I. Этап мотивации (1 мин) Цель: формирование готовности выполнения учебной деятельности | 1.Организационный момент Учитель: Долгожданный дан звонок начинается урок. На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё - видят. Уши внимательно слушают и всё - слышат. Голова хорошо - думает. Наш девиз: Мало уметь писать, надо уметь думать. Без дружбы нам никак нельзя: Уметь прийти на помощь другу, Утешить, поддержать подругу. И наш урок, признаться честно, Пройдет активно интересно Теперь друг другу улыбнитесь, Настройтесь на урок и соберитесь. И все проблемы – пустяки, Ведь все мы вместе – знатоки. А знатоки чего, мы сегодня выясним. 2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.( 2 мин) Учитель: Но сначала проверим ваши знания, как выполнили домашнее задание. Д/З стр. 113 №4 указать части речи. Свою работу будем оценивать в Листах самооценки. | Настраиваются на активную работу на уроке. . | Лист самооценки | Этапы урока | Само оценка | 1 | Минутка чистописа-ния | | 2 | Работа в группе. | | 3 | Игра «Огоньки» | | 4 | Творческая работа | | 5 | Работа с рефлексивной картой | | | | Личностные: формирование познавательных мотивов – интерес к новому Регулятивные : формирование способности к организации своей деятельности Коммуникативные: формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим. |
II. Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин) Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии. | 1. Чистописание. - Ребята сегодня к нам на урок просится гостья. Чтобы, узнать кто она надо отгадать загадку. Она приходит, ласкаю И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт. (Весна) (СЛАЙД 1) Мы отправимся с вами за знаниями в весенний лес. Он богатство нашей страны. Дорогой с пути никуда не свернём. Первая дорожка «Чистописание». - В слове весна назовите букву, которая обозначает согласный звонкий парный звук. Сначала пишем заглавную и строчную букву Вв - На второй строке пишем соединения ве вя ви Продолжите ряд соединения с другими гласными Запишите словарные слова на букву в (ворона, воробей, весело, вагон, верблюд, велосипед) -Оцените свою работу в Листе самооценки 2. Определение темы и цели урока - Весна предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний». - Какое слово будет лишнее в каждой строчке? Строить, подснежник, плавать, кричать. Воробей, весенний, ученик, лимон. Бегут, узкий, весёлый, красный (На слайде появляются слова подснежник, весенний, бегут, а под ними название частей речи) - Вы на доску посмотрите, Что заметили – скажите? - Что объединяет все эти слова? - Какая тема нашего урока? - А какую цель мы поставим перед собой на уроке? Постановка цели урока. А кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем на уроке говорить? Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам. 3. Создание проблемной ситуации -Что нужно знать, чтобы определить части речи? Рассказать правило своему товарищу. 1 ряд-про сущ. 2 ряд-про прил. 3 ряд- про глагол. | Открыли тетради, записали число. Классная работа. Весна Буква В Учащиеся продолжают работают в тетради Учащиеся выбирают нужные слова Ответы: - В первой строке все глаголы, лишнее слово подснежник – имя существительное. - Во второй строке все слова имени существительного, а весенний – имя прилагательное. - В третьей строке все слова имена прилагательные, лишнее слово бегут – глагол. «Части речи» Мы будем учиться распознавать части речи, находить их в тексте, задавать вопросы; определять грамматические признаки, известные нам. Называют вопросы: - Какая часть речи? -Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? | Она приходит ласкаю И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт, В лесу подснежник Расцветёт. Слайд – изображение весны Вв Лист самооценки Строить, подснежник, плавать, кричать. Воробей, весенний, ученик, лимон. Бегут, узкий, весёлый, красный Вопросы для определения частей речи (на доске) - Какая часть речи? - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает? | Закрепление знание частей речи, умения различать части речи по изученным признакам. | Личностные: расширение познавательного интереса и учебной мотивации. Развитие самооценки учебной деятельности Регулятивные : определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя; демонстрирование способности к организации своей деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; формирование умений распознавать части речи и классифицировать их Коммуникативные: формированиемонологическойречи,умение выражать собственные мысли |
III. Этап построения проекта выхода из затруднения. (10мин) Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей). | 1. Организация мини-проекта (работа в группах) - Проведём мини-исследование частей речи. Для этого вы должны разделиться на группы. Каждая группа имеет свое задание и вопросы для определения частей речи. - Не забывайте правила работы в группе. -Каждая группа будет работать по плану, который лежит на столе. Зачитаем пункты плана. 2. Демонстрация результата работы каждой группы Заслушивание представителей каждой группы у доски Учащиеся поднимают сигнальные карточки. -Оцените свою работу в группе. А что такое подснежник? (это весенний цветок) (СЛАЙД 1) Первый вылез из темницы на проталинке. Он мороза не боится хоть и маленький. Разберите по составу слово подснежник. Какие ещё знаете весенние цветы?( мать и мачеха, ландыш, хохлатка) Многие первоцветы стали редкими и поэтому занесены в Красную книгу. Не стоит губить растения из-за несколько дней красоты. Недаром говорят «К красоте можно прикасаться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту и природу! НО МЫ ИХ РВАТЬ НЕ БУДЕМ. ПУСКАЙ ЦВЕТУТ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ! (СЛАЙД 1) -Оцените свою работу в группе - А теперь давайте отдохнем. | ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: Умей выслушать товарища Своё мнение должен высказать каждый Закончив дело, помоги другу Работать тихо, чтобы не мешать другим Рабочее место содержи в порядке Договоритесь, кто будет выступать Учащиеся выполняют задания. Заслушивание представителей каждой группы с плакатом у доски. Учащиеся поднимают сигнальные карточки Лист самооценки | Задания группам: 1гр. Рассказать об имени существительном с примерами из текста. 2 гр. Рассказать об имени прилагательном с примерами из текста. 3 гр. Рассказать о глаголе с примерами из текста. Текст для групп «Весна» Улыбнулось весеннее солнышко. На лесных полянках расцветают первые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. ПЛАН действия в группе 1.Найти карточку с ответом на вопрос. 2.Прикрепить к ветке дерева. 3. Прочитать текст, подчеркнуть часть речи. | Знание частей речи, умение различать части речи по изученным признакам | Личностные: расширение познавательного интереса и учебной мотивации. Развитие самооценки учебной деятельности Регулятивные : умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом. Умение высказывать своё предположение. Познавательные : умение находить, сравнивать, классифицировать части речи. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
V. Этап реализации построенного проекта. (10мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять. | Самостоятельная работа - Мы поработали в группах, а теперь, пользуясь полученными знаниями, поработаем самостоятельно. В лесу кроме цветов живут птицы и звери. Составьте предложение из слов. ШУСТРАЯ В БЕЛОЧКА ЛЕСУ ЖИВЁТ КРАСИВОМ. Шустрая белочка живёт в красивом лесу. Разобрать по членам предложения и определить части речи Учащиеся поднимают сигнальные карточки Шустрая- это какая? Быстрая, ловкая. Это слова-синонимы. Синонимы-это слова, одинаковые по значению, но разные по написанию. - Оцените свою работу в листах самооценки. Взаимопроверка. 2. Домашнее задание (1 мин.) (разноуровневое) - В д/з будет подобное задание, которое мы сделали на уроке. | Учащиеся с помощью жёлтого карандаша закрашивают слова в таблице. Заслушивание представителей каждого варианта Учащиеся поднимают сигнальные карточки Лист самооценки Белка приготовила каждому Д/З на шишках. | Составьте предложение из слов. (СЛАЙД 1) ШУСТРАЯ В БЕЛОЧКА ЛЕСУ ЖИВЁТ КРАСИВОМ. Шустрая белочка живёт в красивом лесу. Разобрать по членам предложения и определить части речи Учащиеся поднимают сигнальные карточки Шустрая- это какая? Быстрая, ловкая. Это слова-синонимы. Синонимы-это слова, одинаковые по значению, но разные по написанию. - Оцените свою работу в листах самооценки. Взаимопроверка. 1 ур. Составить 3 предложения о весне 2 ур. Составить 3-5 предложений о весне, обозначить части речи 3 ур. Составить 3-5 пред о весне, обозначить части речи и разобрать по членам пр. | | Личностные: осуществлять самооценку, умение устанавливать связи между целью деятельности и её результатом Регулятивные : умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные : умение делить слова на группы по частям речи |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (10мин) Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применения новых знаний в типовых заданиях. | 1. Индивидуальная проверочная работа (разноуровневые задания) -Выберите карточку по своим силам. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению. -У вас на столах лежат карточки с заданиями разной сложности (красный цвет – сложно, жёлтый цвет – не очень сложно, зелёный – легко). -Выберите карточку с заданием. - Оцените свою работу в листах самооценки. 2. Творческая работа - Мы сейчас выполним творческую работу. У вас на столах лежат лепестки. Вы сейчас подумаете, подберите нужные слова (любая часть речи), которые подходят к портрету «Весны» и запишите одно слово на лепестке. - Оцените свою работу в листах самооценки. 3. Ребята, а скоро какой праздник мы будем отмечать. Об этом празднике мы много говорим, к нам гости приходили? 75 лет ПОБЕДЕ ВОВ. Кого вспоминаем? ВЕТЕРАНОВ. Они защищали нашу Родину от врагов. Мы сейчас живём в мире. Символом мира является белый голубь. В школе сейчас проходит акция «Белый журавлик». Мы сейчас всем гостям подарим по журавлику, чтобы у нас никогда не было войны, а был мир!!! С. 114 № 9. ПОСЛЕДНЕЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. В День Победы в честь ветеранов гремит праздничный салют. Обозначим части речи. | Учащиеся выбирают карточки по своим силам Лист самооценки Учащиеся подбирают нужные слова и выходят к доске, прикрепляя лепестки к портрету «Весны» (нежная, теплая, капель, струятся, тает, солнце, радуются и т.д.) Лист самооценки | Карточка с заданием высокого уровня сложности: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками. Карточка с заданием среднего уровня сложности: 1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок). Ёлка. … ель росла в … лесу. С ветки на ветку прыгала … белка. Под … ёлкой бегали зайцы, лисы и волки. Дятел угощался её … шишками. Слова для справок: дремучем, рыжая, высокая, вкусными, зелёной Карточка с заданием низкого уровня сложности: 1. Прочитай текст. Спиши. Подчеркни прилагательные. Ёлка. Высокая ель росла в дремучем лесу. С ветки на ветку прыгала рыжая белка. Дятел угощался её вкусными шишками. Задание У каждого на столах лепестки для составления цветка. Учащимся надо написать любое слово, которое подходит к портрету «Весны». И составить цветок. | Умение различать части речи по ранее изученным признакам, умение классифи- цировать слова по смысловому признаку. | Личностные: развитие самоопределения при выборе индивидуальных заданий. Регулятивные : умение выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя. Познавательные : умение находить (подбирать, выделять) прилагательные. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. (2мин) Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 1. Работа с рефлексивной картой - Заполнить рефлексивную карту Вы порадовали меня своими знаниями. А сейчас итог урока, тот, кто больше знает, тот, награды получает. - На уроке очень активно работали….. - Я считаю, мы с вами пришли к поставленной цели к концу урока, вы были очень активны ! Наше путешествие подошло к концу. Спасибо всем за урок. Долгожданный дан звонок и закончился урок. Идите на перемену | | Рефлексивная карточка - Ребята, какая тема нашего урока? (ЧАСТИ РЕЧИ) (СЛАЙД 1) - Какую цель мы перед собою ставили? (, НАУЧИТЬСЯ…) - Как вы считаете, мы её достигли? - Оцените свою работу в рефлексивной карте и каждый оцените себя. Чему учились на уроке? – Что было самым трудным? – Приготовьте смайлики | Умение оценивать свою деятель-ность | Личностные: осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |