kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Слова категории состояния"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Кондрашова  Людмила Васильевна

Тема: «Слова категории состояния»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цели урока: способствовать освоению понятия «слова категории состояния» через морфологический анализ омонимичных конструкций; развивать эмоциональную сферу личности учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову. 

Планируемые результаты:

Личностные:

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- умение свободно пользоваться опорными схемами;

- умение формулировать и удерживать учебную задачу

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать языковые явления с точки зрения их морфологических признаков;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Предметные:

- развитие способности отличать новое понятие на основе грамматических признаков;

- умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

- умение определять значение и роль языкового явления в речи

Материально-техническое обеспечение урока:

  • учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М Разумовской;
  • набор карточек с заданиями;
  • доска;
  • компьютер; мультимедийный проектор; экран;

Технологическая карта урока

Этап урока

Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.

Ориентировочно-

мотивационный этап

Учитель предлагает учащимся одним словом описать свои ощущения. На доске (слайде) записаны слова, обозначающие различные чувства. Предлагает познакомиться с новой морфологической категорией и провести ее исследование, определив его задачи.

Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся.

- Наше исследование надо начать с того, что  связать новое явление с уже имеющимися знаниями. Начинаем первый этап исследования

– Вспомните, как в каком порядке определяется часть речи? У вас есть карточка-помощник, к которой вы можете обращаться в течение всего урока (приложение 1).

- Для каждого варианта я приготовила карточки (приложение 2) .

Запишите предложения и определите, к какой части речи относится выделенное слово.

Вариант 1. В этот вечер море грустно.

Вариант 2. В печке грустно свистел сверчок.

Пользуйтесь, если необходимо, карточкой-помощником.

Кто из ребят первого варианта готов ответить?

(В предложении слово ГРУСТНО является кратким прилагательным) Докажите, что слово ГРУСТНО является кратким прилагательным (слайд  5).

А теперь кто ответит из второго варианта? (В предложении слово ГРУСТНО является наречием) Докажите, что в вашем предложении слово ГРУСТНО является наречием.(Слайд 6).

Давайте обобщим выводы начального этапа исследования. Вы увидели, что одинаково звучащие слова относятся к разным частям речи.

Предполагаемый ответ:

В предложении 1 слово ГРУСТНО является кратким прилагательным

В предложении 2 слово ГРУСТНО является наречием. Вывод: одинаково звучащие слова (грамматические омонимы) по признакам относятся к разным частям речи.

Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации.

-  Сейчас я прочитаю еще одно предложение, и вы его запишите:Мне грустно и легко…

- Можете вы определить, к какой части речи относится слово ГРУСТНО? (Есть у него признаки прилагательного? А наречия?) Какая проблема у вас возникла? (есть и признаки прил., и признаки наречия)

- Перед нами слово категории состояния, и звучит оно так же, как и прил., и наречие. Как отличать такие слова от других частей речи?

По уже знакомому вам порядку определите признаки слова категории состояния.

- Попробуйте по указанным признакам составить определение понятия КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ:

 Слова категории состояния – это…

Предполагаемые ответы:

Слова категории состояния – это такая группа слов, которая обозначает состояние человека или природы, отвечает на вопрос каково?, не изменяется и в предложении является сказуемым.

Этап применения знаний и способов деятельности

Организует деятельность по переводу знаний в систему.

- Начинается третий этап исследования – практическая работа. Работа с учебником (упр.208 )

- Вам надо прочитать предложения и записать только те, в которых встречаются слова категории состояния. Эти слова подчеркнем как члены предложения. (Работа у доски и в тетрадях.)

- Посмотрите записанные предложения и сделайте вывод: какова синтаксическая роль слов категории состояния?

Задание: найти и записать предложения, в которых есть слова категории состояния, определить ее синтаксическую роль.

Предполагаемый ответ: слова категории состояния являются сказуемым, но только в односоставном предложении.)

 

Физразминка:

- Я прошу вас встать. Я буду называть признаки частей речи, и если они есть у слов категории состояния, поднимите руки вверх и потрясите ими, а если нет, то потрясите опущенными руками. Начнем:

КС отвечает на вопрос КАКОЙ?

КС не изменяется

КС в предложении является обстоятельством

КС обозначает признак предмета

КС в предложении является сказуемым

КС относится к глаголу

КС отвечает на вопрос КАКОВО?

Первичная проверка понимания изученного

- Вы уже выяснили все признаки слов категории состояния, а сейчас выполним вторую задачу исследовании: надо узнать, какую роль выполняют они в речи. Перейдем к работе с текстом. (приложение 3)

- Текст находится у вас на карточках, но можете ли вы его прочитать? Конечно, в нем не хватает слов! С помощью справочного материала восстановите текст, но будьте внимательны: каждое слово употребляется только один раз. Следите, чтобы ваши предложения были связаны по смыслу. Найдите каждому слову свое место.

- Какой текст у вас получился? Посмотрите, совпал ваш вариант с исходным?

- Назовите слова категории состояния, которые передают состояние человека (неуютно, холодно). А состояние чего еще описано в тексте? (состояние окружающей среды, природы). Сделайте вывод о роли слов КС.

Предполагаемый ответ: слова категории состояния обозначают состояние человека и состояние природы, окружающего мира.

 

Этап контроля и самоконтроля

Выявляет качество усвоения учащимися  знаний и способов действий. Обеспечивает развитие  способности к  оценочным действиям.

ТЕСТ  с взаимопроверкой (приложение 4).

 

 

Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.

Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения цели в выявлении признаков слов категории состояния.

Предполагаемые ответы:

-сегодня на уроке я узнал…

- я выполнял задания…

- у меня получилось…

- меня удивило…

- мне захотелось…

Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.

Информация о домашнем задании:

1) с помощью карточки-помощника выполните работу над ошибками, допущенными в тесте;

2) представьте, что вы совершили прогулку по зимнему парку; составьте 3-5 предложений, описывающих состояние природы и ваше состояние.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Слова категории состояния" »

Учитель: Кондрашова Людмила Васильевна


Тема: «Слова категории состояния»

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний


Цели урока: способствовать освоению понятия «слова категории состояния» через морфологический анализ омонимичных конструкций; развивать эмоциональную сферу личности учащихся, воспитывать внимательное отношение к слову.


Планируемые результаты:

Личностные:

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка; развитие способности оценивать собственную учебную деятельность.

Метапредметные:

- умение свободно пользоваться опорными схемами;

- умение формулировать и удерживать учебную задачу

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать языковые явления с точки зрения их морфологических признаков;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

- умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели

Предметные:

- развитие способности отличать новое понятие на основе грамматических признаков;

- умение ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;

- умение определять значение и роль языкового явления в речи


Материально-техническое обеспечение урока:

  • учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М Разумовской;

  • набор карточек с заданиями;

  • доска;

  • компьютер; мультимедийный проектор; экран;


Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

Учитель организует внимание учащихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.


Внутренне организуются, мобилизуются на работу


Личностные:

формирование положительной мотивации к изучению нового


Ориентировочно-

мотивационный этап




Учитель предлагает учащимся одним словом описать свои ощущения. На доске (слайде) записаны слова, обозначающие различные чувства. Предлагает познакомиться с новой морфологической категорией и провести ее исследование, определив его задачи.



Определяют цели и задачи учебного занятия;

предполагают, что нужно узнать о новой категории (ее грамматические признаки, синтаксическую роль)






Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи

Этап актуализации ранее изученного

Учитель активизирует познавательный интерес учащихся.

- Наше исследование надо начать с того, что связать новое явление с уже имеющимися знаниями. Начинаем первый этап исследования

– Вспомните, как в каком порядке определяется часть речи? У вас есть карточка-помощник, к которой вы можете обращаться в течение всего урока (приложение 1).

- Для каждого варианта я приготовила карточки (приложение 2) .

Запишите предложения и определите, к какой части речи относится выделенное слово.

Вариант 1. В этот вечер море грустно.

Вариант 2. В печке грустно свистел сверчок.

Пользуйтесь, если необходимо, карточкой-помощником.

Кто из ребят первого варианта готов ответить?

(В предложении слово ГРУСТНО является кратким прилагательным) Докажите, что слово ГРУСТНО является кратким прилагательным (слайд 5).

А теперь кто ответит из второго варианта? (В предложении слово ГРУСТНО является наречием) Докажите, что в вашем предложении слово ГРУСТНО является наречием.(Слайд 6).

Давайте обобщим выводы начального этапа исследования. Вы увидели, что одинаково звучащие слова относятся к разным частям речи.


Актуализируют опорные знания о порядке определения слова как части речи, используют карточку-помощник










Работа с карточками, определение морфологической принадлежности слова «грустно» по предложенной схеме, формулировка вывода.

Предполагаемый ответ:

В предложении 1 слово ГРУСТНО является кратким прилагательным

В предложении 2 слово ГРУСТНО является наречием. Вывод: одинаково звучащие слова (грамматические омонимы) по признакам относятся к разным частям речи.






Познавательные:

анализ объектов с целью выяснения их признаков; использование знаково-символических средств(схемы) для решения задач; осознанное построение речевого высказывания.


Регулятивные:

оценивание результатов деятельности (своей и чужой); определение целей этапов учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Объяснение нового материала

Учитель создает ситуацию заинтересованности в получении новой информации.

- Сейчас я прочитаю еще одно предложение, и вы его запишите:

Мне грустно и легко…


- Можете вы определить, к какой части речи относится слово ГРУСТНО? (Есть у него признаки прилагательного? А наречия?) Какая проблема у вас возникла? (есть и признаки прил., и признаки наречия)

- Перед нами слово категории состояния, и звучит оно так же, как и прил., и наречие. Как отличать такие слова от других частей речи?

По уже знакомому вам порядку определите признаки слова категории состояния.

- Попробуйте по указанным признакам составить определение понятия КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ:

Слова категории состояния – это…

Систематизация имеющихся знаний.

Выполнение заданий, данных учителем. Работа с предложением.

















Предполагаемые ответы:

Слова категории состояния – это такая группа слов, которая обозначает состояние человека или природы, отвечает на вопрос каково?, не изменяется и в предложении является сказуемым.


Познавательные:

формирование системы знаний; анализ с целью выявления грамматического значения слов категории состояния; построение речевого высказывания.



Этап применения знаний и способов деятельности

Организует деятельность по переводу знаний в систему.

- Начинается третий этап исследования – практическая работа. Работа с учебником (упр.208 )

- Вам надо прочитать предложения и записать только те, в которых встречаются слова категории состояния. Эти слова подчеркнем как члены предложения. (Работа у доски и в тетрадях.)

- Посмотрите записанные предложения и сделайте вывод: какова синтаксическая роль слов категории состояния?

Выполняют упражнение №744 из учебника.

Задание: найти и записать предложения, в которых есть слова категории состояния, определить ее синтаксическую роль.






Предполагаемый ответ: слова категории состояния являются сказуемым, но только в односоставном предложении.)

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков


Регулятивные:

коррекция; оценка.

Физразминка:

- Я прошу вас встать. Я буду называть признаки частей речи, и если они есть у слов категории состояния, поднимите руки вверх и потрясите ими, а если нет, то потрясите опущенными руками. Начнем:

КС отвечает на вопрос КАКОЙ?

КС не изменяется

КС в предложении является обстоятельством

КС обозначает признак предмета

КС в предложении является сказуемым

КС относится к глаголу

КС отвечает на вопрос КАКОВО?


Первичная проверка понимания изученного

- Вы уже выяснили все признаки слов категории состояния, а сейчас выполним вторую задачу исследовании: надо узнать, какую роль выполняют они в речи. Перейдем к работе с текстом. (приложение 3)

- Текст находится у вас на карточках, но можете ли вы его прочитать? Конечно, в нем не хватает слов! С помощью справочного материала восстановите текст, но будьте внимательны: каждое слово употребляется только один раз. Следите, чтобы ваши предложения были связаны по смыслу. Найдите каждому слову свое место.

- Какой текст у вас получился? Посмотрите, совпал ваш вариант с исходным?

- Назовите слова категории состояния, которые передают состояние человека (неуютно, холодно). А состояние чего еще описано в тексте? (состояние окружающей среды, природы). Сделайте вывод о роли слов КС.


Выполняют работу по восстановлению текста с использованием слов категории состояния; корректируют работу. Определяют значение слов категории состояния в тексте; распределяют слова категории состояния по смысловым группам, составляют с ними предложения.

















Предполагаемый ответ: слова категории состояния обозначают состояние человека и состояние природы, окружающего мира.

Познавательные:

определение роли и значения лингвистического явления


Регулятивные:

сличение результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.



Этап контроля и самоконтроля


Выявляет качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Обеспечивает развитие способности к оценочным действиям.

ТЕСТ с взаимопроверкой (приложение 4).


Выполняют задания теста, проводят взаимоконтроль с опорой на предложенные ключи к ответу; сопоставляют полученный результат с критериями.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

активность во взаимодействии для решения познавательных задач

Подведение итогов, рефлексия

Учитель создает условия для самооценки деятельности учащихся, анализирует степень усвоения учебного материала.



Ученики оценивают результаты работы на уроке, анализируют успешность достижения цели в выявлении признаков слов категории состояния.

Предполагаемые ответы:

-сегодня на уроке я узнал…

- я выполнял задания…

- у меня получилось…

- меня удивило…

- мне захотелось…


Личностные:

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные:

умение строить речевое высказывание.

Этап предъявления домашнего задания

Учитель обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания.


Информация о домашнем задании:

1) с помощью карточки-помощника выполните работу над ошибками, допущенными в тесте;

2) представьте, что вы совершили прогулку по зимнему парку; составьте 3-5 предложений, описывающих состояние природы и ваше состояние.






- Коррекция знаний

- Написание связного текста с применением знаний, полученных на уроке.

Познавательные:

формулирование проблемы; умение строить речевое высказывание в письменной форме.


Регулятивные:

целеполагание.


Личностные:

нравственно-этическая ориентация










Приложение 1.

Карточка-помощник


Порядок определения слова как части речи


2. Что обозначает

(грамматическое значение)





3. Грамматические

(морфологические) признаки




4. Синтаксическая роль

в предложении







Приложение 2.

Карточка №1. ВАРИАНТ 1

Запишите предложение, определите, какой частью речи является выделенное слово.

В этот вечер море особенно грустно.

……………………………………………………………………………………………………………………

Карточка №1. ВАРИАНТ 2.

Запишите предложение, определите, какой частью речи является выделенное слово.

В печке грустно насвистывал сверчок.

…………………………………………………………………………………………………………………….


Приложение 3.

Карточка №2.

Используя слова для справок, восстановите текст.

Зима вступает в свои права. На улице ____________ и ____________. Под ногами _____________. Прохожим __________ и __________ . Так и хочется оказаться скорее в теплой комнате!


Слова для справок: холодно, морозно, неуютно, скользко, ветрено



Приложение 4

Тест.

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет,

б) признак предмета,

в) состояние природы,

г) действие предмета.

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам,

б) не изменяются,

в) изменяются по падежам,

г) спрягаются.

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым,

б) подлежащим,

в) обстоятельством,

г) определением.

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке.

б) Туманное утро бесшумно.

в) В море за кормой бесшумно.

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и свежо.

а) оценка действия,

б) состояние человека,

в) временное состояние,

г) состояние природы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Слова категории состояния"

Автор: Кондрашова Людмила Васильевна

Дата: 18.12.2014

Номер свидетельства: 145517

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Конспект открытого урока по русскому языку "Слова категории состояния. Их отличие от наречий" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-slova-katieghorii-sostoianiia-ikh-otlichiie-ot-nariechii"
    ["file_id"] => string(6) "158799"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421788614"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "план-конспект урока по русскому языку в 10 классе по теме "Слова категории состояния" "
    ["seo_title"] => string(92) "plan-konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-10-klassie-po-tiemie-slova-katieghorii-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "173313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423974816"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: "Слова категории состояния""
    ["seo_title"] => string(50) "konspekt_uroka_na_temu_slova_kategorii_sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "476511"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535443196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему "Слова категории состояния"."
    ["seo_title"] => string(52) "konspekt_uroka_na_temu_slova_kategorii_sostoianiia_1"
    ["file_id"] => string(6) "573762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613813801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 6 классе "Категория состояния" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-katieghoriia-sostoianiia"
    ["file_id"] => string(6) "220305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434574812"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства