1. Учитель Валентин Нина Альбертовна
2. 5 класс
3. 23.10. 2015
4. русский язык
5. по расписанию урок № 2
6. Тема урока: «Обстоятельство»
7. 13 урок по теме «Синтаксис и пунктуация»
8. Цели урока:
1) дать понятие об обстоятельстве; формировать навыки нахождения обстоятельств в тексте
2) развивать устную и письменную речь учащихся; развивать индивидуальную творческую активность
3) воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово; прививать интерес к русскому языку
Личностные: отношение к учению, стремление к речевому самосовершенствованию, уважительное отношение к собеседнику
Метапредметные: владение разными видами речевой деятельности, адекватное понимание информации устного и письменного сообщения, способность извлекать информацию из различных источников, включая ресурсы Интернета, свободное пользование словарями, в том числе электронными
Предметные: умение производить синтаксический разбор предложения, знать, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено, уметь находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи, усвоение навыка нахождения и опознавания в тексте второстепенных членов предложения: дополнения, определения и обстоятельства
этап урока | время | цель | содержание учебного материала | методы и приёмы работы | ФОУД | деятельность учителя | деятельность обучающихся |
Организационный | 1 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | _ | _ | _ | Приветствует обучающихся, поверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Постановка темы и цели урока | 4 | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | | Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Формулируют тему и задачу урока |
Актуализация опорных знаний | 8 | Проверка умения обучающихся находить грамматические основы в предложении, а также дополнения и определения; подчёркивать их графически; вспоминают определения: «что такое дополнение», «что такое определение» | На доске записаны предложения: «Стебель держит два белых цветка», «Всё радует глаз строгой стройностью» | Самостоятельная работа с предложениями, рефлексия, контроль | И и П | Организует индивидуальную работу с предложениями, проверку задания в парах, обмен мнениями | Записывают предложения в тетрадь, подчёркивают в них грамматические основы, находят и подчёркивают дополнения и определения; обмениваются тетрадями и производят взаимопроверку, комментируют успехи и ошибки; вспоминают правила |
Освоение нового материала: Обстоятельство как второстепенный член предложения | 10 | Выявление обучающимися признаков обстоятельства, развитие умения находить его в предложении | Наблюдения на с. 88 Текст упр. 191 Слайд № 1 Зарифмованное правило Слайд № 2 Правило на с. 88 | Наблюдение, работа с текстом самостоятельная формулировка определения, вставка слова в зарифмованное правило Слайд № 2, чтение правила в учебнике с. 88 | И и Г | Организует наблюдение на с. 88, чтение текста Ю. Яковлева (упр. 191), постановку вопросов к выделенным словам, устанавливает с обучающимися, что все выделенные слова относятся к сказуемому – глаголу и выражены наречиями или существительными, уточняет самостоятельную формулировку правила «что такое обстоятельство», организует вставку пропущенного слова в зарифмованное правило Слайд № 2, организует чтение правила с.88, уточняет его | Читают текст упражнения № 191, ставят вопросы к выделенным словам, устанавливают связь слов в словосочетаниях и делают выводы, самостоятельно формулируют правило, вставляют слово в зарифмованное правило Слайд № 2, читают правило на с. 88, уточняют его |
Физминутка | 2 | Эмоциональная разрядка, релаксация, снятие утомления | Выполнение физических упражнений под текст стихотворения: Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки – балеринки, Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. Налетел ветерок – И умчался весь снежок… | Выполнение физических упражнений | _ | Организует физминутку | Слушают учителя и выполняют физические упражнения |
Словарная работа | 5 | Выявление словарных слов | Обстоятельство Отовсюду | Хоровое чтение, работа с электронными словарями: Толковым и Орфографическим Ссылка: словари | Г и И | Организует работу с электронными словарями, определение орфограмм в слове, запись в «Словарь трудных слов» | В Толковом словаре обучающиеся находят толкование слова «отовсюду», определяют, что слова «отовсюду» и «обстоятельство» относятся к орфограмме «непроверяемая ударением гласная а корне слова», записывают слова в свои словари |
Первичное закрепление нового материала | 9 | Проверка понимания темы урока | Упр. №192 в учебнике; Запись предложений со слайда № 3 | Списывание, разбор предложений по членам, работа со словосочетанием, в состав которого входит словосочетание; синтаксический разбор предложений Слайд № 3 | И и П | Проводит инструктаж, организует работу с упражнением № 192 в учебнике, взаимопроверку в парах; а также синтаксический разбор предложений со слайда 3 | Списывают предложения, находят обстоятельства, задают к нему вопрос от слова, к которому обстоятельство относится, разбирают предложения по членам; выполняют синтаксический разбор предложений, находя и подчёркивая главные и второстепенные члены предложения |
Самопроверка | 4 | Осознание каждым обучающимся степени овладением навыка работы с обстоятельством | Слайд № 4 Предложение и задания к нему | Чтение предложения, устная работа с текстом, рефлексия, контроль | Ф и И | Проводит инструктаж, организует работу с текстом | Читают предложение, находят грамматическую основу, находят грамматическую основу, находят и выписывают обстоятельства, производят взаимопроверку в парах, рефлексию |
Подведение итогов | 2 | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | План на доске, составленный в начале урока | Рефлексия, контроль | Ф | Задаёт вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |
9. Работа учащихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
10. Дифференциация и индивидуализация работы учащихся: присутствовала / отсутствовала
11. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный / продуктивный
12. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей