Технологическая карта урока чтения (обучение грамоте)
Тема урока: «Знакомство с буквой «М,м»
Учитель начальных классов: Николаева Наталия Юрьевна
Класс: 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» авт. Н.Ф. Виноградова
Дата: 23.10.2015г.
Цели урока: создать условия и организовать работу по ознакомлению с согласными звуками [м ], [м’] и буквой «М,м»; способствовать формированию навыка чтения; продолжать развитие рефлексивно-аналитических способностей;
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить с согласными звуками [м] [м’] и буквой М.м;
-учить читать слоги, сочетания и слова с буквой М,м;
- отрабатывать чтение изученных букв;
2. Развивающие:
- развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать;
3. Воспитывающие:
- воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку;
- воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: знают и умеют отличить букву «М,м», умеют плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами, выполняют звукобуквенный анализ слов, получат возможность узнать употребление заглавной буквы при написании имён собственных.
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу, контролируют свою деятельность, учатся планировать, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, учатся оценивать результаты своей работы.
Коммуникативные:учатся слушать собеседника, ведут учебный диалог, умеют находить конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные:высказывают своё мнение, подтверждая собственными примерами, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Оборудование: «Букварь» Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимова, 1 часть, иллюстрации учеников-Маши, Миши, слоговые карточки, тетради для печатания, предметные карточки, слайды.
Ход урока
№п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Самоопределение к деятельности. ( Включение учащихся в учебный процесс)
Организует учащихся на урок.
Повторяют стих, настраиваются на урок.
- Мы-дружные,
Мы-внимательные,
-Мы-отлично учимся
И всё у нас получится!
2.Актуализация знаний, ситуация успеха.
(Проверка знаний учащихся, полученных ранее)
- Посмотрите на ряд букв. Найдите «лишнюю» букву.
О Я Ы Э У А
- Вы, ребята, согласны с этим утверждением?
- А что ещё вы можете добавить?
- Что вы ещё можете рассказать про эти буквы?
- Сколько гласных букв мы узнали?
Фронтальная работа
- Это буква « Я», потому что она обозначает мягкость согласного звука, а остальные буквы- указывают на твёрдость согласного.
- Буква « Я» не только обозначает мягкость. Но и имеет 2 звука, она « жадная» бывает, когда стоит вначале слова и перед гласными.
Дети рассказывают, уточняют, дополняют друг друга.
3.Создание проблемной ситуации.
(Активизация мыслительной деятельности учащихся)
Опирается на жизненную ситуацию учеников.
- К нам на урок пришли Маша и Миша, но сегодня они поссорились.
- Маша говорит, их имена начинаются с одной буквы, а Миша утверждает, что с разных.
- Ребята, что мы должны предпринять, чтобы помирить Мишу с Машей?
- Что нужно сделать?
Предположение учащихся.
- Нам нужно узнать, как произносятся первые звуки в именах детей и почему есть различие в произношении этих звуков.
- Узнать, какой буквой надо обозначить имена детей.
4.Постановка учебной проблемы и цели.
- Итак, на какие вопросы сегодня должны мы ответить?
- Кто поможет мне назвать тему нашего урока.
- Зачем мы знакомимся с новой буквой?
- Мы должны помирить Машу с Мишей и доказать им, что буква «М» одна, а звуки разные.
- Мы познакомимся с новой буквой и определим, какие звуки она обозначает.
5.Построение проекта выхода из затруднения.
1.Звуковой анализ слов «Маша» и
«Миша» с помощью цветных фишек.
- Мы с вами определили первые звуки в словах, а какое следующее «открытие», мы должны сделать?
2. Знакомство с буквой «М»
«Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем
Получилась буква «М»
- И что же мы должны рассказать Маше с Мишей?
- Ребята, а какое вы произнесли первое слово, когда были совсем маленькие? (мама)
- Букву «М» узнали рано
Ведь она есть в слове “мама”
1.Выполняют моделирование слов с помощью фишек.
2. Выделяют первый звук. Делают вывод: согласные звук, звонкий, может быть и твёрдым, и мягким, это зависит от положения гласного звука после согласного.
- Узнать, какой буквой обозначаются эти звуки.
3. Конструируют букву в паре.
« Взявшись за руки мы встали, и на «М»- похожи стали»
Выкладывают букву из карандашей.
- Для обозначения имён детей, нужна заглавная буква «М»-одна. Маша была права.
6.Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом,
И бегаем кругом.
Выполняют физминутку.
7.Практическое применение полученных знаний.
1. Игра « Подбери слова»
- Ребята, мы помирили Машу с Мишей, а теперь Маша просит девочек назвать слова, где[м]- твёрдый.
- А Миша просит мальчиков назвать слова со звуком [м’]
2. Игра «Наоборот»
- Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м'].
Война –….
ссориться –……….
быстро –………….
твёрдый-………….
глупый – ……….
большой –…….
3. Работа с кассой букв
- Замените в звуковых моделях звуки на известные вам буквы.
На доске появляются слова.
Ма_а, Ми_а
4. Работа с правилом.
- Что вы заметили?Почему для имён вы выбрали заглавную букву?
« Буква большая знак уважения- буква большая –знак выделения.»
5. Чтение слогов. Работа по учебнику.
- Шли мы шли- букву «эм» нашли
Стали слоги мы читать: раз, два, три, четыре, пять.
- Прибежал весёлый а, прочитали дети МА.
- Прибежал задорный о, прочитали дети-МО.
- Прибежал зазнайка я, прочитали дети- МЯ.
- Прибежал игривый и, прочитали дети- МИ.
- Прибежал пузатый ы, прочитали дети МЫ.
- Прибежал упрямый у, прочитали дети МУ.
- Прибежал забияка ё, прочитали дети МЁ.
-Прибежал тихоня ю, прочитали дети МЮ.
- Прибежал звонкий е, прочитали дети МЕ.
МА-МО-МЯ-МИ-МЫ-МУ-МЁ-МЮ-МЕ.. 6.Игра “Дополни слоги до слов”
ма- (машина, малина, матрешка, мальки)
мо- (море, морж, мойка, мост, мох)
му – (мусор, муха, муравей)
мы – (мышка, мышь, мысли)
ми – (мишка, миска, минута, мир)
ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)
7. Чтение в «Букваре» стр.62-63
Дифференцированная работа.
- Читающие дети читают стихотворение Г.Виеру и отвечают на вопрос.
- Не читающие дети, находят в стихотворении букву «м» подчёркивают и подсчитывают (7)
8. Работа в парах. Соотнесение слов с предметами.
- Назовите изображённые предметы (велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики)
- Прочитайте слова( МОЯ, МОЁ, МОИ, МОЙ)
- Соедините стрелками предметы, к которым подходят данные слова.
- Приведите свои примеры.
-Какой можно сделать вывод.
- Когда употребляем слова « моя, моё, мои, мой»», разъясните.
- Бывают ли ошибки, когда вы употребляете эти слова?
Девочки называют и анализируют слова со звуком [м].
Мальчики называют и анализируют слова со звуком [м’]
- Ученики подбирают слова-антонимы.
Работа идёт в тетрадях для печатания.
Выводят правило: «Правописание с заглавной буквы имён собственных»
Ученики читают слоги, затем печатают слоги в тетрадях.
- Договаривают слоги до целых слов
- Объясняют значение слова «мир»-это вся земля, мир вокруг нас, это дружеские взаимоотношения между людьми. Многозначное слово.
Читают стихотворение.
Находят и подчёркивают букву «м»
Ученики обсуждают, соединяют предметы со словами.
Проверка задания на доске.
Приводят примеры соответствующие словам.
Вывод: Нужно уметь правильно употреблять слова в своей речи.
8.Рефлексия деятельности.
-Ребята, наш урок завершается, и Миша с Машей с нами прощаются.
Больше ссориться не будем,
Все обиды позабудем.
Мы действительно друзья!
Нас водой разлить нельзя!
- Ребята, оцените свою работу на уроке.
- Поднимите светофор.
- О чём расскажете дома своим мамам?
Сигнализируют «красный»- тревога, опасность, скучно было, ничего не сделал, «зелёный»- мне понравилось, я отвечал, помогал, читал.
« Жёлтый»- не знаю, как себя оценить, сомневаюсь.