I.Организационный момент. 1. Психологический настрой 2.Прием целеполагания. Сообщение темы, цели урока. | Ребята, добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! Громко прозвенел звонок – Начинается урок! Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий! Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин) -Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи: Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко - Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания? - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании» - А теперь предположите, каких целей мы должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться? | Соединение слов – это есть словосочетание. Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях... Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи. Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании». обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием. | Подведение под понятие (П) Личностные:самоопределение,смыслообразование Регулятивные: Целеполагание Познавательные: подведение под понятие,самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели, проблемы. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и классом, постановка вопроса. |
II.Актуализация знаний Прием объединения в блоки. | Повторение - мать учения Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием. Итак, обобщим имеющиеся знания. 1.Индивидуальная работа. Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты. 2. Работа в парах Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты. 3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал». - Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа (по 4 человека). Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника) Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки Проверка. - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? - Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова? - Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком? - Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).) - Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать». | Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». Знаю | 1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2Словосочетание состоит из главного слова и зависимого 3В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4Связь в словосочетании – подчинительная. | Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания: по главному слову: 1) гулять в лесу,появиться неожиданно,укрыться от дождя, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро 2) осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки 1-я группа-глагольные 2-я группа- именные по зависимому слову:1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро 2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух 3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки. (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.) Хочу знать | Как называется связь с зависимым словом – существительным? Как называется связь с зависимым словом – прилагательным,причастием? Как называется связь с зависимым словом – наречием? | | Логические действия (П) Самоопределение (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Личностные: самоопределение Познавательные: выборочная работа, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: Организация в парах сменного состава,обучение детей приёмам работы в группах.иннициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
IV.Формирование новых знаний Стадия осмысления. | Работа с учебником -А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117) (Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.) Задание для 1 группы: -Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала Задание для 2 группы: – Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя» Задание для 3 группы – Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу) Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты. Проверка колонки «Узнал». ФИЗМИНУТКА | Составление кластера. (после выполнения зад 1 учащиеся делают вывод) Выполнение упр Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому. Определить часть речи зависимого слова. Изменяется ли зависимое слово? Если нет – примыкание. Если да – изменить главное слово. Изменяется зависимое слово? Если да – согласование. 1)гулять в лесу, укрыться от дождя, приехать на метро 2)появиться неожиданно, сидеть прямо, прочитать вслух 3)осенний день, зеленеющее поле, осенние сумерки. Узнал | 1. Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) 2. Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) 3. Как называется связь с зависимым словом – наречием? Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) | Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась. Раз- росой она умылась. Два- изящно покрутилась. Три –нагнулась и присела, На четыре улетела | Извлечение необходимой информации из текста (П) Работа в паре (К) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
V.Закрепление | 1.Работа с учебником: 1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке) 2)упр.142 ( в данном упражнении даны словосочетания со связью примыкание, не все. Найдите словосочетания с другими видами связи и определите связь мажду словами. 3) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание») 4) Игра «Ромашка» Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры Юсуповой Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи. | В зимнем лесу,город зимой, гулять в лесу, езда верхом, бег трусцой, надёжный друг Я люблю смотреть на небеса На заре иль в час вечерний, поздний. Закрывая изредка глаза, Думая о чем- нибудь серьезном («Завещание») Облака. По небу проплывают облака, Скользя беззвучно высью голубой. Как будто бы прозрачная река Отображает лебедей собой. Листья желтые осыпаются, Я руками с земли их беру… Сказка осени продолжается, Листья тихо кружат на ветру («Осенние мотивы») Снова снег кружит не спеша, Тихо, сказочно и бесшумно. До чего ж зима хороша! Как её передать красоту мне? («Тихо падал снег..») Опять весна,опять капель, Опять весенние заботы. В свои права вошел апрель И дружно взялся за работу. («Апрельский стих») | Регулятивные: Контроль, оценка,коррекция Познавательные классификация , умние структуировать занаия,умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания Коммуникативные: работа в парах, игровой момент, |