kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока русского языка на тему "Корень слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. 

 Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

. Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

С.Маршак

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему "Корень слова"»





Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие о корне как морфеме;

  • научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения;

  • знакомство с омонимичными корнями.

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;

  • продолжить развивать процессы самостоятельной мыслительной деятельности;

  • развитие наблюдательности и логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие интереса к предмету через элементы занимательности;

  • формировать эстетический вкус к слову;

  • воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

знать:

  • корень- главная значимая часть слова,

  • однокоренные слова.

уметь:

  • находить корень в словах;

  • подбирать однокоренные слова.

Личностные («Я сам»): оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения знаний, объяснять, что связывает его как гражданина России с Родиной.

Метапредметные:

Регулятивные («Я могу. Я ставлю цель»): участвует в целеполагании, планирует достижение поставленной цели, выдвигает свои версии, находит и исправляет ошибки.

Познавательные («Я учусь»): находить информацию в текстах, выполнять учебно-познавательные действия устно и письменно, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные («Мы вместе»): умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в паре: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; излагать свое мнение, строить небольшие монологические высказывания, участвовать в диалоге, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.


Оборудование:

ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный материал.


Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Промежуточный контроль

1. Самоопределение к          деятельности. Организационный момент.

Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового и интересного.

  

Подготовка класса к работе.    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.             

Личностные : самоопределение; регулятивные : планируют необходимые действия;

познавательные:

осознают учебно-познавательную задачу;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Оглянись на пройденное.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки. 



У нас необычный урок, обратите внимание на эпиграф.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства...

... Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

С.Маршак

Почему Маршак сравнил словарь с повестью?

А почему эта повесть древняя и рассыпанная?


-Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (Морфемику.)

Морфемный состав не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. Но что остаеётся неизменным, нам нужно выяснить.

Но сначала продолжите предложения ( слайд)





-Продолжите предложения:

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает . . . (морфемы)

  • Что называют морфемой?
    Морфема – это. . .  (значимая часть слова)

  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Морфемика с радостью открывает двери перед вами!

                

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.



Отвечают на вопрос учителя. Говорят о своих затруднениях и о путях их преодоления.





Продолжают предложения.


-Это раздел науки о языке, изучающий морфемы.



-Морфема- это значимая часть слова: корень, приставка, суффикс и окончание.


-Я знаю корень, приставку, суффикс и окончание.

Личностные:

осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;

познавательные:

осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков;

регулятивные: принимают, сохраняют учебную задачу;


коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; задают вопросы, отвечают на вопросы.


Устные ответы учащихся.





3. Постановка учебной задачи

 

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

1. Работа в парах. Проблемная ситуация.

Составьте из морфем слова.

(Раздать на каждую парту раздаточный материал).


-Получились ли у Вас слова ?


1 ряд

под ник (осин)

без н ый (дар)

2 ряд

пере ок (лес)

на н ый (столь)

_________________________

3 ряд

под ник (снеж)

при ок (гор)


- Вы, ребята, смогли составить слова из данных морфем?

Почему?

- Чего не хватает?


Учитель добавляет необходимые морфемы для каждого ряда .


-А теперь попробуйте заново составить слова. Какие слова получились?


-Какой можно сделать вывод?


-Какие Вы испытывали затруднения? С помощью какой морфемы Вы это преодолели?


2. Ребята , я загадаю вам загадку. Попробуйте отгадать её.

Загадывание загадки. 

Я у дуба.

Я у зуба.

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не в верх, а вниз расту

Я главная часть слова

Я значение слова создаю.

Ответ.


-И, действительно, ребята  корень- это главная значимая часть слова.


-Что мы на уроке сегодня будем изучать?

Итак, давайте сформулируем тему урока.

-Запишите тему урока в тетрадь "Корень слова".


Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!













-Слова не получились.













-Нет.



- Не хватает одной морфемы- корня.


Учащиеся называют получившиеся слова.


-Получились слова: подосиновик, бездарный, перелесок, настольный, подснежник, пригорок.

-Что без корня нельзя образовать слово.


Учащиеся отвечают на вопрос.











- Это корень.










-На уроке мы будем изучать корень.

- Тема урока "Корень слова".


Личностные:

осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

проявляют способность к самооценке своих действий, поступков;

познавательные:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания;

осуществляют для решения учебных задач логические операции – анализ объектов с целью выделения признаков;

регулятивные: участвует в целеполагании, планирует достижение поставленной цели, выдвигает свои версии, находит и исправляет ошибки;

коммуникативные:

организовывают учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают в паре: находят общее решение; излагают свое мнение, строят небольшие монологические высказывания, участвуют в диалоге, используют речевые средства в соответствии с ситуацией общения;







Листы обратной связи.




Устные ответы.

4.Целеполагание. Построение проекта выхода из затруднения

 



-Давайте обратимся к словарю и посмотрим, что же обозначает слово "корень"?

-Мы видим, что у этого слова несколько значений. Такие слова называются...

Викисловарь

Корень

  • 1. ботан. разветвлённая подземная часть растения или гриба, орган, обеспечивающий закрепление (укоренение) в почве;

  • 2. обычно мн.ч. родословная, поколение, предки;

  • 3. анат. скрытая, заглублённая часть основания чего-либо, например органа живого организма (волоса, зуба и т. п.);

  • 4. перен. скрытый источник, первопричина какого-либо явления ( корень проблемыкорень злакорень всех бед);

  • 5. лингв. основная, центральная часть слова, несущая его лексическое значение;

  • 6. матем. число, получаемое из данного с помощью операции, обратной возведению в степень  (вычислял квадратный  корень).


- А о каком значении слова "корень" пойдёт речь на уроке?



-Давайте сформулируем цель и задачи нашего урока.








-А зачем нам это нужно?





Запись на доске :

Зри в корень!  

( Козьма Прутков- сатирик и юморист ХIХ века, классик, который не существовал, придуманный группой писателей: братьями Жемчужниковыми и Алексеем Константиновичем Толстым. Его произведения и сам его образ по-прежнему популярны в России, поскольку многие его изречения остаются удивительно актуальными: "Зри в корень!, "Бди!, "Никто не обнимет необъятного" и другие. )



- Как вы понимаете это выражение?



-Правильно, потому что в корне заключён главный смысл всех родственных слов.







-Такие слова называются многозначными.



Ученица рассказывает о значении слова "корень".































- Речь пойдёт о 5 значении слова.




-Цель и задачи урока:

познакомиться с понятиями «корень слова», «однокоренные слова». Научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.


- Чтобы правильно выделять корень, и от этого зависит и правильное правописание слова.




















-Это значит, что надо смотреть на самое важное, синоним этого слова "смотри".





Личностные:

приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся;

регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания; моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, строят монологические высказывания.

Устные ответы.

5.Первичное закрепление

 

Устанавливает осознанность ситуации.

Задание

-Выделите в словах корень. Дубок, водный, рыб­ный , сахарница, ловить, садик, зимний.

-Какие действия надо выполнять, чтобы правильно выделить в слове корень?


Как я буду это делать…

Чтобы найти корень слова, нужно:

1. Подобрать…

2. Выделить…

3. Проверить …


Чтение правила по учебнику.

-Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны ряды однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. И с помощью однокоренных слов мы можем выделить корень слова.


Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.





-Чтобы найти в слове ко­рень, нужно:

1. По­до­брать род­ствен­ные слова.

2. Вы­де­лить оди­на­ко­вую часть.

3. Проверить.


Личностные:

осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе;

регулятивные : адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления;

познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Письменная работа.

Устные ответы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Организует деятельность по применению новых знаний.

- Что мы называем однокоренными словами?

 

Самостоятельная работа.

Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание.

Чужак

Собрались у Воды родственники.  Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?


Задание: Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень.

- Какие однокоренные слова вы выписали? Обоснуйте свой ответ.



- Найдите формы одного и того же слова.

Проблемный вопрос:

- А какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода?

-Обоснуйте свой ответ.


-А какие признаки однокоренных слов вы знаете?




-Итак, ребята корень этих слов вод от слова вода. А вода часть природы. А что такое природа? Это то, что нас окружает. Воздух, небо, леса и горы, птицы и животные. И природу мы должны беречь и охранять.

Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.

Физминутка.


Задание.

Составьте алгоритм выделения корня в слове.


Алгоритм

 Алгоритм выделения корня в слове:

  • Важно не торопиться, вдумываться в смысл слова.

  • Если смысл слова понятен, подбирай однокоренные слова.

  • Смотри одинаковую часть в однокоренных словах.

  • Выдели корень. Помни о возможном чередовании согласных в корне слова.

те




- Слова, имеющие общий корень, называются однокоренными.





Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

























-Вода, подводник, водицей, водолаз, водопад, водомерка, водорослями, водичка, водяной.

- Вода, воды, воду- изменены окончания.


-Водитель. Это синонимичный корень.





-Признаки однокоренных слов:

Имеют одинаковый корень, близки по значению.





















Учащиеся самостоятельно составляют алгоритм, а потом проверяют по эталону.














Учащиеся выполняют тест.

Личностные :

оценивают содержание усваиваемого материала;

познавательные:

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации;

регулятивные : самостоятельно планируют необходимые действия, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Вопросы для уточнения информации.

Письменные работы.



























































































Выполнение теста.

7. Рефлексия деятельности

(итог урока)

 

Организует рефлексию.

-Что такое корень слова?

-Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…

  • Мне было трудно…

  • Я выполнял(а) задания…

  • Теперь я могу…

  • Я научился (-лась)…


-А сейчас по лесенке успеха сами оцените свою работу:

Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.

- Корень -главная значимая часть слова, в котором заключено всё лексическое значение однокоренных слов.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека;

познавательные: рефлексия; приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

регулятивные:

оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки;

коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и обосновывают свою точку зрения.












Оценивание работы учащихся на уроке.

8.Домашнее задание

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Советует поработать с орфографическим словарём.


1. Высокий уровень:

Упр. 395,выучить правило.

2. Средний уровень:

Упр. 393, выучить правило.


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания





Использованная литература и Интернет-ресурсы:

1.Г.В. Цветкова "Русский язык. 5 класс.Технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.Ю.Тростенцовой". "Учитель" Волгоград. 2015 г.

2. Организация и проведение уроков русского языка. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. - http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php


3.https://ru.wiktionary.org/wiki

4.www.google.ru/search?q=картинки+Зри+в+корень!

5.http://www.labirint.ru/screenshot/goods/435561/3/ http://www.sch2000.ru/catalog/list.php?

Приложение.

Раздаточный материал.

по 5 штук

1 ряд



под

ник


без

н

ый

2 ряд



пере

ок


на

н

ый


3 ряд



под

ник


при

ок


3 ряд



под

ник


при

ок










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока русского языка на тему "Корень слова"

Автор: Литвишкина Галина Ивановна

Дата: 16.08.2020

Номер свидетельства: 555859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Технологическая карта урока. Русский язык. 3 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkii-iazyk-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "129424"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415707746"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему " Понятие о корне слова. Составление модели однокоренных слов""
    ["seo_title"] => string(128) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-poniatiie-o-kornie-slova-sostavlieniie-modieli-odnokoriennykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "320616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461096477"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "конспект урока русского языка по теме "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "207322"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430401301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства