|   1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (3 мин)   |    Все сумели мы собраться,  За работу дружно взяться.  Будем думать, рассуждать,  Можем мы урок начать.  -Добрый день, ребята! Урок русского языка.  - Как бы вы хотели, чтобы прошел урок?  - Хорошо, тогда пусть наш урок пройдет под девизом «Новый день – новые знания»  -Откройте свои тетради и красиво запишите число и классная работа.   |    Подготовка к работе.                  - С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.  Оформляют работу.   |    Личностные: самоопределение;  Регулятивные: целеполагание;  Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам   |  
  |   2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (6 мин)   |    - К нам на урок, как всегда пришли Миша и Маша. Маша записала пары слов и предложила Мише вспомнить, как они называются.  Спать - дремать  Луна – месяц  Любить - обожать  Разговаривать - болтать  Чародей – волшебник  Худой - тощий  - Миша не может вспомнить, давайте ему поможем.  - Давайте напомним ребятам, какие слова называются синонимами.  - Верно, синонимы – это слова, одной части речи, имеющие одинаковое или близкое значение.  -Прочитайте следующую пару слов.  Свет - тьма  Горячий – холодный  - А про эту пару можно сказать, что это синонимы?  - Почему?  - Знаем ли мы, как они называются?  - Какую цель поставим перед собой? (Узнать….)   |                Читают слова.                      - Эти слова называются синонимы.  Отвечают на вопрос учителя.              Читают слова.      Отвечают на вопросы учителя      Осуществляют целеполагание.   |    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  Познавательные:  анализ объекта с целью выделения признаков, выдвижению гипотез и их обоснованию.  Личностные: самоопределение  Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения.       |  
  |   3. Проектирование и фиксация нового знания (10 мин)   |    - Откройте содержание учебника, на какой странице находится интересующая нас тема? (с. 95)  - Кто может назвать тему сегодняшнего урока?  - Верно, антонимы.  - У вас на партах лежат стикеры.  Прикрепите их в таблицу в соответствии с утверждениями:       |   Знаю, что такое «антонимы», могу объяснить, умею находить их в тексе.   |    Примерно знаю, что такое «антонимы», но не могу объяснить   |    Не знаю, что такое «антонимы»   |     |        |         |         |      - Я вижу, что несколько человек уже знают, что такое «антонимы». Давайте и другим ребятам поможем разобраться в этой теме.  - Давайте сейчас самостоятельно попробуем сформулировать, что же такое антонимы.  - У вас на партах лежат карточки желтого цвета, переверните их.    - Нам дано начало определения, нужно его продолжить.  Антонимы – это…  - А поможет нам в этом определение, которое мы уже знаем и пара слов на доске. Вспомните ещё раз, что такое синонимы, самое начало.  - Синонимы – это слова…  - Тогда антонимы – это???  - Верно, антонимы – это тоже слова.  - Впишите начало определения в карточки.  - Посмотрите внимательно на пары слов на доске, что мы ещё можем сказать про эти слова?  - Что они одной и той же части речи.    - Дописываем в карточки.  - Итак, у нас получилось, что антонимы – это слова, одной и той же части речи. Пока все так же, как в определении синонимов.  - Давайте сейчас поиграем в игру «Найди лишнее».  - Посмотрите внимательно, найдите лишнюю пару.  Грустный – радостный  Добро – зло  Шум – тишина  Спелое – кислое  Весна – осень  - Пара «спелое – кислое» действительно «лишняя». Постарайтесь объяснить почему.  - Все пары стоят в противоположном значении, а эти – нет.    - Давайте подберем им верные пары.  - Спелое – зелёное, Кислое – сладкое.  - Можем ли мы теперь сделать вывод, какие слова мы называем антонимами?  - Это слова с противоположным значением.  - Допишите в свои карточки и прочитайте, что у вас получилось.  - Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.  - Откройте учебники на стр. 95.  – Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши.    - Совпали ли наше определение с информацией в учебнике?    - Кто может привести свои примеры антонимов?   |    Работают с содержанием.                      Анализируют свои знания по теме «антонимы», проводят самооценку, отражают её в таблице.                                              Работают с карточками, отвечаю на вопросы учителя.                                                                  Работают с парами слов.                                                                      Работают с учебником, читают правило, делают выводы.          Приводят примеры.   |    Коммуникативные:  слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;  Познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;  Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.  Личностные: планирование учебной деятельности   |  
  |   5. Первичное закрепление. (8 мин.)   |    Работа по учебнику.  Упражнение 82 (с. 95–96)  - Прочитайте задание.  - Что нужно выполнить?  - Найти антонимы и выписать их.  - Приступаем к выполнению.  - Сколько пар у вас получилось? (8)  - Какие?  Больше – меньше  Маленькое – большое  Дело – безделье  Горького – сладкого  Ложь – правда  Радость – печаль  Старые – молодые  Молодеют – стареют.  – В какой из пословиц две пары антонимов? (2)  – А в какой сразу три пары? (5)  - Давайте сделаем вывод. В каких произведениях устного народного творчества часто встречаются антонимы?                       |            Читают задание.          Выполняют задание.          Читают.                                      Отвечают на вопрос (в пословицах).   |    Личностные:  - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).  Регулятивные: работать по предложенному плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;  отличать верно выполненное задание от неверного;  осуществлять самоконтроль;  Познавательные:  ориентироваться в учебнике;  ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;  Коммуникативные: слушать и понимать речь других;  уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.   |  
  |   6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (6 мин)   |    - Проверьте свои знания и умения в работе с антонимами, выполнив упр. 83 на стр. 96.  - Проверьте, правильно ли выполнили задание (по доске).  Найдешь – потеряешь  Больной – здоровый  Горе – радость  Недруг – друг  Поддержать – спорить  Радость - кручина  Прямить – крючить  Добрый – дурной  Толстеть – худеть  - Кто может сказать, антонимы могут быть, какой частью речи?  - Правильно, любой.   |    Выполняют работу самостоятельно.  Выполняют самопроверку по эталону.                                      Отвечают на вопрос учителя   |    Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль;  Познавательные: осуществлять анализ учебного материала;  Коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.   |  
  |   7. Подведение итога урока    Рефлексия учебной деятельности (3 мин)   |    - Над какой темой работали?    - Что такое антонимы?  - Продолжите предложения:  Я теперь знаю…  Я понял(а)…  Я могу…  Вернёмся к стикерам в таблице, подумайте, ничего не изменилось?   |    Отвечают на вопросы учителя  Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия.   |    Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.  Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.  Регулятивные: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;  выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.   |  
  |    8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)   |    - Запишите домашнее задание стр. 64 упр. 66 в тетради для самостоятельной работы.  - Найдите задание, прочитайте.  - Что нужно сделать?    - Всем понятно, как выполнять домашнее задание?   |     Записывают в дневники задание      Находят задание, читают   |    Познавательные:  осуществлять анализ учебного материала;  коммуникативные:  слушать и понимать речь других.   |