Новой формой работы является технологическая карта урока. Тема урока Основные единицы синтаксиса.
Дидактическая цель формирование понятий «словосочетание», «предложение; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, систематизация знаний и отработка навыков
Воспитательная цель формирование интереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развивающая цель формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«разработка технологической карты урока »
План учебного занятия с технологической картой
Дата ___________
1 курс, гр. МД 13-1
Преподаватель Сюбаева Марина Ильинична
Наименование дисциплины русский язык
Тема урока Основные единицы синтаксиса
Дидактическая цель формирование понятий «словосочетание», «предложение; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях,систематизация знаний и отработка навыков
Воспитательная цель формированиеинтереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развивающая цель формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в коллективе.
Междисциплинарные связи «Русский язык», «Маркшейдерское дело»
Тип урока Урок изучения нового материала
Вид урока комбинированный
Оборудование Ноутбук, экран, проектор, телевизор. Герасименко, Н. А. Русский язык [Текст] : учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева и др. – 5-е изд., испр. – М., 2012.
Методическая цель- показать интерактивную технологию в формировании общих компетенций студентов.
Технологическая карта урока:
№ п/п
Структурный элемент
Содержание деятельности преподавателя
Содержание деятельности студентов
Время
1
Организационный момент
Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся ,фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности обучающихся к уроку; организация внимания; внутренняя готовность, психологическая организация внимания ( слайд № 1)
Положительный настрой на урок.
2
2
Актуализация знаний студентов
Проверка готовности студентов к работе:
Орфографическая пятиминутка
( слайд № 2)
Синтаксическая пятиминутка
(слайд № 3, 4)
Студент смотрит видеоролик ( орфограмма «Правописание ь-знака после шипящих» 6.36 мин) и “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний, работа с сигнальными карточками
Игра «Собери предложение» (студенты составляют предложение из данных слов- профессиональная направленность)
10
5
3
Решение проблемной ситуации
Сообщение темы и целей занятия
Направлена на вызов у студентов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
( слайд № 5, 6)
Записывает в тетрадь тему урока.
1
4
Объяснение нового материала
1. Работа с терминологией Проверка готовности студентов к работе: фронтальный опрос по теории ( слайд № 7)
2. Проблемная ситуация (схема - слайд № 8)
3.Запись лекционного материала ( слайд № 9, 10, 11,12)
4.Краткое изложение теории по теме (идет графическая систематизация материала)
( слайд № 13)
5.Работа с учебником
( составление схемы) и защита ( слайд № 14)
Коллективная работа с терминами на доске.
Студент “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу. Самостоятельное определение уровня собственных знаний.
Определение совокупности понятий и их связи.
Записывают со слайда 9 понятия по синтаксису, читают слайд 10. Дополнение схемы с учетом того нового, что мы узнали (слайд 11-12).
Выполнение практических заданий на основе изученной информации. Студенты выполняют тест,
взаимопроверка, выставление оценок одногруппнику.
Оценка своей деятельности ( смайлик)
15-20
Подведение итогов
Выводы по лекции, выставление оценок, запись домашнего задания ( слайд № 20)
Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.
Запись домашнего задания
5
План лекции учебного занятия
Дата ________
1 курс, гр. МД 13-1
Преподаватель Сюбаева Марина Ильинична
Наименование дисциплины русский язык
Тема урока Основные единицы синтаксиса
Дидактическая цель формирование понятий «словосочетание», «предложение; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях,систематизация знаний и отработка навыков
Воспитательная цель формированиеинтереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развивающая цель формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в паре, в коллективе.
Междисциплинарные связи «Русский язык», «Маркшейдерское дело»
Тип урока Урок изучения нового материала
Вид урока комбинированный
Оборудование Ноутбук, экран, проектор, телевизор. Герасименко, Н. А. Русский язык [Текст] : учебник / Н. А. Герасименко, А. В. Канафьева, В. В. Леденева и др. – 5-е изд., испр. – М., 2012.
Методическая цель- показать интерактивную технологию в формировании общих компетенций студентов.
(слайд 1)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Мотивация студентов. Эмоциональный настрой на работу.
2. Актуализация знаний студентов
А ) Орфографическая 5-ка
Студенты смотрят видеоролик «Говорим без ошибок» ( тема: «ь- знак после шипящих»).
( слайд 2)
Самостоятельное определение уровня собственных знаний, работа с сигнальными карточками
Плащ.. Отреж...
Горяч.. Строиш...
Из груш.. Назнач...те
Замуж.. Рож...
Сплош.. Делаеш...
Свеж.. Невтерпёж..
Б) Синтаксическая пятиминутка.
Игра «Собери предложение» (студенты составляют предложение из данных слов- профессиональная направленность)
Маркшейдерские работы на промышленной площадке при строительстве горных предприятий, тоннелей и метрополитенов.
( слайды 3, 4 )
- Какие разделы науки о языке позволяют восстановить текст?
(Морфология – наука о формах слов и синтаксис – наука о сочетании слов в словосочетания и предложения.)
3. Решение проблемной ситуации.
Итак, определим тему урока: “ Основные единицы синтаксиса ”. Запишем тему урока в тетрадь. (слайд 5)
Цели: (слайд 6)
Дидактическая цель _формирование понятий «словосочетание», «предложение»; умение определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; умение выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, систематизация знаний и отработка навыков
Воспитательная цель __формирование интереса к русскому языку и будущей профессии; формирование навыков контроля и самоконтроля.
Развивающая цель _формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций, умение работать в паре, в коллективе.
4. Объяснение нового материала.
Запись на доске терминов:
Фонетика
корень
Синтаксис
Морфология
- Какой термин относится к нашему уроку? Докажите!
( слайд 7)
Один из принципов русской пунктуации называется с и н т а к с и ч е с к и м.
Синтаксис(греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения. ( или изучающий строй связной речи и включающий в себя 2 основные части: словосочетание и предложение)
Б) ( слайд 8)
Докажите , что эти названия терминов верные и относятся к синтаксису
Раздать схемы (работа со схемой)
Словоформы “сцеплены” попарно. Это один из главных законов синтаксиса .
В) ( слайд 9)
Студенты записывают под диктовку со слайда
- Что такое словосочетание? ( Это соединение 2 и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения)
- Чем оно отличается от слова?
- По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нём различают главное слово и зависимое. )
Строительство дома (сущ+сущ)
- Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
По главному и по зависимому словам!!!
(слайд 10)- читаем
( слайд 11 -12) стрелка! Связь какая пропущена?!
4) Связь по главному слову: (пишу на доске сама)
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания:
ИМЕННЫЕ: гл. слово- имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение. Например, каменный уголь(гл. сл.- сущ.)
ГЛАГОЛЬНЫЕ: гл. слово- глагол, причастие, деепричастие. Например, смотрит вдаль (гл. сл.- глагол)
НАРЕЧНЫЕ: гл. слово- наречие. Например, вместе с директором (гл. сл.- наречие)
(Слайд 13)-списали
- Назовите виды связи между словами в словосочетаниях.
5) Работа с учебником в группах ( составление схемы видов связи по зависимым словам)
- согласование;
- управление;
- примыкание.
С места называют части речи в графу- зависимые слова
(Итоги на слайде 14)
Виды словосочетаний по зависимому слову:
1.Согласование-вид подчинительной связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде ,числе ,падеже (завис .сл . -имя прилагательное ,местоимение ,порядковое числительное ,причастие), напр.,безопасное колесо.
2.Управление--вид подчинительной связи ,при котором главное слово требует определенной падежной формы от зависимого слова(завис. сл.- имя существительное и другие слова с предметным значением), напр., шофёр с пассажирами.
3.Примыкание- вид подчинительной связи, при котором зависимость одного слова от другого передается порядком слов и интонацией подчинения( завис. сл.- наречие ,деепричастие ,неопределенная форма глагола ,сравнительная степень прилагательного), напр., быстро ехать.
5. Закрепление изученного материала.
(Слайд 15)
А) выходят по цепочке, записывают примеры и разбирают
Став студентом ( упр., глагольн)
Строительство дома (им, упр)
Пойти на объект (гл, упр)
Горный инженер (согл, им)
Геометрические измерения(согл, им)
При разведке месторождений (им, упр)
Работать быстрее (гл, прим)
Мастер считал (предлож)
Проблемная ситуация!
Б) Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?
(Слайд 16)
- сочетание самостоятельного слова со служебным: около карьера;
- сочетание слов в составе фразеологизмов: висеть на телефоне;