Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению (из опыта работы)
Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению (из опыта работы)
Овладение знаниями о языковой структуре текста поможет учащимся в довольно сложной работе по созданию связного письменного высказавания в зависимости от стиля и жанра сочинения. Система подготовки к сичинению обогощает учащихся знанием фактического материала, дает речевые образцы, способствует формированию навыков постановки знаков препинания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению (из опыта работы) »
Тема: «Связный текст на уроках русского языка при подготовке к сочинению (из опыта работы)».
Бузаева Валентина Васильевна
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа № 68 с углубленным изучением русского языка и математики» г.Оренбурга.
Лингвисты отмечают у текста как единицы связной речи две стороны : связность и цельность. Цельность складывается из тематического, смыслового, стилевого единства. Работе над смысловой цельностью связных текстов посвящена богатая методическая литература. Но современная методика требует не ограничиваться анализом текста с точки зрения его цельности. Связность – характернейший признак текста, который выражается в единстве текстообразующих средств и приемов. Организация текста с точки зрения связей фраз между собой, отдельные средства связи предложений в тексте рассматриваются в большом количестве исследований. В школе уже больше внимания обращается на обучение умению строить связный текст, учитывая закономерности приспособления средств языка друг к другу в тексте, объединяя предложения наиболее рационально и выразительно, точно передавая разнообразие и тонкость возникающих смысловых отношений. Наиболее распространенными ошибками при построении текста являются следующие: нарушение границ предложения, неумение выделять абзацы, использовать зачин и конечную конструкцию для оформления связного целого, несоблюдение в нем видо – временной соотнесенности, отсутствие логической и лексико- грамматической связи между предложениями и абзацами, однообразие в выборе средств и типов межфразовой связи и др. Одна из причин ошибок- отсутствие целенаправленной и систематической работы учителя по преодолению ошибок текстового характера. Овладение знаниями о языковой структуре текста поможет учащимся в довольно сложной работе по созданию связного письменного высказывания.
Решению этой задачи способствует программа под редакцией ВВ Бабайцевой и учебники «Русская речь» под редакцией Е.И. Никитиной. Это позволяет начать работу над средствами связи текста в комплексе в зависимости от стиля и жанра сочинения. Основная работа над текстом возможна лишь на уроках развития связной речи, когда дети не только анализируют тексты, но и создают собственные высказывания. Однако учитель на уроках русского языка при изучении любой темы планирует работу над развитием связной речи учащихся, над текстом как единицей синтаксиса. Например, работа над связным текстом при подготовке к сочинению о А.С. Пушкине ( На примере изучения темы « Однородные члены предложения»)
В основе каждого урока по теме « Однородные члены предложения» лежит связный текст или тематически подобранный текстовый материал, что наиболее соответствует задачам обучения. Это ни в коей мере не исключает работы с учебником, словарной работы. Их место в уроке определяется логикой учебного процесса. Главная задача – дать учащимся глубокие знания, научить применять эти знания в практической работе. Лекция на первом уроке дает информацию об однородных членах предложения во всем объеме программы. В ходе лекции учитель опирается на текст, который дается на интерактивной доске. Каждое предложение текста разбирается. Схема однородных членов предложения проецируется рядом с предложением.
Текст:
Мы читаем, любим, заучиваем наизусть стихи А.С. Пушкина. Он близок и дорог нам. Здесь однородные сказуемые перечисляют многообразие отношений к стихам Пушкина. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта. (В этом предложении однородные обстоятельства помогают расширить горизонты обозрения при соблюдении строгой логической последовательности его объектов.) Ни время, ни расстояния не властны над ним. (Однородные подлежащие с повторяющимся союзом усиливают отрицание.)
В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более восьмисот лирических стихотворений. Они необычайно богаты по своему содержанию и разнообразны по форме. (Однородные определения с противительным союзом несут экспрессивную нагрузку. Однородные сказуемые характеризуют лирику Пушкина, выполняют роль тезиса к последующей информации.)
Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, элегии, оды, баллады, поэмы, эпиграммы, романсы. В этих стихотворениях живет обаятельный образ поэта- певца свободы, гуманизма, гражданина и патриота, глубокого оптимиста. (Нагнетание однородных членов( в данном случае – дополнений) с обобщающим словом- средство повышения действенности речи. В предложении два ряда однородных членов. Однородные определения
( приложения) выполняют изобразительную и логическую функции, а однородные дополнения эти функции уточняют.)
В результате работы на уроке учащиеся получают опорные схемы, делают к ним (по ходу лекции) краткие пояснения. Учитель готовит на интерактивной доске общий вид опорной схемы для итогового ее обозрения. На заключительном этапе урока учащиеся читают текст полностью, дают ему заглавие. Учитель обращает внимание на информативно- обобщенный характер этого публицистического текста, в котором однородные члены являются средством перечисления с целью более полного и точного описания предмета (в данном случае - лирики АС Пушкина).
Вслед за уроком - лекцией идет урок « погружения» в тему. Главная его задача состоит в том, чтобы совершенствовать умения и навыки учащихся в конструировании предложений с однородными членами. Этой задаче отвечает изложение с языковым разбором рассказа К. Паустовского « Могила Пушкина».
Следующий урок- консультация. Его задача состоит в том, чтобы учащиеся, совершенствуя свои знания, умения и навыки по теме, научились различать однородные и неоднородные определения. Одновременно они накапливают рабочие материалы для сочинения, так как текстовой основой урока являются воспоминания современников о внешнем облике поэта, описание одного из памятников Пушкину работы скульптора М. Аникушина. Оборудованием для этого урока служат репродукции портретов А.С Пушкина.
На уроках, посвященных комментированному письму, несколько человек работают по карточкам. Задания на карточках у всех одинаковые: вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, выписать определяемые слова с однородными определениями. В результате этой работы каждый ученик накапливает рабочие материалы к сочинению. Для комментированного письма используется отрывок из воспоминаний о Пушкине В.П. Горчакова. Такая система подготовки к сочинению обогащает учащихся знанием фактического материала, дает речевые образцы, способствует формированию навыков постановки знаков препинания. А главное - учит ребят самостоятельно применять полученные знания. В течение четырех уроков практически усваивается синтаксическая тема и заканчивается подготовка к сочинению.