Конспект урока на тему: Составление ионных уравнений.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков
Вид урока: практическая работа
Необходимое техническое оборудование:
проектор, экран, компьютеры с подключением к Интернет, компакт диски.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
Интернет ресурсы:
1.Федеральный центр электронных образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru/
2.Единая цифровая образовательная коллекция
http://school-collection.edu.ru/
3Лабораторная работа «Обменные реакции в растворах электролитов»
http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah- elektrolitov.html
4.Реакции ионного обмена. Текст с иллюстрациями.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
5.Составление ионных уравнений реакции - анимация.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
6.Тренажер «Составление ионных уравнений». http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
7. Ионные уравнения – интерактивная модель. http://eor.edu.ru/card/11287/ionnye-uravneniya.html
8. «Электролитическая диссоциация». http://eor.edu.ru/card/11930/testy-po-teme-elektroliticheskaya-dissociaciya.html или
Химические реакции в растворах http://eor.edu.ru/card/4423/testy-po-teme-himicheskie-reakcii-v-rastvorah-variativ.html\
Итоги урока:
Учащиеся должны знать:
1. Правила составления ионного уравнения
2. Диссоциацию кислот, солей, щелочей.
Должны уметь:
1. Составить ионное уравнение реакции.
2. Использовать полученные на уроке знания, с помощью средств Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Office подготовить презентацию, реферат, доклад о ионных уравнениях реакции
Технологическая карта урока
ЦЕЛИ УРОКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции обмена в свете представлений ТЭД; сформировать представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов; сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений
РАЗВИВАЮЩИЕ
совершенствовать умения работать с интернет-ресурсами; применять знания и собственный опыт в различных ситуациях, в том числе и проблемных; способствовать развитию мышления, анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку. Содействовать формированию гуманности, доброты, толерантности, ответственности.
ТИП УРОКА
Урок комплексного применения знаний, умений и навыков
ФОРМА УРОКА
практическая работа
ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ
Электролиты, ионы, катионы, анионы, ионные уравнения, условия протекания до конца.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Тест с использованием ИКТ
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Электролитическая диссоциация» .
Подготовить презентации на темы
«Электролиты и неэлектролиты», «Ионные уравнения реакции».
Этапы урока
Цель этапа
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность
обучающегося
Методы,
приемы
Примечания
1.Актуализация
знаний.
Выявление базовых знаний необходимых для практической работы.
Постановка цели и задач урока.
Вопросы:
1. Что такое ионы? Где и когда они образуются?
2.Что такое диссоциация и каковы ее причины?
3.Какие уравнения называются ионными?
4.Где они протекают?
5.Какие условия необходимы для протекания ионных реакций?
Включает обучающихся в работу.
Ставит проблемные вопросы.
Включаются в работу, формируют цель урока, отвечают на вопросы.
Словесная фронтальная беседа. ИКТ.
Если обучающиеся не отвечают, на вопросы демонстрирует слайды с ответами.
2.Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Реакции ионого обмена http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc6-8cff-11db-b606-0800200c9a66/index_mht.htm
Составление ионных уравнений.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_02.swf
Систематизировать знания:
1.Основные положения ТЭД
2.Диссоциация кислот, солей , оснований
3.Правила оставления ионных уравнений реакции.
4. Условия протекания ионных реакций .
Основные положения ТЭД.
Алгоритм составления ионных уравнений.
Диссоциация кислот, солей, оснований.
Демонстрирует презентацию Демонстрирует видеофрагменты.
Работают по алгоритму. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний (основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей
Использование ИКТ.
- Усвоение образца комплексного применения знаний, умений и навыков.
Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
Выберите пары веществ между которыми происходит реакция
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fdbc8-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_37_03.swf
Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
Научиться составлять ионные уравнения с помощью тренажера.
Тренажер включает в себя
4 задания, где необходимо ввести полные ионные и сокращённые ионные уравнения реакций, которые соответствуют предлагаемым молекулярным уравнениям, с клавиатуры в активное поле ввода.
Разбирает правила,
показывает с помощью мультимедиа
Работает вместе с учениками и демонстрирует все на экране с помощью видеопроектора.
Работают с тренажером
Самостоятельная работа, ИКТ.
Один студент сидит за столом преподавателя и демонстрирует все на экран с помощью проектора
4. Применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях
Лабораторная работа
«Обменные реакции в растворах электролитов» http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html
Провести лабораторные опыты и самостоятельно записать полные и сокращенные ионные уравнения,
сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений.
Модуль включает необходимые модели приборов и веществ, для проведения реакций, инструкцию, указывающую порядок действий. Ученику предлагается провести реакции ионного обмена между растворами электролитов, сфотографировать результаты, записать результаты наблюдений в лабораторный журнал путём ввода с клавиатуры молекулярных, полных ионных и сокращённых ионных уравнений реакций и выводов.
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы.
Беседует с учащимися о результатах их работы
Выполняют лабораторную работу по парам, помогают друг другу.Самостоятельная работа. ИКТ.
- Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Закрепить знания, полученные при работе в классе.
Проверить усвоенные знания с помощью заданий:
1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm
2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm
3 Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
С раствором карбоната натрия реагируют с выделением газа растворы хромовой кислоты, нитрата алюминия, нитрата бария, хлороводорода,
сульфата железа(II),
гидросульфата калия
ответ (все, кроме нитрата бария и хлорида железа)
С раствором нитрата свинца реагирует с образованием осадка растворы:
Нитрата бария, сульфата калия, карбоната натрия, нитрата цинка, сульфида калия, сульфата меди(II)
Составьте уравнение реакции в ионном виде H2SO4+KOH→K2SO4+H2O
Раздает справочные материалы для выполнения теста.
контролирует выполнение тестового задания.
Выполняют задания . Контролируют полученные знания.
Получают информацию о реальных результатах обучения.
Словесный.
ИКТ
Если студент не справился с работой, получает задания на дом и отрабатывает , сдает работу на дополнительных занятиях.
6.Подведение итогов.
Дает анализ и оценку успешности достижения цели, намечает перспективы последующей работы
Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, на осмысление усвоения материала, удовлетворение своей работой и работой в парах
Беседует с учащимися о результатах их hаботы
Предоставляет слово ученикам для выводов о результатах лабораторной работы, дополняет, задает вопросы
Делают выводы о степени успешности своей работы на уроке.
Объявляют свои оценки за тест.
Словесный.
Рефлексивный.
ИКТ.
Домашняя работа
Для всех учеников: изучить тему «Электролитическая диссоциация»
Подготовить презентации на темы «Электролиты и неэлектролиты». «Электролитическая диссоциация», доклад по теме пройденного урока.Записывают домашнее задание
Инструкционная карта
Тема урока: Практическая работа №6 «Составление ионных уравнений».
Цель: научиться составлять полные и краткие ионные уравнения.
Ход работы:
1.Сообщение – презентация «Алгоритм составления ионных уравнений».
2.Сообщение – презентация «Правила составления ионных уравнений».
3. Работа с тренажером ЭЦОР «Составление ионных уравнений реакции» http://eor.edu.ru/card/4833/trenazher-sostavlenie-ionnyh-uravneniy-himicheskih-reakciy.html
3.Выполнение Лабораторной работы
«Обменные реакции в растворах электролитов» http://eor.edu.ru/card/244/laboratornaya-rabota-obmennye-reakcii-v-rastvorah-elektrolitov.html (работа в парах)
5.Контроль знаний:
1 Растворы, реагирующие с раствором карбоната натрия с выделением газа http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/58fd8f03-d8da-f5cf-e5da-a50cbfea3752/00120068295185268.htm
2 Растворы, реагирующие с раствором нитрата свинца с образованием осадка
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2221239-7898-50ac-4416-8c244179eaea/00120068291615246.htm
3 Запись ионных уравнений реакции
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a0d71610-3e49-43a9-89ab-21cc713ad31f/109.swf
6.Итоги урока.