Конспект урока по развитию речи в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ.
Конспект урока по развитию речи в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ (часть С)
Урок русского языка в 10 классе.
Цели урока:
формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
формировать умение анализировать содержание исходного текста;
формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих выводов.
Проверка домашнего задания:
На дом было задано написать сочинение по заданной композиционной схеме: основная проблема, комментарий, авторская позиция, согласие / несогласие с позицией автора.
Какие вопросы возникли у вас в связи с заданием?
Примерные вопросы:
- Как сформулировать проблему, как её прокомментировать, как определить авторскую позицию, выразить и аргументировать свою?
- Как выполнять различные элементы комплексного анализа текста?
- Как создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту?
Особенности создания собственного текста зависят от стиля текста. Большая часть текстов на экзамене относится к литературно-художественному или публицистическому стилю.
На партах распечатанный текст (фрагмент из романа С. Лукьяненко «Близится утро»), с которым мы будем работать.
Проведём содержательный анализ текста. Определим тему текста, основную мысль, тип и стиль речи.
Вспомним отличительные особенности литературно-художественного стиля.
Работа с текстом.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
1.
2.
м е н е н и я – художественная литература.
3.
4.
5.
6.
7.
Текст представлен в форме воспоминания о произошедшем когда-то случае. Этому способствуют глаголы в форме прошедшего времени.
Автор создаёт живые образы героев: Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий; мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди. Писатель использует метафоры («звёзды сияли в разрывах туч», «пахло жизнью», «глаза были полны восторга и настороженности», «связанные общей тайной»), эпитеты («бережно достали лампу», «угрюмо смотрел на меня», «редкие звёзды», «несносного ребёнка»).
В ходе повествования меняется и поведение героев и их отношение друг к другу. Автор использует при этом антитезу, противопоставляя состояние и взаимоотношения персонажей вначале и в конце.
Т и п р е ч и – повествование с элементами описания.
В ы в о д: это литературно-художественный текст. Через художественные образы, язык произведения автор сумел «воздействовать» на читателя – заставил переживать за то, как незнакомый человек воспринимает поведение мальчика, задуматься о том, почему ребёнок так себя ведёт, порадоваться счастливому разрешению ситуации.
Трудность написания сочинения по литературно-художественному тексту заключается в том, что основная проблема часто выявляется не сразу, а по ходу развития событий; позиция автора раскрывается не через прямые авторские суждения (хотя и они могут присутствовать), а через созданные автором художественные образы (портреты героев, их поведение, речь и т.д.).
Композиция сочинения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
На основании содержательного анализа текста (тема, идея, языковые особенности) в ы д е л я е м п р о б л е м ы.
Главная проблема, на которую автор обращает внимание читателя, – это проблема восприятия человеком окружающих его людей, т.е. проблема взаимопонимания между людьми, конкретно – между взрослыми и детьми.
Кроме того, автор затрагивает другие нравственные проблемы: поведение человека, находящегося в трудных обстоятельствах, ответственность человека за порученное ему дело.
Комментируем о с н о в н у ю п р о б л е м у.
Проблема раскрывается через повествование о том, как лётчик (в романе летун), потерпевший крушение в Альпах, попадает в семью метеорологов. Автор намеренно представляет нам хороших, положительных персонажей. И это позволяет сделать вывод о том, что данная проблема актуальна для широкой публики.
Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий (он отмечает многое: и сложность жизни неисчислимых тружеников, что … предупреждают о зарождающейся буре, и их сердечное гостеприимство, способность поделиться последним, и редкие звёзды, сияющие в разрывах туч; в своём разбитом планёре он видит не вышедшую из строя машину, а друга, отдавшего … жизнь); мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди.
Единственное, что омрачает радость героя, что он и впрямь жив, – это дерзкое поведение хозяйского сына. Но здесь автор как будто просит читателя и героя не торопиться с выводами и оценкой. Мы понимаем, что такое поведение ребёнка не обычно, а чем-то вызвано (…угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость … заставляя мать краснеть). Чистая случайность – Антуан вышел на крыльцо – помогает ему понять поведение мальчика и осознать, насколько он был не прав, увидев в мальчике отвратительного ребёнка.
Основным приёмом повествования является антитеза, автор противопоставляет состояние и взаимоотношения персонажей в начале эпизода и в конце: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка,несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Как определить позицию автора?
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов.
Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика.
Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
Цитата, а затем: – в этом и заключается позиция автора.
Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Авторская позиция понятна…
Автор уверен (убеждён, считает)…
Несомненно, автору удалось доказать.
Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
А если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
Определяем а в т о р с к у ю п о з и ц и ю.
Определить авторскую позицию нам помогает наблюдение за поведением героев, развитием их отношений. Основной художественный приём – антитеза. Понаблюдаем за героями.
Вначале состояние мальчика описывается глаголами, несущими отрицательную характеристику, затем – положительную (вертелся, дерзил, капризничал – осторожно вручил, прошептал, решился оказать доверие).
Состояние Антуана меняется несколько раз: 1) ошеломлён – спокоен (разбитые крылья, порванная ткань; так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь – падение … видели, крепкий дом, и впрямь жив); 2) приятные чувства от общения с хозяевами – неприятные от поведения их сына (милая семья – отвратительный ребёнок); 3) спокоен – потрясён (вокруг редкие звёзды, подлинная красота,любопытство взяло верх над неприязнью –ужаснулся, поняв, что был не прав).
Обратимся к комментарию.
Взаимоотношения героев также меняются: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка,несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Таким образом, а в т о р с к а я п о з и ц и я состоит в следующем.
Общение с людьми, тем более хорошими (а именно таких представляет автор), – радость. Чтобы не лишить себя этой радости (что чуть не произошло с Антуаном), человек, общаясь с окружающими, должен проявлять к ним уважение, внимание, терпимость; нужно помнить, что в один и тот же момент люди, оказавшиеся рядом, могут находиться в совершенно разном психологическом состоянии: один (Антуан), пережив потрясение, с честью выдержав испытания, чувствует удовлетворение, испытывает наслаждение от общения с хорошими людьми; другой (мальчик), вынужденный заниматься совсем не тем, чем нужно и хочется ему, удручён, взволнован, раздражён. Описывая данную ситуацию, автор предостерегает нас от скоропалительных выводов, привычки вешать ярлыки. Чтобы составить правильное мнение о человеке, нужно узнать его поближе, вникнуть в круг его проблем.
Определение собственной позиции
Строится по типу речи – рассуждение
Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.
Ваша цель – не тольковысказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.
КАК сформулировать ТЕЗИС?
Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. В этом случае можно использовать высказывания автора, либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст. Но вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, вам необходимо привести свои.
Выражаем с о б с т в е н н о е м н е н и е.
Оно может быть таким.
Проблема взаимопонимания между людьми, тем более между взрослыми и детьми, актуальна во все времена.
Я согласен с позицией автора: необходимо быть внимательным и чутким в общении. Известно, что картина мира у взрослых и детей разная: взрослый человек сумел много испытать и понять; ребёнку недостаёт опыта, зато ему свойственны искренность и открытость. И хорошо, если взрослый человек мудрый и добрый, такой, как Антуан в данном отрывке. Или как герой (тоже лётчик) сказки Экзюпери «Маленький принц»: находясь на краю гибели, он тем не менее пытается понять внутренний мир Маленького принца и благодаря этому обретает душевные силы и почти чудесное спасение.
В качестве примеров используйте
1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;
4. Примеры из художественной литературы и публицистики.
5. Примеры из телевизионных передач и фильмов.
6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Если в вашей памяти не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.
Следует осторожно использовать клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз!
Домашнее задание.Закончить сочинение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по развитию речи в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ. »
Готовимся к ЕГЭ (часть С)
Урок русского языка в 10 классе.
Цели урока:
формировать умение формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
формировать умение анализировать содержание исходного текста;
формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; создавать систему аргументов, подтверждающих справедливость этих выводов.
Проверка домашнего задания:
На дом было задано написать сочинение по заданной композиционной схеме: основная проблема, комментарий, авторская позиция, согласие / несогласие с позицией автора.
Какие вопросы возникли у вас в связи с заданием?
Примерные вопросы:
- Как сформулировать проблему, как её прокомментировать, как определить авторскую позицию, выразить и аргументировать свою?
- Как выполнять различные элементы комплексного анализа текста?
- Как создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту?
Особенности создания собственного текста зависят от стиля текста. Большая часть текстов на экзамене относится к литературно-художественному или публицистическому стилю.
На партах распечатанный текст (фрагмент из романа С. Лукьяненко «Близится утро»), с которым мы будем работать.
Проведём содержательный анализ текста. Определим тему текста, основную мысль, тип и стиль речи.
Вспомним отличительные особенности литературно-художественного стиля.
Работа с текстом.
АНАЛИЗ ТЕКСТА
Р е ч е в а я с и т у а ц и я, лежащая в основе создания текста такова: лётчик Антуан рассказывает о том, как в молодости, потерпев крушение на самолёте, он попал в семью метеорологов. Впечатление об этой «очень милой» семье портил только «отвратительный» ребёнок. Однако, когда после ужина Антуан вышел на крыльцо, он увидел, как мальчик заботится о собаке и её щенках. И тут возникло доверие и понимание. Антуан ужаснулся, что мог уехать с недобрым чувством к ребёнку.
Т е м а – рассказ Антуана о случайной встрече с незнакомой семьёй. И д е я – показать, что друг друга оценить с первого взгляда непросто: можно легко ошибиться. Надо понять человека, вникнуть в его проблемы. С ф е р а п р и-
м е н е н и я – художественная литература.
Ф у н к ц и я – эстетическая.
С п е ц и ф и ч е с к и е ч е р т ы т е к с т а: образность, эмоциональность, наличие основных элементов структуры художественного произведения (идейный замысел, сюжет, композиция, система образов).
Ж а н р – текст представляет собой фрагмент из романа С. Лукьяненко.
С п о с о б и з л о ж е н и я – эмоциональный, с привлечением изобразительно-выразительных средств языка.
Я з ы к о в ы е о с о б е н н о с т и.
Текст представлен в форме воспоминания о произошедшем когда-то случае. Этому способствуют глаголы в форме прошедшего времени.
Автор создаёт живые образы героев: Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий; мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди. Писатель использует метафоры («звёзды сияли в разрывах туч», «пахло жизнью», «глаза были полны восторга и настороженности», «связанные общей тайной»), эпитеты («бережно достали лампу», «угрюмо смотрел на меня», «редкие звёзды», «несносного ребёнка»).
В ходе повествования меняется и поведение героев и их отношение друг к другу. Автор использует при этом антитезу, противопоставляя состояние и взаимоотношения персонажей вначале и в конце.
Т и п р е ч и – повествование с элементами описания.
В ы в о д: это литературно-художественный текст. Через художественные образы, язык произведения автор сумел «воздействовать» на читателя – заставил переживать за то, как незнакомый человек воспринимает поведение мальчика, задуматься о том, почему ребёнок так себя ведёт, порадоваться счастливому разрешению ситуации.
Трудность написания сочинения по литературно-художественному тексту заключается в том, что основная проблема часто выявляется не сразу, а по ходу развития событий; позиция автора раскрывается не через прямые авторские суждения (хотя и они могут присутствовать), а через созданные автором художественные образы (портреты героев, их поведение, речь и т.д.).
Композиция сочинения:
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Собственная позиция
Аргументация собственного мнения
Вывод
ЭТАПЫ РАБОТЫ
На основании содержательного анализа текста (тема, идея, языковые особенности) в ы д е л я е м п р о б л е м ы.
Главная проблема, на которую автор обращает внимание читателя, – это проблема восприятия человеком окружающих его людей, т.е. проблема взаимопонимания между людьми, конкретно – между взрослыми и детьми.
Кроме того, автор затрагивает другие нравственные проблемы: поведение человека, находящегося в трудных обстоятельствах, ответственность человека за порученное ему дело.
Комментируем о с н о в н у ю п р о б л е м у.
Проблема раскрывается через повествование о том, как лётчик (в романе летун), потерпевший крушение в Альпах, попадает в семью метеорологов. Автор намеренно представляет нам хороших, положительных персонажей. И это позволяет сделать вывод о том, что данная проблема актуальна для широкой публики.
Антуан – человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий(он отмечает многое: и сложность жизни неисчислимых тружеников, что … предупреждают о зарождающейся буре, и их сердечное гостеприимство, способность поделиться последним, и редкие звёзды, сияющие в разрывах туч; в своём разбитом планёре он видит не вышедшую из строя машину, а друга, отдавшего … жизнь); мальчик – искренний, открытый, но, вынужденный оставить своих любимцев, ведёт себя дерзко, капризничает. Его родители – простые, гостеприимные и приветливые люди.
Единственное, что омрачает радость героя, что он и впрямь жив, – это дерзкое поведение хозяйского сына. Но здесь автор как будто просит читателя и героя не торопиться с выводами и оценкой. Мы понимаем, что такое поведение ребёнка не обычно, а чем-то вызвано (…угрюмо смотрел на меня, вторгшегося в их крошечную крепость … заставляя мать краснеть). Чистая случайность – Антуан вышел на крыльцо – помогает ему понять поведение мальчика и осознать, насколько он был не прав, увидев в мальчике отвратительного ребёнка.
Основным приёмом повествования является антитеза, автор противопоставляет состояние и взаимоотношения персонажей в начале эпизода и в конце: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка,несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Как определить позицию автора?
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов.
Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика.
Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.
Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции:
Цитата, а затем: – в этом и заключается позиция автора...
Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами.
Авторская позиция понятна…
Автор уверен (убеждён, считает)…
Несомненно, автору удалось доказать...
Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
А если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос.
Определяем а в т о р с к у ю п о з и ц и ю.
Определить авторскую позицию нам помогает наблюдение за поведением героев, развитием их отношений. Основной художественный приём – антитеза. Понаблюдаем за героями.
Вначале состояние мальчика описывается глаголами, несущими отрицательную характеристику, затем – положительную (вертелся, дерзил, капризничал – осторожно вручил, прошептал, решился оказать доверие).
Состояние Антуана меняется несколько раз: 1) ошеломлён – спокоен (разбитые крылья, порванная ткань; так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь – падение … видели, крепкий дом, и впрямь жив); 2) приятные чувства от общения с хозяевами – неприятные от поведения их сына (милая семья – отвратительный ребёнок); 3) спокоен – потрясён (вокруг редкие звёзды, подлинная красота,любопытство взяло верх над неприязнью –ужаснулся, поняв, что был не прав).
Обратимся к комментарию.
Взаимоотношения героев также меняются: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка,несносного мальчишку, в конце – мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце – решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.
Таким образом, а в т о р с к а я п о з и ц и я состоит в следующем.
Общение с людьми, тем более хорошими (а именно таких представляет автор), – радость. Чтобы не лишить себя этой радости (что чуть не произошло с Антуаном), человек, общаясь с окружающими, должен проявлять к ним уважение, внимание, терпимость; нужно помнить, что в один и тот же момент люди, оказавшиеся рядом, могут находиться в совершенно разном психологическом состоянии: один (Антуан), пережив потрясение, с честью выдержав испытания, чувствует удовлетворение, испытывает наслаждение от общения с хорошими людьми; другой (мальчик), вынужденный заниматься совсем не тем, чем нужно и хочется ему, удручён, взволнован, раздражён. Описывая данную ситуацию, автор предостерегает нас от скоропалительных выводов, привычки вешать ярлыки. Чтобы составить правильное мнение о человеке, нужно узнать его поближе, вникнуть в круг его проблем.
Определение собственной позиции
Строится по типу речи – рассуждение
Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение.
Ваша цель – не тольковысказать собственное мнение по проблеме, согласившись или не согласившись с мнением автора, но и доказать собственную правоту, опираясь на жизненный или читательский опыт.
КАК сформулировать ТЕЗИС?
Если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезисы совпадают. В этом случае можно использовать высказывания автора, либо косвенно передавая его мысли, либо цитируя текст.Но вы НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДОЛЖНЫ повторять доводы автора, использованные в тексте, вам необходимо привести свои.
Выражаем с о б с т в е н н о е м н е н и е.
Оно может быть таким.
Проблема взаимопонимания между людьми, тем более между взрослыми и детьми, актуальна во все времена.
Я согласен с позицией автора: необходимо быть внимательным и чутким в общении. Известно, что картина мира у взрослых и детей разная: взрослый человек сумел много испытать и понять; ребёнку недостаёт опыта, зато ему свойственны искренность и открытость. И хорошо, если взрослый человек мудрый и добрый, такой, как Антуан в данном отрывке. Или как герой (тоже лётчик) сказки Экзюпери «Маленький принц»: находясь на краю гибели, он тем не менее пытается понять внутренний мир Маленького принца и благодаря этому обретает душевные силы и почти чудесное спасение.
В качестве примеров используйте
1.Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;
4. Примеры из художественной литературы и публицистики.
5. Примеры из телевизионных передач и фильмов.
6. Примеры из личной жизни и жизни окружающих.
Если в вашей памяти не найдётся ни одного из вышеназванных примеров, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место.
Следует осторожно использовать клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз!
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(176) "Конспект урока по русскому языку в 11 классе на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»."
["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_v_11_klassie_na_tiemu_rabota_s_tiekstom_v_ram"
["file_id"] => string(6) "439790"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1511183838"
}
}