kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку русского языка в 8 классе по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна для учителей, работающих в 8-9-х классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка в 8 классе по теме "Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании"»



Технологическая карта к уроку русского языка в 8 классе.

Меркулова Н.А.


Тема: Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании


Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.


Предметные: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения; вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;


Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.


Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Организационный момент.

1. Психологический настрой

















2.Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока.


















Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!


Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?




- Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко


- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?






- Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке


Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»


- А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?






























Соединение слов – это есть словосочетание.

Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...



Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.









Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».



обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.





Подведение под понятие (П)

Личностные:самоопределение,смыслообразование

Регулятивные:

Целеполагание

Познавательные: подведение под понятие,самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, проблемы.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и классом, постановка вопроса.

II.Актуализация знаний


















































Прием объединения в блоки.
















Повторение - мать учения

Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.


1.Индивидуальная работа.

Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты.


2. Работа в парах

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты.

3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал





- Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека).

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника)

Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки

Проверка.


- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?







- Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова?









- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?




- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?




Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».














Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.






Положения записываются в колонку «Знаю».


Знаю

1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

2Словосочетание состоит из главного слова и зависимого

3В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

4Связь в словосочетании – подчинительная.









Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания:

по главному слову: 1) гулять в лесу,появиться неожиданно,укрыться от дождя, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро

2) осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки


1-я группа-глагольные

2-я группа- именные


по зависимому слову:1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро

2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух

3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.



(Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

Объединение по зависимому слову незнакомо.)









Хочу знать

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом – прилагательным,причастием?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?



Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Личностные: самоопределение

Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

Организация в парах сменного состава,обучение детей приёмам работы в группах.иннициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

IV.Формирование новых знаний




















































Стадия осмысления.








Работа с учебником

-А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117)

(Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.)

Задание для 1 группы:

-Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала

Задание для 2 группы:

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя»

Задание для 3 группы

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.







Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование.


Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу)

Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

Проверка колонки «Узнал».































ФИЗМИНУТКА










Составление кластера.

(после выполнения зад 1 учащиеся делают вывод)



Выполнение упр





Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.

Определить часть речи зависимого слова.

Изменяется ли зависимое слово?

Если нет – примыкание.

Если да – изменить главное слово.

Изменяется зависимое слово?

Если да – согласование.



1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро

2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух

3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки.









Узнал

1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)

2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)

3. Как называется связь с зависимым словом – наречием?

Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола)




Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась.

Два- изящно покрутилась.

Три –нагнулась и присела,

На четыре улетела

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

V.Закрепление









1.Работа с учебником:

1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке)

2)упр.142 ( в данном упражнении даны словосочетания со связью примыкание, не все. Найдите словосочетания с другими видами связи и определите связь мажду словами.

3) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание»)

4) Игра «Ромашка»

Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры Юсуповой

Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.
























В зимнем лесу,город зимой, гулять в лесу, езда верхом, бег трусцой, надёжный друг








Я люблю смотреть на небеса

На заре иль в час вечерний, поздний.

Закрывая изредка глаза,

Думая о чем- нибудь серьезном

(«Завещание»)


Облака.

По небу проплывают облака,

Скользя беззвучно высью голубой.

Как будто бы прозрачная река

Отображает лебедей собой.


Листья желтые осыпаются,

Я руками с земли их беру…

Сказка осени продолжается,

Листья тихо кружат на ветру

(«Осенние мотивы»)


Снова снег кружит не спеша,

Тихо, сказочно и бесшумно.

До чего ж зима хороша!

Как её передать красоту мне?

(«Тихо падал снег..»)


Опять весна,опять капель,

Опять весенние заботы.

В свои права вошел апрель

И дружно взялся за работу.

(«Апрельский стих»)





Регулятивные:

Контроль, оценка,коррекция

Познавательные

классификация , умние структуировать занаия,умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Коммуникативные:

работа в парах, игровой момент,





5.Самостоятельная работа с самопроверкой

Подготовка к ОГЭ: (

  1. Сборник под ред. И.П.Цыбулько

Задание №7 варианты 3-6

  1. Тестовые индивидуальные работы (из открытого банка ОГЭ)


Выбирают сами вариант.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод.


Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Коррекция Р)

VI. Рефлексия

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Я похвалил бы себя за…

Какую бы оценку я бы себе поставил?



Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

VII. Домашнее задание


Домашнее задание: рассмотрите картины И.Левитана (упр.136) .


Для слабых учащихся – задание: составить по репродукциям словосочетания и определить их виды.


Для остальных учащихся – задание: по репродукциям составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.



Дифференцированные задания (П., Л)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меркулова Надежда Александровна

Дата: 04.12.2024

Номер свидетельства: 660827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Методическая разработка технологической карты урока по теме "Словосочетание. Виды словосочетаний" "
    ["seo_title"] => string(110) "mietodichieskaia-razrabotka-tiekhnologhichieskoi-karty-uroka-po-tiemie-slovosochietaniie-vidy-slovosochietanii"
    ["file_id"] => string(6) "157618"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421609949"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока русского языка на тему "Правописание жи-ши""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-pravopisaniie-zhi-shi"
    ["file_id"] => string(6) "253232"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447567376"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "«Урок русского языка в 3 классе по теме: «Синонимы» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-sinonimy"
    ["file_id"] => string(6) "192305"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427446058"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока по теме: "Корни с чередованием Е-И". "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-korni-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "223127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437304044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства