Учителя начальных классов Скориной Елены Александровны.
Тема | Насекомые, их многообразие (Наши маленькие соседи)
|
Цель темы | Дать общее представление о насекомых (строение тела, питание, передвижение, среда обитания и др.); познакомить с разнообразием насекомых. |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | Личностные |
- формулировать основные понятия темы; -узнавать насекомых по строению их тела; - называть отличительные признаки насекомых; - вести наблюдения за объектами живой природы | Личностные: - принятие социальной роли обучающегося, - положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; - формирование готовности к саморазвитию, стремление преодолевать возникающие затруднения; Регулятивные: - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приемов; - умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; - умение действовать согласно плану, инструкциям; - умение оценивать результаты решения поставленной задачи; Познавательные: - умение определять понятие; - умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; - Коммуникативные: - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах; - умение вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения | - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; |
Основные понятия | Насекомое, части его тела (голова, грудь, брюшко, 6 ног, крылья), среда обитания, способы передвижения, питания и защиты насекомых. |
Организация пространства |
Межпредметные связи Литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, математика. | Формы работы: фронтальная парная групповая Виды деятельности: самостоятельная работа с текстом, учебником; выполнение заданий в рабочей тетради; исследовательская деятельность индуктивного типа в малых группах; подготовка и представление выступления; решение познавательных задач, проблемных ситуаций; моделирование насекомого (по выбору) | Ресурсы: учебник «Окружающий мир» Поглазова О.Т., ч.2, с. 44-45, рабочая тетрадь №2, с.18-19, №11-13; методическое пособие «Окружающий мир» Поглазова О.Т., Миронова М.В.; Развитие исследовательских умений младших школьников. Под редакцией Н.Б. Шумаковой. Серия «Работаем по новым стандартам», 2011; компьютер; мультимедийный проектор |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент. Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала. | Прозвенел звонок веселый, Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем. Быть активными старайтесь, Отвечайте, не стесняйтесь! - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. | Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу. | Л: принятие социальной роли обучающегося, положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; | Устный опрос |
2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией. Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе. | Обобщение знаний об изученных ранее группах животных (млекопитающих и птицах). - Посмотрите внимательно на экран, рассмотрите изображения. Скажите, как одним словом назвать объекты природы? (Животные) На экране (доске) карточки с изображением млекопитающих (ёж, медведь, тигр), птиц (дятел, сова, лебедь) и одного насекомого (муха). Слайд 2. Задание 1. Распределить животных на 2 группы, выделяя существенные признаки каждой группы. - Проверьте свои высказывания. Слайд 3. - Назовите, чем млекопитающие отличаются от птиц. (Число ног - 4, тело покрыто шерстью, детёнышей вскармливают молоком. Число ног – 2, тело покрыто перьями, есть клюв и крылья). -Докажите, что муха не является представителем класса млекопитающих и птиц. |
Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.
Распределяют животных на 2 группы, находят отличительные особенности.
Обнаруживают, что одно животное (муха) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам. | Л: формирование положительной мотивации П: умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; умение обобщать, классифицировать объекты К: умение правильно выражать свои мысли в речи, уважать в сотрудничестве партнера | Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
3.Введение в тему урока Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. | - Главным героем какой известной сказки К. Чуковского является муха? - А о каких животных мы сегодня будем говорить, вы узнаете, послушав отрывок из любимой вами сказки «Муха – цокотуха» К. Чуковского. Прослушивание отрывка сказки (до появления паука). Чтение учителем (подготовленным учеником). Задание 2. Назвать животных, которые были в гостях у мухи. (По мере называния на экране по щелчку появляются изображения насекомых: таракан, блоха, пчела, бабочка) Слайд 4. - Рассказать, где наблюдали этих животных. Что их объединяет? - Сегодня мы поближе познакомимся с этой группой животного мира. Узнать название этой группы вам поможет кроссворд. Задание 3. Рабочая тетрадь №2, с. 19, №12. Кроссворд. Работа в парах. - Кто уже успел прочитать, с какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Насекомые). Слайд 4. - И тема нашего урока? _ Цель урока? | Отвечают на вопрос учителя.
Слушают отрывок и называют представителей животных из сказки. Выделяют общие признаками названных животных. Рассказывают о своих наблюдениях. Узнают тему урока. Работают в парах. Разгадывают кроссворд. Читают ключевое слово (насекомые).
Формулируют тему и цель урока. | П: умение находить нужную информацию в различных источниках, -анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении, умение строить монологические высказывания | Выполнение задания. Устные ответы. Взаимоконтроль. |
4.Вызов Цель: создание проблемной ситуации | - Каких насекомых ещё вы знаете? (Муха, божья коровка, шмель, жуки, сверчок, бабочка и др.) Рассказ учителя о насекомых. - Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду. - Какие из насекомых проживают в наших лесах, полях, лугах? - В чём сходство насекомых? (Маленькие, с усиками, шустрые) - Почему насекомых можно назвать непоседами? (Не так то просто найти, увидеть и поймать их, они всё время бегают, прыгают, летают, т.е. не сидят на месте – суетятся.) - А детей нашего класса можно назвать непоседами? Почему? Задание 4. Что бы хотели узнать о насекомых? Распределяют вопросы в группы и дают название каждой группе вопросов: строение, окраска и среда обитания, питание, передвижение, разнообразие. Все вопросы размещает на доске в виде «кластера» | Отвечают на вопросы учителя, учатся задавать вопросы для уточнения информации. | П: анализировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; осуществлять моделирование Р: умения принимать и сохранять учебную задачу, К: умение участвовать в коллективном обсуждении | Устный опрос.
Составление кластера. |
Цель: сформулировать цели исследования. Цель: организовать групповую работу Цель: провести инструктаж | Задание 5. Проведём маленькую исследовательскую работу. Создадим рабочие группы. Цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы для углубления знаний о насекомых. Повторение правил работы в группе. Слайд 5. -Какие правила работы в группе необходимо соблюдать? Работать вместе. Выслушивать мнение других. Предлагать свои идеи. Делать общий вывод. Инструкция для организации работы в группе. Внимательно прочитайте текст. Подчеркните интересные факты о насекомых. Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его, распределив работу между собой. Подготовьтесь к выступлению. Слайд 6. | Формулируют цель исследования.
Обсуждают правила работы в группе.
Слушают инструкцию учителя. | Р: умения формулировать проблему, проговаривать последовательность действий для её решения К: планирование учебного сотрудничества | Устные ответы. |
5.Исследование в малых группах Цель: создать условия для осуществления поиска необходимой информации | Организация групповой работы обучающихся. Контроль за работой в группах. Каждая группа получает свой текст и рабочий лист. Рабочий лист содержит инструкцию, которая поможет детям организовать работу в группе. (Приложение) | Работают в группе, осуществляя поиск ответов на свою часть вопросов, используя тексты, рабочие листы, подготовленные учителем. Выполняют задания (рисунки, схемы и т.д.) | П: умение находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные Р: овладение способами переработки полученной информации, составление плана работы над выступлением в результате совместной работы К: умение договариваться и приходить к общему решению | Выполнение задания в группе (рисунки, схемы и т.д.) |
6.Обмен информацией Цель: создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой. | Организация представления результатов групповой работы. Строение насекомых. Слайд 7,8. - Оцените работу 1 (2, 3, 4) группы, покажите сигналом. Справились с заданием – зеленый цвет, не справились – красный. Дайте совет группе, которая с заданием не справилась (если такая будет). | Каждая группа представляет собранные в ходе исследования материалы. Располагает материалы на доске под соответствующими вопросами. Слушают, учатся задавать вопросы для уточнения информации. Оценивают работу групп. | П: умение представлять результаты своего исследования Р: умение планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; умение действовать согласно плану, инструкциям; оценивать работу. К: умение обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания | Устные ответы. Взаимоконтроль, взаимооценка. |
Физминутка | ПЧЕЛЫ Пчелы в ульях сидят («начертить» в воздухе руками окошко) И в окошечки глядят, (повороты головы) Порезвиться захотели – (подпрыгивания сидя) Друг за другом полетели. (махи кистями рук) Слайд 9. СТРЕКОЗА Утром стрекоза проснулась, (потираем глазки) Потянулась, улыбнулась. (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх) Раз – росой она умылась. («умываемся») Два – изящно покружилась, (кружимся на месте) Три – нагнулась и присела, (наклонились и присели) На четыре – полетела. (машем руками, как крыльями) У реки остановилась, (присели) Над водою закружилась. (потираем глазки) И на место возвратилась. - Являются ли герои наших физминуток насекомыми? Докажите. | Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем (учениками в костюмах насекомых) | Р: осуществление пошагового контроля своих действий, умение ориентироваться на показ движений учителем | Выполнение упражнений |
7.Обобщение Цель: обобщение полученной информации. Фиксация нового знания | Организует обобщение изученного материала, выполнение творческих работ. - Многое узнали о насекомых, выделите основные признаки насекомых. Обобщение урока: насекомые – маленькие представители животного мира, их общий признак – это 3 части тела, 6 ног. По количеству видов насекомые – самая богатая группа в животном мире. Слайд 10. ─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.) ─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются? (Ответы учащихся.) ─ А вот и нет. Комары нужны природе. Комары ─ пища для лягушек, жаб. ─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым? (Ответы учащихся.)
- Как вы думаете, ребята, все ли о насекомых вы сегодня узнали? - Чтобы узнать всё о мире насекомых, нужно всю жизнь заниматься их изучением. - Наука о насекомых называется “энтомология”. Слайд 11. - Учёных, изучающих насекомых, называют энтомологами. Может быть, кто-то из вас станет учёным-энтомологом. - А пока вы можете пополнить багаж своих знаний о насекомых из энциклопедии (реклама энциклопедий). Слайд 12. И помните, всё что нас окружает надо беречь. Их жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе. Именно по вине человека некоторые виды насекомых находятся на грани исчезновения. И занесены в “ Красную книгу”. Но это тема одного из будущих уроков. | Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют обобщение урока. | П: умение находить нужную информацию в различных источниках; умение обобщать полученную информацию
Л: навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе | Устные ответы. |
8.Рефлексия Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата | Вернуться к вопросам, которые задавали в начале урока. - На какие не получили ответы? (познавательная задача на следующий урок) | Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы | Р: умение оценивать результаты своей деятельности – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Устные ответы. Оценивание |
8.Дифференцированная творческая работа Цель: применение полученных знаний в новых условиях для понимания новых частных случаев | Задание 13. В конвертах даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в группах по уровню сложности. 1 уровень – Вспомнить и спеть песню «В траве сидел кузнечик». Что можно узнать из песни о кузнечике? 2 уровень – Найти ошибку художника. Рабочая тетрадь с. 19, рисунки к заданию №12 (стрекоза нарисована с 1 парой ног), исправить. ( Обратить внимание на то, что все ноги у насекомых крепятся к груди). 3 уровень – Приготовить выразительное чтение 2 отрывка сказки «Муха – Цокотуха» К. Чуковский. Кто из гостей мухи является представителем насекомых. Кто не является насекомыми? Почему? (паук, сороконожки) Слайд 13. ─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, красный ─ допущена ошибка.) | Выбирают задание по уровню сложности. Выполняют творческое задание. | Л: желание творческого самовыражения П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Выполнение творческих заданий. Взаимоконтроль. |
Внеурочная самостоятельная деятельность Цель: применение полученных знаний в новых условиях | Дома подготовить (по желанию): задачи для урока математики, с использованием полученных на уроке знаний о насекомых. | | П: умение применять полученную информацию | Использование составленных задач на уроках математики |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осуществление рефлексии деятельности | Оцените результаты своей деятельности на уроке. Выберите смайлик на слайде. Слайд 14 Оценивание работы учителем. Рефлексия. Ребята, давайте поможем насекомым и создадим для них полянку из цветов, ведь большинство насекомых питаются растениями и нектаром цветов (на доске). - Кто для себя сделал открытие? (Синий цветок) - Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке? (Красный цветок) - Кому на уроке было интересно? (Зелёный листик) - Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый цветок) - Вот какая замечательная поляна у нас с вами получилась! Чтение ребёнком стихотворения Если вам по душе красота земная Берегите её, устали не зная. Ни к чему обижать бабочку на ветке Веселее в лесу от её расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами И поверьте, что жуки вас не тронут сами. И пчела просто так тоже не пристанет Ведь ни жалить, ни кусать зря никто не станет. Бабочка, кузнечик, муравей и птица Не всегда от нас могут защититься. Если будут нами уничтожены они, На планете с вами мы останемся одни! | Оценивают результаты своей деятельности на уроке, составляя устное высказывание. Слушают стихотворение. | Р: оценивание результатов своей деятельности на уроке Л: умение адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием | Самооценка |
1.Внимательно прочитайте текст.
2.Подчеркните интересные факты о насекомых.
3.Прочитайте задание на рабочем листе и выполните его.
4.Подготовьтесь к выступлению.
1 группа. Строение тела насекомых.
У всех насекомых тело состоит из 3 частей: головы, груди и брюшка. На голове есть глаза, чувствительные усики, на груди – крылья и ноги. Главный отличительный признак насекомых - 6 ног.
Подпиши части тела насекомых.
На рабочем листе – рисунки: муха, бабочка, муравей.
2 группа. Передвижение насекомых.
Многие насекомые летают. Для этого у них есть крылья. Некоторые насекомые ходят, прыгают или ползают. Кузнечик может прыгнуть на расстояние в 20 раз больше длины его тела.
Нарисуй (или найди на разрезных карточках) насекомых, которые летают, прыгают, ползают, ходят.
3 группа. Окраска и обитание насекомых.
Окраска насекомых зависит от того, где они обитают. Это помогает им прятаться от врагов. Кузнечик имеет защитную окраску. Благодаря ей становится невидимым. Божья коровка, колорадский жук отпугивают яркой окраской. Враги не рискуют к ним приближаться.
Соедини насекомых с местом их обитания.
4 группа. Питание насекомых.
Насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. Другие поедают мельчайшую живность. Некоторые едят и растения, и живность. А некоторые питаются кровью.
Отметьте, кто из насекомых чем питается.
Рисунки: божья коровка, комар, пчела, саранча, муравей.