.

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на речку. Схема.

3. Изучение нового материала.

1.Мотивация  учебной деятельности.

Учитель:

Никита, какой вид спорта тебе нравится?

Инна, ты любишь рисовать?

Ответы учащихся:……………………….

2.Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Ребята, а почему вы мне отвечали на вопросы?

                 Как вы поняли, что вопрос задан именно вам?

Ответы учащихся:…

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:

Чтение стихотворения, подведение к теме урока.

     Всем нам при общении

     Поможет обращение.

     К людям, звездам или птицам

     Можно смело обратиться.

     Только, друг, не забывай:

     Запятые расставляй.

4.Запись числа, темы урока. Предложения с обращениями.

Открываем все справочники и записываем.

Ребята, мы составим с вами кластер по теме «Обращение», а вы мне поможете его заполнить.

Сегодня вы поработаете юными исследователями, можно работать в парах, совещаться и отвечать по очереди.

Составление кластера

1 задание: я прочитаю вам сказку, а вы ответьте, что такое обращение.

 Сказка

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке.

- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок.

- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!.

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь с речью, и он обязательно вам ответит!

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.

Анализируем данный текст:

- Как вы поняли, что же такое обращение?

Заполняем кластер «О - это С. или СС, назыв. Лицо, к которому обращ. с речью»

2 Задание. А сейчас вопрос: с какой интонацией произносится обращение?

Анализируем три предложения.   

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Заполняем кластер

Обращение произносим с особой звательной интонацией. Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения:  за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него

3 задание: Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).

Анализируем три предложения – письменно

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Заполняем кластер

Обращение может находиться в начале предложения, в середине, в конце.

4 задание:

Запятые и восклицательный знак

Анализируем три предложения – письменно

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Дорогая мамочка! Я тебя люблю.

- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).

-Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

5 задание

Роль обращения в предложении.

Обращение не является членом предложения

Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение.

 1) Я вас, друзья, приглашаю в театр.

2)Мои друзья отправились в поход.

Как можно отличить обращение от подлежащего?

1.От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.

6 задание

 Чем выражено обращение?      

Я вас, друзья, приглашаю в театр.

 (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

7 задание   

Ты и Вы –обращение или нет?

Ты сегодня хорошо работаешь на уроке.  О ком  идет речь?

Вы принесите мне книгу. Кого я попросила?

Вывод: местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью.

8 задание 

Роль обращения в речи

Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где встречаются обращения.

1 отрывок

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

2 отрывок

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!.
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!

3 отрывок

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

4 отрывок

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

 - В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?

Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

-С какими словами обращается  Елисей? Как это характеризует их?

Заполняем кластер: обращение выражает чувство говорящего.

Сделать вывод по всему кластеру.

Физкультминутка.

Закрепление.

Технологическая карта

1 ряд

1 задание

 Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.

 Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!

2задание

Представьте, что вы пришли в больницу. Врача зовут Нурлан Серикович. Составьте предложение с обращениям,  используя слова вежливости: Здравствуйте.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Технологическая карта

2 ряд

Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.

Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки грозовой!

2задание

Представьте, что вы пришли в библиотеку. Библиотекаря зовут Римма Мурзашевна. Составьте предложения с обращениям,  используя слова вежливости: спасибо.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику

Технологическая карта

3 ряд

Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.     
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!

2задание      

Представьте, что вы пришли в гости к другу.  Маму друга зовут Любовь Ивановна. Составьте предложения с обращениями,  используя слова вежливости: до свидания.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.  Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

4 задание

На партах у вас чистые листочки, на них записано слово « Телеграмма»

Ваша задача: напишите  телеграмму на мое имя

Хания Семиулловна сегодня на уроке я узнал, что ---------

Подпись        

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание

Стр. 86 упр. 298                           

Просмотр содержимого документа
«Конспект. Предложения с обращениями.»

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: Предложения с обращениями.

Цели: Обучающие:

  1. Дать определение понятия «обращение».

  2. Дать представление об использовании обращения в речи.

  3. Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Развивающие:

  1. Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением.

  2. Развивать устную речь, коммуникативные умения.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

  2. Воспитывать любовь к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Аутотренинг.  

Приготовимся к работе. Говорим хором:.

Мы дружные, мы – смелые,

Мы – умные, умелые,

Работаем успешно,

И знаем все, конечно.

2.Повторение.

Синтаксическая минутка.

Синтаксический разбор предложения. У доски. Взаимопроверка.

Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на речку. Схема.

3. Изучение нового материала.

1.Мотивация  учебной деятельности.

Учитель:

Никита, какой вид спорта тебе нравится?

Инна, ты любишь рисовать?

Ответы учащихся:……………………….

2.Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Ребята, а почему вы мне отвечали на вопросы?

                 Как вы поняли, что вопрос задан именно вам?

Ответы учащихся:…

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:

Чтение стихотворения, подведение к теме урока.

     Всем нам при общении

     Поможет обращение.

     К людям, звездам или птицам

     Можно смело обратиться.

     Только, друг, не забывай:

     Запятые расставляй.

4.Запись числа, темы урока. Предложения с обращениями.

Открываем все справочники и записываем.

Ребята, мы составим с вами кластер по теме «Обращение», а вы мне поможете его заполнить.

Сегодня вы поработаете юными исследователями, можно работать в парах, совещаться и отвечать по очереди.

Составление кластера

1 задание: я прочитаю вам сказку, а вы ответьте, что такое обращение.

Сказка

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...

- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...

- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!...

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь с речью, и он обязательно вам ответит!

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.

Анализируем данный текст:

- Как вы поняли, что же такое обращение?

Заполняем кластер «О - это С. или СС, назыв. Лицо, к которому обращ. с речью»

2 Задание. А сейчас вопрос: с какой интонацией произносится обращение?

Анализируем три предложения.

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Заполняем кластер

Обращение произносим с особой звательной интонацией. Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения:  за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него

3 задание: Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).

Анализируем три предложения – письменно

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Заполняем кластер

Обращение может находиться в начале предложения, в середине, в конце.

4 задание:

Запятые и восклицательный знак

Анализируем три предложения – письменно

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа.

Дорогая мамочка! Я тебя люблю.

- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).

-Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

5 задание

Роль обращения в предложении.

Обращение не является членом предложения

Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение.

1) Я вас, друзья, приглашаю в театр..

2)Мои друзья отправились в поход.

Как можно отличить обращение от подлежащего?

1.От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.

2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.

6 задание

Чем выражено обращение?

Я вас, друзья, приглашаю в театр..

(Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

7 задание

Ты и Вы –обращение или нет?

Ты сегодня хорошо работаешь на уроке. О ком идет речь?

Вы принесите мне книгу. Кого я попросила?

Вывод: местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью.

8 задание

Роль обращения в речи

Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где встречаются обращения.

1 отрывок

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

2 отрывок

Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!

3 отрывок

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

4 отрывок

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?

Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

-С какими словами обращается Елисей? Как это характеризует их?

Заполняем кластер: обращение выражает чувство говорящего.

Сделать вывод по всему кластеру.

Физкультминутка.

Закрепление.

Технологическая карта

1 ряд

1 задание

Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.

Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!

2задание

Представьте, что вы пришли в больницу. Врача зовут Нурлан Серикович. Составьте предложение с обращениям , используя слова вежливости: Здравствуйте.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами. . Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Технологическая карта

2 ряд

Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.

Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки грозовой!

2задание

Представьте, что вы пришли в библиотеку. Библиотекаря зовут Римма Мурзашевна. Составьте предложения с обращениям , используя слова вежливости: спасибо.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами. . Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику

Технологическая карта

3 ряд

Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!

2задание

Представьте, что вы пришли в гости к другу. Маму друга зовут Любовь Ивановна. Составьте предложения с обращениями, используя слова вежливости: до свидания.

3 задание

Посмотрите, кто сидит рядом с вами. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

4 задание

На партах у вас чистые листочки, на них записано слово « Телеграмма»

Ваша задача: напишите телеграмму на мое имя

Хания Семиулловна сегодня на уроке я узнал, что -------------------------------------------------

Подпись

6. Выставление оценок

7. Домашнее задание

Стр. 86 упр. 298







 

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект. Предложения с обращениями.

Автор: Файзуллина Хания Семиулловна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291739

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока по теме "Обрашение""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashieniie"
    ["file_id"] => string(6) "363873"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480429532"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему "Обращение. Знаки препинания при обращении" "
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekt-uroka-pis-ma-i-razvitiia-riechi-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida-na-tiemu-obrashchieniie-znaki-priepinaniia-pri-obrashchienii"
    ["file_id"] => string(6) "117439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412786681"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему: "Обращение" "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obrashchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404113855"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект  урока  по теме "Синтаксис и пунктуация" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-po-tiemie-sintaksis-i-punktuatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "101530"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402420950"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства