Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Словосочетание"»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Кафедра русской и мировой литературы и технологий обучения
МБОУ СОШ №45 г. Ставрополя
Технологическая карта урока русского языка в 5 «В» классе
Тема: «Словосочетание»
Разработала:
студентка 5 курса
направления подготовки 44.03.05
Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки)
Профили «Русский язык» и «Литература»
группы ИФ5Р
Шварц Александра Даниловна
Проверили:
учитель русского языка и литературы
Руденко В.И.
групповой руководитель:
Трембикова А.А.
Оценка за урок:
_______________________________
(подпись учителя)
_______________________________
(подпись гр. рук.)
Ставрополь, 2019 г.
Класс: 5.
УМК: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: 2012. Ч.1 – 176с.
Тема: «Словосочетание».
Место урока в системе уроков: второй урок в системе уроков по данной теме.
Тип урока: урок-закрепления.
Форма урока: урок практических работ.
Цели урока:
Воспитывающие:
-воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
-воспитывать любовь к родному языку;
-формирование положительной мотивации к обучению.
Обучающие:
-закрепить особенности словосочетаний;
-третировать навык выделения словосочетания в предложении;
-научить находить смысловые связи между частями словосочетания.
Развивающие:
-развиватьумения самостоятельно формулировать выводы на основе изученного материала;
-развивать умения систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми
Планируемые результаты:
Личностные:
– сформировано положительное отношение к познавательной деятельности;
–развиты умения систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию;
–сформирована положительная мотивация обучения;
–осознание потребности в образовании и самообразовании.
Предметные:
–актуализированы знания о словосочетании;
–умеют выделять словосочетания в предложении;
–умеют находить смысловые связи слов в словосочетании.
Метапредметные:
–сформировано умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
–сформирована готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;
–развита способность к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации.
Методы: словесный, наглядный, метод постановки проблемного вопроса, метод выполнения практических упражнений, игровой, метод самостоятельной работы.
План урока:
I. Организационный момент (1 мин);
II.Актуализация опорных знаний (5 мин);
III.Динамическая пауза (2 мин);
IV.Закрепление пройденного материала (7 мин);
V.Этап творческой работы (10 мин);
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин);
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока (2 мин).
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемые методы, приёмы
Формируемые УУД
I.Организационный момент
Цель этапа:
подготовить
обучающихся
к работе на уроке.
(1 мин)
СЛАЙД 1
-Здравствуйте!
Присаживайтесь.
Проверьте, всё ли готово к уроку?
-Запишите в тетрадь сегодняшнее число, классная работа.
Приветствуют учителя.
Ученики проверяют наличие учебного материала к уроку. Записывает в рабочих тетрадях число, классную работу.
Словесный метод.
Регулятивные: самоконтроль.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.
II.Актуализация опорных знаний
Цель этапа:
повторить изученный материала, необходимый для обобщения и систематизации знаний по данной теме.
(5 мин)
- Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?
- Сегодня мы с вами продолжим изучать эту тему. Вспомним, что представляет собой словосочетание, каковы его особенности и потренируемся на упражнениях.
- На прошлом уроке вы составляли вспомогательные схемы по теме «Словосочетание». Можете воспользоваться ими на сегодняшнем уроке.
- Из каких двух частей состоит словосочетание?
- Каким образом зависимое слово связывается с главным?
- Как устанавливается смысловая связь в словосочетании?
- От какого слова задается вопрос?
- Какие сочетания слов не является словосочетанием?
- Приведите пример словосочетания. Обозначьте в нём главное и зависимое слово.
- Хорошо! Таким образом, мы с вами обозначили главное и зависимое слово, задали вопрос, а самое главное – привели правильный пример словосочетания.
СЛАЙД 2
Далее нам понадобится схема разбора словосочетания. Она также должна была остаться у вас с прошлого урока.
- Молодец! Получаешь свою заслуженную оценку!
- словосочетание.
- Главной и зависимой.
- по смыслу.
- смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
- От главного к зависимому.
- Грамматическая основа и однородные члены предложения.
Один ученик приводит пример, выходит к доске, записывает его, выделяет главное и зависимое слово.
Один ученик зачитывает этапы разбора, все остальные слушают.
К доске выходит один ученик и делает разбор словосочетания по пунктам:
Разбор словосочетания
Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
Определить, какой частью речи является главное слово.
Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
Получает оценку, садится на место.
Словесный метод.
Фронтальный опрос.
Метод постановки проблемного вопроса.
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и мотивом.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
III. Физминутка.
Цель этапа:
сменить вид деятельности.
(2 мин)
СЛАЙД 3
Я вижу, вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отвлечься от работы. Представьте, что ваш нос стал таким же длинным, как у Буратино. Обмакните ваши носы в чернила, а теперь закройте глаза и попробуйте носом написать слово Словосочетание, Русский язык. Получилось? Отлично! Продолжаем нашу работу.
Отдыхают, расслабляются.
Игровой метод
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
IV. Закрепление пройденного материала.
Цель этапа:выявить пробелы и неверные представления. Применить знания и умения в новой ситуации.
(7 мин)
СЛАЙД 4
Обратимся к учебнику и выполним упражнение № 137. В какой колонке приводится сочетание главных членов (подлежащего и сказуемого), а в какой даны словосочетания. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое двумя.
- Является ли подлежащее и сказуемое словосочетанием?
- Хорошо. Сначала мы выпишем подлежащие и сказуемые, обозначим их графически, а потом приступим к разбору словосочетаний.
- обозначь все части речи в данных предложениях.
- Глаголы какого времени представлены в предложениях?
- Молодец! Получаешь оценку. Садись на место.
- теперь необходимо выписать все словосочетания и разобрать их по схеме.
- Давайте определим, какие из этих словосочетаний составляют группу подлежащего и группу сказуемого?
- Молодец! Ты справился с заданием. Получаешь оценку! Садись на место.
- Таким образом, группа сказуемого – это словосочетания, в котором главное слово является сказуемым, а группа подлежащего – это словосочетания, в которых главным словом является подлежащее.
- нет.
Один ученик выходит к доске и выписывает главные члены предложения, подчеркивает их:
Летиткоршун.
Онувидел.
Выбежалаптичница.
Раздаётсявыстрел.
- обозначает.
- настоящего и прошедшего.
К доске выходит ученик и выполняет задание.
Прил.х сущ.
Х ищный коршун (какой?)
Глаг. х
Увидел (кого?)
С ущ.
цыплят
Нар. Глаг. х
Громко кричит (как?)
Глаг. х
Хватает (что?)
С ущ.
ружьё.
- Группа подлежащего:
Хищный коршун.
- группа сказуемого:
Увидел цыплят, громко кричит, хватает ружьё.
Метод выполнения практических упражнений.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений.
V. Этап творческой работы.
Цель этапа:
создать условия для формирования творческих способностей учащихся и контроль усвоения темы.
(10 мин)
СЛАЙД 5
- Ребята, теперь я вам даю интересное творческое задание. Каждый ученик первого ряда придумывает по одному словосочетанию на тему «Лето», второго ряда – «Осень», третьего ряда – «Зима». Это словосочетание необходимо записать к себе в тетрадь, разобрать его, а потом озвучить.
Если успеваем – 132 или (На футбольном матче, смотрели внимательно, хранить память, пригласить её).
Пишут, в конце урока сдают выполненное задание.
Сдают работы.
Метод самостоятельной работы.
Наглядный метод.
Просмотр презентации.
Регулятивные:
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Познавательные:
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
существительное». Запишите их. Составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями. Произведите обратную замену.
Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Словесный метод. Слово учителя.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
VII. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Цель этапа:
подвести итоги занятия.
(2 мин)
- Наш урок подошел к концу. Давайте подведем его итоги.
- Какова была тема сегодняшнего урока?
- узнали ли мы с вами что-то новое или обобщили уже имеющийся багаж знаний по теме «Словосочетание»?
СЛАЙД 7
- У вас на партах лежат карточки, на которых изображена лестница успеха (см. приложение 1). Нарисуйте человечка на той ступеньке лестницы, которая соответствует уровню ваших знаний по теме «Словосочетание».
- Словосочетание.
- обобщили.
Личностные:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные:
самоконтроль, самооценивание;выявление и осознание обучающимися того, что уже известно и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.