использовать притяжательные местоимения в тексте; развитие творческих способностей
обучающихся; предупреждение речевых ошибок в устной и письменной речи; воспитание интереса к изучению
русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию; осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
задачами и условиями коммуникации; соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Этапы урока, их цели, хронометраж | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Цель: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, включение учащихся в деятельность (1-2 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Создает благоприятный психологический настрой на работу. - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку, для того чтобы мы могли продолжить наше сотрудничество. Есть такая пословица "Хорошо того учить, кто слушает". Надеюсь, вы сегодня будете внимательно слушать и активно работать. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий (2-3 мин.) | - Запишите: число, классная работа. Тему пока не пишите. В процитированной пословице есть часть речи, которую мы с вами продолжаем изучать. Обратимся к эпиграфу урока: Я о себе такого мнения: Огромна роль ...! Я делу о?даюсь сполна, Я зам?няю им?на. (вставить пропущенное слово, выписать орфограммы) Какую часть речи продолжаем изучать? Что вы о ней уже знаете? (ответы по цепочке - выбор детей) | Записывают число и классная работа. Вставляют пропущенное слово, объясняют орфограммы. Отвечают на вопросы по цепочке. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К) |
III. Этап выявления места и причины затруднения. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности (4-5 мин.) | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Уважай и почитай родителей. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – и хороший, и плохой – отзывает?ся в материнском и отцовском сердцах радостью и болью, счастьем и страданием. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не пр?носи им боли и страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – твоя чес?ная жизнь, трудолюбие, а в школьные годы – усердие в учении. Если люди считают тебя плохим человеком – это большое горе для твоей матери и твоего отца. Не огорчай их (ни) чем. Для твоего блага они ра?ходуют свою силу, каждый день твоего безмятежного и беззаботного детства пр?бавляет им забот и седин. Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети говорит украинская народная мудрость. Женщина-мать – творец всего прекрасного на земле, потому что она – творец Человека. Тот, кто забывает мать, не может быть настоящим патриотом. Твой отец – защитник Родины. Если в?пыхнет пламя войны, твой отец уйдет в бой. Он грудью своей будет защищать тебя, маму, бабушку и дедушку, всю твою семью, весь наш народ. Всегда оставайся ребенком своей матери, потому что ты для нее даже шестидесяти (летний)– всегда дитя. Какова основная мысль этого текста? (Уважай и почитай родителей) Почему я взяла именно этот текст для анализа? Вы говорили, что местоимения имеют признаки прилагательных. Найдите в тексте прилагательные, которые обозначают принадлежность к какому-либо лицу (материнском и отцовском). Как называются такие прилагательные, на какие вопросы отвечают? (Притяжательные. Чей? Чья? Чье? Чьи?) | 1. Читают текст. 2. Отвечают на вопросы. | Постановка вопросов (К) |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации (4-6 мин.) | Найдите в тексте слова, которые отвечают на такие же вопросы. Почему их нельзя назвать прилагательными? (Эти слова не обозначают признака, только указывают на него). Как вы думаете, к какой части речи они принадлежат? Докажите. (К местоимению) На что указывают эти местоимения? (На принадлежность предмета лицу). Как может называться этот разряд местоимений? (Притяжательные). Запишем тему нашего урока «Притяжательные местоимения». - Какие цели будем преследовать? Словарная работа Значение слова ПРИТЯГИВАТЬ (по Ефремовой): 1. Таща, придвигая, приближать к чему-л. // Притаскивать, приволакивать. // Приближать, прижимать к себе кого-л., что-л. 2. Обладая силой притяжения, приближать к себе что-л. 3. перен. Манить, привлекать чем-л. 4. Прикреплять, подтягивая к чему-л. 5. перен. разг. Привлекать к чему-л., вовлекать во что-л. // Привлекать к ответственности, заставлять отвечать за какие-л. поступки. В каком значении употребляется слово притягивать, если мы говорим о притяжательных прилагательных? (Во 2-ом) Зная личные местоимения, не сможете ли вы сами назвать притяжательные? (Мой, твой, свой, наш, ваш) В случае затруднения учащихся: откройте учебник на стр. 84 и посмотрите, какие местоимения относятся к разряду притяжательных. | Один из учеников читает фрагмент словарной статьи. Отвечают на вопрос. Формулируют цели урока. | Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П) Прогнозирование (Р) Целеполагание (Р) Самостоятельное формулирование цели (П) Формулирование проблемы (П) |
V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях (4-5 мин.) | - Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание: - Выписать из текста притяжательные местоимения и определить их морфологические признаки. Параллельно объясняем орфограммы и пунктограммы. Сделать вывод. Индивидуальное задание № 1. Сравните предложения. В каких примерах они обозначают лицо, а в каких - принадлежность? 1. Сторож сразу увидел ЕГО. - У ЕГО брата много друзей. 2. ЕЁ нельзя не любить. - ЕЁ глаза светились счастьем. 3. У НИХ много работы. - Это подарок для ИХ дочери. Какой вывод сделаем? (необходимо различать личные местоимения 3-го лица и притяжательные местоимения) Индивидуальное задание № 2. Найдите ошибки в употреблении притяжательных местоимений, исправьте их. Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошел, крикнул возмущенно: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки!» Детям надо наполнять ихние желудки.» Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упреки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут. » (Аркадий Хайт) Какой вывод сделаем? (необходимо нормативное употребление притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ) Сделаем вывод: притяжательные местоимения помогают разнообразить нашу речь, помогают избежать неоправданных повторов. | Выполняют задания. Отвечают на вопросы. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания и делать выводы (П) Дифференцированные задания (П., Л) |
VI. Динамическая пауза Цель: повышение мотивации к обучению, снятие перенапряжения в ходе учебного процесса (2 мин.) | Применяет здоровьесберегающую технологию (подвижная минутка). Так проворны наши руки Нет им времени для скуки. Руки вниз, вперёд, поднять. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим. Какие местоимения встретились в стихотворении? Назовите разряд. | Выполняют физические упражнения вместе с учителем | |
VII. Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой. Цель этапа: умение проверять новое знание в типовых условиях (5-10 мин.) | Организует деятельность по применению новых знаний. Задание: Выписать притяжательные местоимения, определить морфологические признаки. Объяснить смысл пословиц. 1. Выполняют работу в тетрадях в парах по эталону: Своя рубашка ближе к телу. (притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.) Мой дом - моя крепость. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им.п., опред.) Твоими бы устами да мёд пить. (притяж., мн.ч., Тв.п., опред.) Наш пострел везде поспел. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п., опред.) Ваши играют, а наши рыдают. (притяж., мн.ч., Им. п., подлеж.) Твой дом - твоя и воля. (притяж., м.р., ед.ч., Им. п. опред.; притяж., ж.р., ед.ч., Им. п., опред.) 2. Взаимопроверка. Какой вывод сделаем? (Притяжательные прилагательные склоняются как прилагательные, выполняют роль определения или подлежащего) | 1. Выполняют самостоятельно работу (по эталону), выставляя оценку в парах. | Контроль (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного (5-8 мин.) | Самостоятельная работа (дифференцированная): Уровень "3": № 476; уровень "4" - "5" - составить рассказ из 5-6 предложений о своей маме или папе, употребив притяжательные местоимения. Определить морфологические признаки притяжательных местоимений. Выполняется самостоятельно на оценку. | Самостоятельно выполняют работу в тетрадях, которые затем собираются на проверку. | Поиск и выделение информации (П) Смысловое чтение (П) Дифференцированные задания (П., Л) |
IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.) Цель: практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач. | Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки учащихся: уровень "3": № 475 (текст о подарке для матери); уровень "4" - "5" - вспомнить пословицы и поговорки с притяжательными местоимениями, определить их морфологические признаки. | Записывают задание в дневник. | Дифференцированные задания (П., Л) |
X.Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания (2-3мин.) | Просит вспомнить, какие цели и задачи были поставлены в начале урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. Организует рефлексию, взаимооценку, самооценку результатов учащихся. | Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Контроль и оценка результатов деятельности (П) Умение выражать свои мысли (К) Самооценка на основе успешности (Л) |