ГУ «Средняя школа №6 ОО акимата г. Костаная»
Класс: 5
Предмет: русский язык
Учитель: Файзуллина Х.С.
Тема: Предложения с обращениями.
Цели: Обучающие:
- Дать определение понятия «обращение».
- Дать представление об использовании обращения в речи.
- Научить расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.
Развивающие:
- Научить находить обращение в предложении, отличать обращение от подлежащего, составлять предложения с обращением.
- Развивать устную речь, коммуникативные умения.
Воспитывающие:
- Воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
- Воспитывать любовь к русской литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Аутотренинг.
Приготовимся к работе. Говорим хором:.
Мы дружные, мы – смелые,
Мы – умные, умелые,
Работаем успешно,
И знаем все, конечно.
2.Повторение.
Синтаксическая минутка.
Синтаксический разбор предложения. У доски. Взаимопроверка.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на речку. Схема.
3. Изучение нового материала.
1.Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
Никита, какой вид спорта тебе нравится?
Инна, ты любишь рисовать?
Ответы учащихся:……………………….
2.Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Ребята, а почему вы мне отвечали на вопросы?
Как вы поняли, что вопрос задан именно вам?
Ответы учащихся:…
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему и цели урока:
Чтение стихотворения, подведение к теме урока.
Всем нам при общении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
4.Запись числа, темы урока. Предложения с обращениями.
Открываем все справочники и записываем.
Ребята, мы составим с вами кластер по теме «Обращение», а вы мне поможете его заполнить.
Сегодня вы поработаете юными исследователями, можно работать в парах, совещаться и отвечать по очереди.
Составление кластера
1 задание: я прочитаю вам сказку, а вы ответьте, что такое обращение.
Сказка
Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке.
- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок.
- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!
- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!
- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!.
На другой день Мартышка всем сообщала:
- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь с речью, и он обязательно вам ответит!
Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.
Анализируем данный текст:
- Как вы поняли, что же такое обращение?
Заполняем кластер «О - это С. или СС, назыв. Лицо, к которому обращ. с речью»
2 Задание. А сейчас вопрос: с какой интонацией произносится обращение?
Анализируем три предложения.
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа.
Заполняем кластер
Обращение произносим с особой звательной интонацией. Понаблюдаем за особой (звательной) интонацией обращения: за особым повышением голоса на слове-обращении и паузой после него
3 задание: Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).
Анализируем три предложения – письменно
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа.
Заполняем кластер
Обращение может находиться в начале предложения, в середине, в конце.
4 задание:
Запятые и восклицательный знак
Анализируем три предложения – письменно
Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.
А вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?
Пойдем с нами, Сережа.
Дорогая мамочка! Я тебя люблю.
- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).
-Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особой интонацией, то после него ставится восклицательный знак.
5 задание
Роль обращения в предложении.
Обращение не является членом предложения
Перед вами два предложения. Подумайте, в каком из них есть подлежащее, а в каком – обращение.
1) Я вас, друзья, приглашаю в театр.
2)Мои друзья отправились в поход.
Как можно отличить обращение от подлежащего?
1.От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет.
2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть.
6 задание
Чем выражено обращение?
Я вас, друзья, приглашаю в театр.
(Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).
7 задание
Ты и Вы –обращение или нет?
Ты сегодня хорошо работаешь на уроке. О ком идет речь?
Вы принесите мне книгу. Кого я попросила?
Вывод: местоимения ты, вы не являются обращениями, так как не называют того, к кому обращаются с речью.
8 задание
Роль обращения в речи
Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где встречаются обращения.
1 отрывок
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
2 отрывок
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!.
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
3 отрывок
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
4 отрывок
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу?
Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?
-С какими словами обращается Елисей? Как это характеризует их?
Заполняем кластер: обращение выражает чувство говорящего.
Сделать вывод по всему кластеру.
Физкультминутка.
Закрепление.
Технологическая карта
1 ряд
1 задание
Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.
Солнце солнце ты откуда?
Я из зорьки золотой!
2задание
Представьте, что вы пришли в больницу. Врача зовут Нурлан Серикович. Составьте предложение с обращениям, используя слова вежливости: Здравствуйте.
3 задание
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
Технологическая карта
2 ряд
Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки грозовой!
2задание
Представьте, что вы пришли в библиотеку. Библиотекаря зовут Римма Мурзашевна. Составьте предложения с обращениям, используя слова вежливости: спасибо.
3 задание
Посмотрите, кто сидит рядом с вами.. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику
Технологическая карта
3 ряд
Карточка 1. Найдите обращение. Расставьте знаки препинания. Постройте схемы.
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней стороны!
2задание
Представьте, что вы пришли в гости к другу. Маму друга зовут Любовь Ивановна. Составьте предложения с обращениями, используя слова вежливости: до свидания.
3 задание
Посмотрите, кто сидит рядом с вами. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении. Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
4 задание
На партах у вас чистые листочки, на них записано слово « Телеграмма»
Ваша задача: напишите телеграмму на мое имя
Хания Семиулловна сегодня на уроке я узнал, что ---------
Подпись
6. Выставление оценок
7. Домашнее задание
Стр. 86 упр. 298