Конспект урока математики (технологическая карта) в 4 «А» классе в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математика
Тема урока: «Решение задач на движение двух объектов. Закрепление».
Класс: 4
Форма урока: «Морское путешествие»
Тип урока: закрепление изученного материала
Вид урока: комбинированный
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Морское путешествие» на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Цель урока: Совершенствовать знания и умения обучающихся в решении задач с величинами: время, скорость, расстояние.
Задачи:
1. Закреплять знания и умения обучающихся в выполнении математических действий с многозначными числами, организовывать деятельность обучающихся по закреплению изученного материала при решении задач на движение двух объектов.
2. Развивать личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД, интерес к предмету.
3. Воспитывать активную личность, самостоятельность, чувство коллективизма, умение работать в парах.
Дидактические средства: проектор, экран, презентация, памятка для друзей математики, таблицы и схемы для решения задач, таблички с примерами, «смайлики» и листы для самооценки, учебник «Математика-4» Н.Б. Истоминой.
ФИО учителя: Мананникова М.В.
Этапы деятельности на уроке в соответствии с типом урока | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | Какие УУД формируются на каждом этапе |
1. Организацион-ный этап. | Психологическая установка на урок | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ Слайд 1. - Здравствуйте, гости нашего урока математики! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке! Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука - Это математика! | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок |
2. Актуализация опорных знаний 3. Повторение изученного материала | Включение учащихся в учебную деятельность Мотивация к учебной деятельности Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся. | -Что мы обычно делаем на уроке математики? -Впереди вас ждут новые открытия. -А сегодня мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания, полученные на предыдущих уроках. -Отправимся мы с вами на корабле под названием «Дружба». - Каждый из вас будет вести бортжурнал, в котором вы будете записывать то, что происходит во время нашего путешествия, иными словами бортжурналы сегодня нам заменят ваши тетради. За каждое правильно выполненное целиком задание ставите в листах самооценки себе 2 балла, если допустили ошибку, то ставите 1 балл. - Сегодня вам предоставляется возможность получить хорошие отметки за урок при условии, если вы наберете определенное количество баллов (на доске табличка) «5» - 10 баллов «4» - 8 – 9 баллов «3» - 6 – 7 баллов | - Желаю всем успехов! -Я вижу, что к отплытию все готовы. Устный счет 1. Фронтальная работа -Ребята! Но что-то не пускает наш корабль. Ах да, это якорь, он за что-то зацепился. Посмотрим за что же. Он зацепился за задание (слайд 2) Это задание не простое. Нужно поработать вместе, решить примеры на черновике и записать правильный ответ в тетради. Тогда якорь поднимется. Начинайте работать. 5 * 37 * 20 25 * 29 * 4 * 3 4 * 9 * 25 20 * 14 * 5 * 6 12 * 25 34 * 11 -Каким способом умножали? Какие свойства умножения использовали? В последних 2 выражениях какие приемы применяли? - Молодцы, якорь подняли, пора в путь. -Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. -Чтобы избежать столкновения, необходимо выполнить задания. 2. Индивидуальная работа -Какие величины мы находим в задачах на движение? - Запишите формулы, по которым мы находим эти величины и попытайтесь ответить, что они обозначают, после решения таких простых задач. Решить устно простые задачи (под диктовку учителя, так же тексты задач дублируются на слайде) (слайд 3). 1.Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч? 2.Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха? 3.Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км? 4.Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц? 5.Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 4 часа? 6.Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м? -Итак, что такое скорость, время и расстояние? -Назовите тему урока и цель. (Закрепление решения задач на движение двух объектов. Совершенствуем свои знания и умения при решении задач с величинами: скорость, время, расстояние.) -Ребята! Смотрите, кто у нас на пути. Догадались? Это пираты. -Нам на помощь приплыли дельфины. Они покажут нам дорогу, чтобы избежать встречи с пиратами, если мы решим задачи. (Координирует деятельность учащихся) | * Решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами. * Учимся работать дружно, помогаем друг другу справиться с возникшими трудностями * Каждый ученик стремится к личному успеху. Записывают в тетрадях дату, «Классная работа». Разбираем коллективно, дети аргументируют свой выбор 3700; 8700; 900; 8400; 300; 374 -Удобным, рациональным. Сочетательное, распределительное свойства умножения. Один из множителей представляли в виде суммы разрядных слагаемых и умножали сумму на другой множитель. -Скорость, время, расстояние. Отвечают на вопросы, записывают формулы в тетради. v = S : t t = S : v S = v . t Решают самостоятельно, свои ответы проверяют с учителем. (20 м) (4 м/мин) (6 ч) (24 км/ч) (200 км) (9 с) Скорость- путь пройденный за единицу времени (км/ч). Время-длительность события (движения) (ч) Расстояние-путь, который необходимо преодолеть (км). | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Предметные : использование системы научных и теоретических знаний на практике Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Предметные : использование системы научных и теоретических знаний на практике |
4. Физкультминутка | Психологическая разгрузка | Динамическая пауза Гимнастика для глаз (зрачки глаз вверх, вниз, влево, вправо; круговые движения в 1 сторону, в другую). | -Мы капитаны, смотрим в бинокль (руки вперед, 1,2,3); -Мы матросы, танцуем «Яблочко» (3 раза присели, 1,2,3); -Взбираемся вверх по веревочной лестнице (руки вверх, 1,2,3); -Тянемся выше к мачтам корабля (3 раза потянулись, 3 раза подпрыгнули). | |
5. Закрепление изученного материала
| Определение границ собственного знания или «незнания» Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы | 3. Работа в группе А) Задача с доски (слайд 4, 5, 6) на движение в противоположных направлениях; можно решить 2 способами: 1) 40 . 4 = 160 (км) 2) 60 . 4 = 240 (км) 3) 160 + 240 = 400 (км) Или 1) 40 + 60 = 100 (км/ч) 2) 100 . 4 = 400 (км) Б) Задача из учебника (стр.130 № 428; задача на встречное движение; можно решить 2 способами: 1) 200 . 2 = 400 (м) 2) 300 . 2 = 600 (м) 3) 400 + 600 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м Или 1) 200 + 300 = 500 (м/мин) 2) 500 . 2 = 1000 (м) 3) 1000 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м -Назовите группу каждой задачи? Одинаковые группы? А решение задач похожее? Почему? -Ребята, тем, кто закончил раньше остальных решать задачи, дополнительное задание (Слайд 7, 8). -Придумайте свои задачи и решите их, используя данные из окружающего мира. | Решают в группе, кто решил, проверяет по карточке-ключу, данной учителем потом. Самостоятельная работа и самооценка. 1 – задача на движение двух объектов в противоположных направлениях; 2 - задача на встречное движение. Группы разные, а решение похожее, т.к. в обеих задачах находится общее расстояние двух объектов. Составляют задачи самостоятельно и решают их, проверяет учитель. | Регулятивные: Осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность Предметные : использование системы научных и теоретических знаний на практике Личностные: формирование самооценки и взаимооценки определение границ собственного знания или «незнания» |
6. Итог урока. Рефлексия. | Самооценка результатов своей деятельности по набранному количеству баллов | -Вот и подошло к концу наше «морское путешествие». Какие знания и умения мы закрепляли в «математическом море»? -Поднимите руку те, у кого «5», «4», «3» за урок. - Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики, поставьте «+» под тем смайликом, где вы считаете нужно.
Я очень доволен своей работой. | Мне надо разобраться в некоторых вопросах. | У меня много ошибок. | | | | -Спасибо всем за работу на уроке (слайд 9). | - Закрепляли знания и умения в выполнении математических действий с многозначными числами, закрепляли изученный материал при решении задач на движение двух объектов. Обучающиеся указывают количество баллов за каждое выполненное задание в течение урока, суммируют их в конце и ставят в листах самооценки. Учитель проходит по группам и оценивает работу на уроке каждого обучающегося. | Личностные: формирование самооценки и взаимооценки, осознание обучающимися своей учебной деятельности. |
7. Домашнее задание | | Стр. 131 № 436(уч) выражения на порядок действий. | | |
ПАМЯТКА ДЛЯ ДРУЗЕЙ МАТЕМАТИКИ
1.Математика – это наука _________________________________.
2.Чтобы правильно умножать и делить многозначные числа я долж(ен),(на) _______________________________________________________.
3.При решении задач я долж(ен), (на) быть __________________ и рассуждать _______________________________________________________.
4. На уроке я постараюсь _______________________________________________________________________________________________________________.
v = S : t
t = S : v
S = v . t
«5» - 10 баллов
«4» - 8 – 9 баллов
«3» - 6 – 7 баллов
Лист самооценки
№ | Содержание задания | Количество баллов (2 балла - «+» 1 балл - «–») | Итоговая отметка (в конце урока) |
1 | Устный счёт - решение примеров (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
2 | Запись формул (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
3 | Устный счёт - решение простых задач (самостоятельно все) | | |
4 | Работа в группах - решение составных задач (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
5 | Дополнительное задание – составление и решение задач по данным | | |
Лист самооценки
№ | Содержание задания | Количество баллов (2 балла - «+» 1 балл - «–») | Итоговая отметка (в конце урока) |
1 | Устный счёт - решение примеров (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
2 | Запись формул (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
3 | Устный счёт - решение простых задач (самостоятельно все) | | |
4 | Работа в группах - решение составных задач (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
5 | Дополнительное задание – составление и решение задач по данным | | |
Лист самооценки
№ | Содержание задания | Количество баллов (2 балла - «+» 1 балл - «–») | Итоговая отметка (в конце урока) |
1 | Устный счёт - решение примеров (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
2 | Запись формул (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
3 | Устный счёт - решение простых задач (самостоятельно все) | | |
4 | Работа в группах - решение составных задач (в том случае, если отвечаешь и объясняешь) | | |
5 | Дополнительное задание – составление и решение задач по данным | | |
Карточка-ключ к задачам
1) 40 . 4 = 160 (км) – расстояние (путь) I автобуса
2) 60 . 4 = 240 (км) – расстояние (путь) II автобуса
3) 160 + 240 = 400 (км)
Или 1) 40 + 60 = 100 (км/ч) – общая скорость автобусов
2) 100 . 4 = 400 (км)
Ответ: 400 километров – расстояние между автобусами через 4 часа.
1) 200 . 2 = 400 (м) – расстояние (путь) I лыжника
2) 300 . 2 = 600 (м) – расстояние (путь) II лыжника
3) 400 + 600 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Или 1) 200 + 300 = 500 (м/мин) – общая скорость лыжников
2) 500 . 2 = 1000 (м) – расстояние (путь) 2 лыжников
3) 1000 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Ответ: 1 километр 500 метров – расстояние между деревнями.
Карточка-ключ к задачам
1) 40 . 4 = 160 (км) – расстояние (путь) I автобуса
2) 60 . 4 = 240 (км) – расстояние (путь) II автобуса
3) 160 + 240 = 400 (км)
Или 1) 40 + 60 = 100 (км/ч) – общая скорость автобусов
2) 100 . 4 = 400 (км)
Ответ: 400 километров – расстояние между автобусами через 4 часа.
1) 200 . 2 = 400 (м) – расстояние (путь) I лыжника
2) 300 . 2 = 600 (м) – расстояние (путь) II лыжника
3) 400 + 600 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Или 1) 200 + 300 = 500 (м/мин) – общая скорость лыжников
2) 500 . 2 = 1000 (м) – расстояние (путь) 2 лыжников
3) 1000 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Ответ: 1 километр 500 метров – расстояние между деревнями.
Карточка-ключ к задачам
1) 40 . 4 = 160 (км) – расстояние (путь) I автобуса
2) 60 . 4 = 240 (км) – расстояние (путь) II автобуса
3) 160 + 240 = 400 (км)
Или 1) 40 + 60 = 100 (км/ч) – общая скорость автобусов
2) 100 . 4 = 400 (км)
Ответ: 400 километров – расстояние между автобусами через 4 часа.
1) 200 . 2 = 400 (м) – расстояние (путь) I лыжника
2) 300 . 2 = 600 (м) – расстояние (путь) II лыжника
3) 400 + 600 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Или 1) 200 + 300 = 500 (м/мин) – общая скорость лыжников
2) 500 . 2 = 1000 (м) – расстояние (путь) 2 лыжников
3) 1000 + 500 = 1500 м = 1 км 500 м
Ответ: 1 километр 500 метров – расстояние между деревнями.