Технологическая карта урока
Тема: Правописание «жи-ши»
Педагогическая цель
Повторить и закрепить изученные правила, улучшать грамотность детей. Развивать устную речь.
Воспитывать прилежание, уважение к учебному труду.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Повторят знания о шипящих;
Вспомнят написание сочетаний жи-ши;
Будут учиться правильно писать эти сочетания в словах.
Личностные
результаты
Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Формировать общее представление о нормах поведения.
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Коммуникативные УУД
1. Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
3. Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.
Познавательные УУД
1. Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
2. Формировать умение на основе анализа схемы делать выводы.
Регулятивные УУД
1. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.
Основное содержание темы, понятия
и термины
Буквы ж, ш, и, строчная, печатная, письменная буквы; буквосочетание, предложение;
Образовательные
ресурсы
презентация, компьютерная технология.
Сценарий урока
Этапы
урока
Формы,
методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
осуществляемые
действия
формируемые
умения
I. Организация
начала урока
Фронтальная, индивидуальная
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради ручки)
Прозвенел звонок сейчас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Поприветствуем гостей, чтобы были они веселей!
- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя
Сегодня вас приглашают в гости жители одного удивительного посёлка. А что это за посёлок и кто его жители вы мне ответите сами, отгадав загадку.
Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ. (СЛАЙД 2) - Эти жители очень любят играть.
- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. (СЛАЙД 3) Какие буквы спрятались?
Охарактеризуйте их.
это посёлок Буквино.
ш, ж, и
Письменные, строчные
Совместно
с учителем формулируют учебную задачу
Фронтальный.
Устные ответы
III. Самоопределение к деятельности.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
- Верно.
- А чем мы будем заниматься на уроке? (СЛАЙД 4)
- Правописание жи-ши.
Повторим знания о шипящих;
Вспомним написание сочетаний жи-ши;
Будем учиться правильно писать эти сочетания в словах.
Внимательно
слушают
Фронтальный.
Устные ответы
IV. Лингвистическая разминка.
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.
Произнесите звуки, которые дают спрятавшиеся буквы
- Что вы можете рассказать о букве Жж?
- А какой парный звук у звука [ж]?
Скажите, какая орфограмма в русском языке связана с этими буквами?
-[ж], [ш]
- обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий
- глухой [ш]
–жи-ши
Анализируют образец буквы с тем какой звук она даёт
Фронтальный.
Устные ответы
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.
Инсценировка стихотворения "Жили-были буквы Ж и Ш"
- Кто напомнит мне по какому мы посёлку путешествуем?
- Буквино! Шли-шли мы и увидели дом, в котором живут Жэ и Ша
(СЛАЙД 5)
Жили-были, не тужили
Буквы Жэ и Ша в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.
Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!»
Буква И стоит в слезах.
Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться,
Вместе жить и веселиться?
«Проходи!», – сказали И,
А за ней вприпрыжку Ы:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»
Буквы ей сказали дружно:
«Это правило знать нужно. (СЛАЙД 6)
Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и.
Внимательно
слушают
Пальчиковая гимнастика
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой
моторики
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику (слайд 7) приложение 1
Выполняют пальчиковую гимнастику по образцу на презентации.
Внимательно
слушают, выполняют упражнение
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук
Правила посадки за столом во время письма
Индивидуальная. Практический
– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой (СЛАЙД 8,9,10)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою,
ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой
Минутка чистописания
Индивидуальная. Практический
(СЛАЙД 11)
- На следующей строке пропишите эти сочетания жи - ши
- Назовите слова, в которых есть эти сочетания букв (записать несколько слов)
Слушают объяснение учителя
Анализируют образец букв и соединений букв, в соответствии с ним выполняют письмо.
Фронтальный.
Наблюдение
учителя
V. Осмысление
Индивидуальная. Практический
Редактирование текста
Редактировать текст (СЛАЙД 12)
Ребята, жители посёлка Буквино решили устроить вам испытание – предлагают вам прочитать текст, но что же случилось с текстом? Какая проблема возникла, кто скажет?
Отвечают на вопросы учителя.
Нужно вставить слова - помощники, которые выпали из текста
Анализируют
текст, высказывают свое мнение.
Групповой, индивидуальный. Устные ответы
VI. Физкультминутка
Коллективная. Практический
Физкультминутка (СЛАЙД 13) Приложение 2
Вы наверное устали? – Ну тогда все дружно встал !
Выполняют движения по образцу на презентации
Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке
Коллективный. Правильное выполнение упражнений
VII.Дифференцированная работа на опорных листах по уровням сложности
Индивидуальная
Каждому из вас я выдам карточки разных цветов
Ученикам, получившим карточки голубого цвета необходимо выписать из текста слова, в которых есть сочетания жи-ши алфавитном порядке.
Ученикам, получившим карточки розового цвета нужно вписать в слова жи или ши.
Ученикам, получившим карточки жёлтого цвета нужно списать слова в правильный столбик – левый жи, правый ши. Подчеркни сочетания жи, ши.
Приложение 3
Выполняют индивидуальные задания на опорных листах
Дифференциация в выполнении заданий по уровням сложности.
Индивидуальный.
Наблюдение
учителя
IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.
Парная, Словесный, практический.
Беседа.
Работа в парах на опорных листах Приложение 3
Цель: Уметь применять правила и слаженно работать в парах
Ребята, каждой паре я выдам задание. Вам нужно прочитать словосочетания и придумать с ними 2 предложения.
Анализируют
словосочетания.
На основе словосочетаний
составляют
предложения
Парный, индивидуальный. Чтение, устные ответы
IX. Подведение итогов урока.
Словесный,
беседа.
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Что мы хотели закрепить? (Мы повторили знания о шипящих? Вспомнили написание сочетаний жи-ши?
Вспомнили как правильно писать эти сочетания в словах?)
- Как вы думаете, достигли мы этой цели?
– Ответы детей.
Фронтальный. Устные ответы.
X. Рефлексия.
Словесный, практический.
Беседа.
А теперь оцените себя сами – если вы считаете, что на уроке всё было понятно, то возьмите смайлик жёлтого цвета. Если были какие-то сложности, что возьмите смайлик красного цвета.
А теперь давайте посмотрим на домик, в котором живут жи и ши и сделаем их домик веселей – «поселим» наши смайлики в их домик с помощью клея.
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.
Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка