Тема: | Тема: «Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных» |
Тип урока: | Урок закрепления знаний и способов действий |
Цель: | развивать умение изменять прилагательные по родам ; правильно писать окончания имён прилагательных. |
Задачи урока | Планируемые результаты |
1.Применять правило написания родовых окончаний имён прилагательных. 2. Развивать умения изменять имена прилагательные по родам. 3. Воспитывать умение оценивать свои достижения по изучаемой теме. | Предметные: применяют правило в письменной речи; объясняют написание родовых окончаний имен прилагательных; используют алгоритм определения рода имени прилагательного; изменяют имена прилагательные по родам. |
Метапредметные: Познавательные: Группируют слова по общему признаку. Выполняют известный алгоритм определения рода у имен прилагательных. Строят речевое высказывание в устной форме по написанию родовых окончаний имен прилагательных. Регулятивные: Соотносят свою работу с эталоном. Формулируют тему и цель урока. Осуществляют самоконтроль взаимоконтроль во время работы. Коммуникативные: Объясняют свою точку зрения и обосновывают её. Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Личностные: Оценивают свои умения в изменении имен прилагательных по родам и написании родовых окончаний имен прилагательных. |
Дидактические средства: | Учебник В. П. Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык», 3 класс часть 2 , рабочая тетрадь |
Форма организации учебной деятельности: | Коллективная, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа. |
Интерактивное оборудование: | Мультимедийный проектор, интерактивная доска |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация учащихся. Мотивация учебной деятельности. | Громко прозвенел звонок- Начинается урок. Здравствуйте, ребята! У вас хорошее настроение? Подарите друг другу улыбку. Проверьте все ли у вас готово к уроку. | Приветствуют учителя. Да. Улыбаются друг другу. Проверяют рабочее место и готовность учащихся. |
Актуализация знаний учащихся. | -Сядьте ровно, чтобы ваша спина касалась спинки стула, а между грудью и партой проходил кулачок; положите тетрадь под наклоном, поставьте ноги под партой ровно. -Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. 1) Минутка чистописания. ая,ый,ое 2)Словарная работа Теперь запишем словарные слова. Я показываю вам картинку, вы записываете слово. (Тетрадь, помидор, лестница, заяц, яблоко, лягушка) Проверка словарной работы: Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга по образцу словарные слова. После проверке верните тетради друг другу Рефлексия: -Поставьте плюс в листе обратной связи, если нет ошибок, и минус, у кого есть ошибки. -Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал -Поднимите руку, у кого есть одна ошибка. Будьте внимательны! -Поднимите руку, у кого много ошибок. Нужно поработать со словами и выучить их написание. - Слова какой части речи, мы записали? - Подберите к этим словам подходящие имена прилагательные. -Что мы знаем про имя прилагательное? | Принимают правильную посадку. Открывают тетради и записывают число и классная работа. Прописывают одну строку. Записывают слова . Обмениваются тетрадями. Проверяют по эталону. Результаты заносят в листы обратной связи. Имя существительное Тонкая тетрадь, красный помидор, большая лестница, белый заяц, сладкое яблоко, красивая лягушка. Имя прилагательное-это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? В предложениях связано по смыслу с именами существительными. Изменяются по родам. |
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. | Наш друг Смайлик записал три предложения о весне. Вот что у него получилось. Наступил весенняя день. Светит яркой солнце. Слышна весёлый песня соловья. - Как вы думаете, ребята, всё ли правильно в этой записи? - В каких словах Смайлик допустил ошибки? - Какой частью речи являются эти слова? В какой части слова у этих прилагательных допущены ошибки? - Что не умеет делать Смайлик? - Действительно, Смайлик не знает, как согласуется имя прилагательное с именем существительным. Давайте поможем сегодня Смайлику обрести новые знания. Поможем? – Кто догадался, над чем будем работать на уроке? – Итак, тема урока - изменение имен прилагательных по родам. -Какую цель мы поставим перед собой на урок? | Нет. Весенняя, яркой, весёлый Имена прилагательные. В окончаниях. Определять род прилагательных, правильно писать окончания прилагательных. Да Над изменением имен прилагательных по родам, над правильным написанием окончаний прилагат. м., ж. и ср. рода. Научиться правильно писать окончания имён прилагательных. |
Закрепление знаний и способов действий. Работа в группе. | Давайте вспомним алгоритм написания окончаний имен прилагательных. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах по рядам и вспомнить по каким признакам можно определить род имен существительных. 1 ряд- первая группа, 2 ряд –вторая группа, 3 ряд –третья группа. Задание: Каждой группе дан один род (женский, мужской или средний), в конвертах даны вопросы, окончания и имена прилагательные. Ваша задача выбрать только те признаки, которые относятся к тому роду который написан у вас на листе и приклеить их на лист. Женский род Мужской род Средний род Какая? Какой? Какое? -ая, -яя -ой, -ый, -ий -ое, -ее Душистая летний синее Утренняя колючий вкусное Лесная красивый холодное молодой -Хорошо, молодцы! Рефлексия: -Поставьте плюс в листе оценивания, если не было ошибок, и минус, у кого были ошибки. -Теперь давайте вернемся к именам прилагательным в которых сделал ошибки Смайлик и исправим их. Весенн.. день Ярк.. солнце Весёл.. песня | Найти имя прилагательное. Найти существительное с которым связано прилагательное Определить род имени существительного, значит в том же роде стоит имя прилагательное. Задаю вопрос, определяю окончание прилагательного и пишу его правильно. Работают в группах. По одному представителю от группы выходят к доске и рассказывают о тех признаках по которым можно определить род имен прилагательных. Результаты заносят в листы обратной связи Сущ. День – он мой , мужской род, значит прилагательное весенний тоже мужского рода. Окончание – ий. Сущ. Солнце- оно моё, средний род, значит прилагательное яркое тоже среднего рода, окончание –ое. Сущ. Песня- она моя , женский род , значит прилагательное весёлая тоже женского рода, окончание – ая. |
Физминутка. | А теперь ребята встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели вновь за дело. | Повторяют по ходу стихотворения |
Закрепление. Работа в парах. Самостоятельная работа. | -А теперь мы поработаем в парах. У вас на столах лежат карточки и кубики. Вы должны по очереди бросать кубик, сначала бросает первый ученик - какой номер выпадет на кубике, словосочетания под этим номером разбирает первый ученик и записывает себе в тетрадку. Затем точно также делает второй ученик в паре. Задание: Соедини прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Запиши полученные словосочетания. Над именами прилагательными укажи род - Не забываем про алгоритм и признаки по родам имен прилагательных. (На доске) 1. ласковое, весеннее ветерок 2. изумрудная, шелковистая солнышко 3. чистое, голубое ручеёк 4. тёплый, лёгкий травка 5. холодная, ключевая небо 6. звонкий, говорливый вода -Давайте проверим задание. (образец на слайде, проверка по слайду). Рефлексия: -Поставьте плюс в лист обратной связи, если нет ошибок, и минус, у кого есть ошибки. -Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал -Поднимите руку, у кого есть одна ошибка. Будьте внимательны! -Поднимите руку, у кого много ошибок. Следующее задание выполним в рабочей тетради. Откройте тетради на странице 49, упражнение 108 . -Прочитайте задание. -Что вы должны сделать? Каждый работает самостоятельно. Давайте проверим задание. Не забудьте результат записать в лист обратной связи. - Молодцы, ребята. Рефлексия: -Поставьте плюс в листе оценивания, если нет ошибок, и минус, у кого есть ошибки. -Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили материал -Поднимите руку, у кого есть одна ошибка. Будьте внимательны! -Поднимите руку, у кого много ошибок. | Работают в парах. Проверяют по слайду. Результаты заносят в листы обратной связи. Задание: Допишите окончания имён прилагательных. Запишите отгадки к загадкам. Укажите род имен прилагательных. Работают в тетрадях. Проверяют по эталону. Результаты заносят в листы оценивания. |
Итог урока | – Как изменяются прилагательные? – В каком числе изменяются прилагательные по родам? – Как определить род прилагательных? – Какие окончания у прилагательных мужского рода? – Женского рода? – Среднего рода? | По родам. В единственном числе. Найти имя прилагательное. Найти существительное с которым связано прилагательное Определить род имени существительного, значит в том же роде стоит имя прилагательное. Задаю вопрос, определяю окончание прилагательного и пишу его правильно. -ий, -ый, -ой. -ая,-яя -ое, -ее |
Рефлексия: | Оцените свою работу на уроке. Ребята, у вас на столах лежат стикеры , подпишите на них свои имена. Приклейте стикер на доску. Если правило вам понятно и вы легко им пользуетесь, тогда приклейте свой стикер , где написано Я УМЕЮ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО. Если ,что то было не понятно на уроке и еще остались вопросы , приклейте стикер под словами: Я НЕ УМЕЮ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО. | Подписывают имена. Оценивают себя. |
Домашнее задание. | -Запишите домашнее задание. Стр 75 упр 130 До свидания! Урок окончен. | Записывают домашнее задание в дневники. Прощаются с учителем и убирают рабочие места. |
1. ласковое, весеннее ветерок
2. изумрудная, шелковистая солнышко
3. чистое, голубое ручеёк
4. тёплый, лёгкий травка
5. холодная, ключевая небо
6. звонкий, говорливый вода
Ф.И. ученика_______________________________________________________