Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Комплексный анализ текста"»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Учитель: Бурнашева Пелагея Андреевна.
Предмет
Русский язык
Класс
6
Тема урока
Комплексный анализ текста
Место урока в рабочей программе учителя.
После изучения разделов «Текст. Лексика. Культура речи».
Тип урока
Урок изучения новой темы
Технология
Технология РКМЧП с использованием стратегий смыслового чтения
Цели
Образовательная: формирование у учащихся понятия комплексного анализа текста, формирование орфографической зоркости.
Развивающая: привитие умения работать с научно-популярным текстом, формирование навыков смыслового чтения.
Воспитательная: воспитание интереса к слову, к изучению языка.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Узнать, что такое комплексный анализ текста. Учиться видеть и исправлять свои ошибки.
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.
2. Совершенствование умения работать с текстом, овладение стратегиями смыслового чтения
3. Взаимодействие с другими детьми и учителем в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении
1.Уважительное отношение к русскому языку.
2.Стремление к речевому самосовершенствованию.
3.Способность к самооценке на основе критерия успешности.
УУД
Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
Познавательные: устанавливать связь между изучаемыми явлениями; определять основную и второстепенную информацию; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде кластера).
Коммуникативные: практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества.
№
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Мотивация
Организация учащихся на учебную деятельность.
-Что такое комплексный анализ текста? Какое слово непонятно?
Приветствует детей
Предлагает найти слово в словаре.
Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок.
Находят: охватывающий целую группу предметов, явлений, процессов, представляющий собой комплекс чего-л.
2
Вызов
Знакомство с темой урока.
Текст. Из чего состоит текст? Какие признаки имеет?
Какая будет цель урока?
Цель урока
Стратегия «рассечение вопроса».
Орфографический
Зоркость.
:
Раздает тексты с названием «Что такое орфографическая зоркость?» (Из книги Г.Г.Граника «Секреты орфографии»: Книга для 5-7 кл. М., Просвещение, 1991-1992).
Задание: прочитайте заглавие текста.
1)Можете сразу ответить на данный вопрос?
2) Для чего нам нужно уметь производить комплексный анализ текста?
Читают название текста, отвечают на вопросы учителя:
не могут дать ответ;
Тема так и будет звучать «Комплексный анализ текста» Цель: должны узнать, что такое …
Провести работу с текстом: прочитать и истолковать его содержание.
3
Осмысление
Шаг первый «Рисуем паутинку ассоциаций» на доске рисуется схема в центр которой вписывается ключевое словосочетание орфографическая зоркость.
Приложение №2.
Шаг второй. На основе ассоциаций делаются предположения, о чем будет этот текст. Все прогнозы записываются.
-О правилах правописания.
-О способности видеть ошибки.
-О способности видеть орфограммы.
-О способности видеть трудные для написания места в словах и т.д.
Шаг третий.Ориентиры предвосхищения. Эта стратегия похожа на детскую игру в «верите ли вы?», правда, вопрос формулируется несколько иначе: «Согласны ли вы?». Ее цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, которые в той или иной степени соотносятся с темой.
Приложение №3.
Шаг 5. Чтение и осмысление текста.
Домашнее задание. Вам даются маленькие тексты, в которых вы должны подчеркнуть в словах «ошибкоопасные» места.
1)Предположите, о чем будет содержание текста.
2)Еще раз прочитаем заголовок текста и подумаем, все ли слова нам известны.
3) Давайте вместе построим «паутинку ассоциаций».
4)На основе нашей «паутинки» выскажите свои предположения:
-о чем будет данный текст?
-что такое орфографическая зоркость?
Даю вам такую таблицу.
Видите 3 колонки. Во второй колонке даны суждения, которые вы должны внимательно прочитать, понять и заполнить пустые колонки.
Прочитайте названия пустых колонок. Поняли, как вам нужно заполнять.
Итак, что такое орфографическая зоркость? Правильно ли было ваше предположение?
Прочитайте внимательно текст.
Сверили ли свои ответы на суждения по тексту? Заполнили ли третью колонку?
Сколько соответствий в ответах «до» и «после»?
Почему автор использует сравнение с грибниками?
Раздает тексты для домашнего задания.
1) Затрудняются ответить.
2) Ребята отвечают, что знают все слова.
3) Называют слова-ассоциации с понятиями: сначала «зоркость»: глаза, зрение, меткий, очки; потом «орфографическая»: письмо, слово, орфограмма, буква, правило, ошибки.
Вместе с учителем рисуют «паутинку ассоциаций».
4)Дети делают прогнозы:
-текст о том, что такое орфографическая зоркость;
-орфографическая зоркость – способность видеть ошибки в написании слов.
Знакомятся с таблицей. Читают суждения, спрашивают то, что не поняли.
Заполняют первую колонку до чтения (пишут «да» или «нет»).
Вторую колонку-после чтения.
Читают текст и заполняют пустую колонку (пишут «да» или «нет»)
Отвечают на вопросы.
В чем ошиблись? Поняли свою ошибку?
Дают развернутые ответы.
Дети записывают в дневники домашнее задание.
4
Рефлексия
Беседа по выявлению понимания учащимися темы урока и домашнего задания.
Как вы думаете, справитесь с домашним заданием?
Что вы о себе узнаете, выполнив данное задание?
Что нужно знать, чтобы справиться с ним?
Что нужно сделать, чтобы справиться?
Отвечают на вопросы.
-имеем ли орфографическую зоркость;
-нужно знать орфограммы и правильно читать слова;
-внимательно и правильно прочитать текст; повторить изученные орфограммы.
Что такое орфографическая зоркость?
Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.
Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. В чем-то эти люди похожи… на настоящих грибников.
Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.
Эта «грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов останется незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый квадратный метр земли. Они тоже соберут не много грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют «огнеопасным». О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно «взрывоопасное». Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка? Правильно! Это «ошибкоопасное» место.
Чтобы видеть «ошибкоопасные» места, надо понимать, почему они возникают. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. (Из книги Г.Г.Граника «Секреты орфографии»: Книга для 5-7 кл. М., Просвещение, 1991-1992).
Шаг первый «Рисуем паутинку ассоциаций» на доске рисуется схема в центр которой вписывается ключевое словосочетание орфографическая зоркость:
Шаг второй. На основе ассоциаций делаются предположения, о чем будет этот текст. Все прогнозы записываются.
-О правилах правописания.
-О способности видеть ошибки.
-О способности видеть орфограммы.
-О способности видеть трудные для написания места в словах и т.д.
Таким образом создается образ текста. Договариваемся, что используем при создании текста: только существительные, назывные предложения, короткие предложения, глаголы...
На следующем этапе (текстовом) читаем текст, попутно отмечая, соответствует ли получаемая информация нашим предложениям.
Алфавит за круглым столом. Цель стратегии – активизация знаний по теме текста и ассоциаций, создание образа текста. Учащимся предъявляется таблица на 30 клеточек (таблица 3.2), куда вписана буква алфавита (нет букв Й, Ы, Ъ, Ь), или карточки, на лицевой стороне которых написана соответствующая буква. В течение небольшого количества времени (не более 5 минут) учащимся предлагается вписать в соответствующую клеточку слово-существительное, которое начинается на эту букву и тематически может быть связано с текстом:
а
буква
в
глаз
д
е
е
ж
зрение
и
к
л
м
н
ошибка
письмо
р
с
текст
ф
х
ц
ч
ш
щ
э
ю
я
Если алфавит предъявлен на карточках, то: а) работа может идти по группам: каждая группа заполняет определенное число карточек, б) устраивается мини-соревнование команд (тогда отпускается 12–15 минут), в процессе которого каждая команда фиксирует свои ответы, а потом предъявляет их команде противника. Дальнейшая работа с таблицей/карточками может идти на этапе чтения текста – важными понятиями заполняются пустующие клеточки – или на послетекстовом этапе, когда ученики вновь обращаются к таблице, вычеркивают из нее ненужные слова (если они есть), заполняют пустые клеточки, уточняя детали «образа текста».
Батарея вопросов. Эта стратегия, с одной стороны, направлена на припоминание важной информации, с другой – на прогнозирование содержания.
Что такое орфография?
Что такое зоркость?
Как вы думаете, что такое орфографическая зоркость?
Для чего она нужна?
Почему нужно быть зорким?
Что для этого нужно иметь?
Нужна ли орфографическая зоркость каждому человеку?
Помогает ли ОЗ в учебной деятельности?
Все ли люди обладают ОЗ?
Глоссарий. В данном случае это словарь слов к конкретному тексту, но без толкований. Цель стратегии – актуализация словаря по теме. Глоссарий составляется учителем, в него обязательно включаются слова, которые связаны с текстом, и слова, которых в тексте нет:
Ориентиры предвосхищения. Эта стратегия похожа на детскую игру в «Верите ли вы?», правда, вопрос формулируется несколько иначе: «Согласны ли вы?». Ее цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, которые в той или иной степени соотносятся с темой. Ученикам предъявляется таблица, центральная колонка которой заполнена суждениями (их формулирует учитель) по теме текста. на предтекстовом этапе идет работа с левой колонкой таблицы: ученик должен отметить те, с которыми согласен.
До чтения
Суждения
После чтения
Чтобы правильно писать слова, надо иметь зоркий ум
Люди с орфографической зоркостью похожи на хороших грибников
«Грибная удача» зависит от того, как люди собирают грибы.
Больше всех собирают грибов люди, которые знают места, где растут грибы.
Чтение текста. Что такое орфографическая зоркость? А что нужно, чтобы иметь ее?